92.1$ 98.7€
6.54 °С
Новости Все новости

«Баланс небалансов»: замдиректора ГУП «ТЭК» о том, как сделать энергетику экономичной

18 января 2016 | 16:50

Заместитель генерального директора ГУП «ТЭК Санкт-Петербург» по сбыту Юрий Тельтевский рассказал «Диалогу», какой ему представляется ситуация с неплатежами, о её корнях, а также о том, почему в жилых домах не выстроена экономика и по какой причине перевод ЖКХ на концессионные рельсы обречён на неудачу.

«Дебиторская задолженность – следствие небаланса и неплатежей»

Юрий Егентьевич, из всех мероприятий, которые вы посетили на XI Всероссийском Форуме руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства, какое было самое интересное и полезное?

Мне понравилась площадка торгово-промышленной палаты (организатор Форума – ИА «Диалог»). Она приглашала к участию как представителей власти, так и общественные организации, разные институты, которые выступают в качестве экспертов. Основное, что я услышал – это то, что позиция власти не совпадает с мнением некоторых экспертов. Если власть говорит о концессии, то большинство экспертов сходятся во мнении, что сегодня данная модель работать не будет, а станет профанацией. По словам специалистов нельзя говорить о концессии при утверждении бюджета на один год (не только федерального, но и регионального) и установлении тарифов на три года. Они говорят, что никто в концессию на сегодняшних условиях не пойдёт. Хотя пытаются искать разные варианты, но большинство экспертов сходится во мнении, что ничего всерьёз работать не будет.

На Форуме выступали представители министерств и ведомств. Какой видят отрасль спикеры?

Директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и ЖКХ РФ Оксана Демченко говорит, что отрасль меняется в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют и данные ВЦИОМ – в том числе за счёт программы капремонта.

Но в кулуарах Форума специалисты ставили под сомнение эти результаты. Например, ввели лицензирование — 13 процентов управляющих компаний его не прошли. Для чего это было сделано? Чтобы отсеять недобросовестных. Видимо, отсеяли.
Но ещё надо было решить проблемы с дебиторской задолженностью. Стали ли они решаться? Нет. Кроме того, если на май месяц 11 тысяч управляющих компаний прошли лицензирование, то сейчас уже 15 тысяч: за полгода их по стране стало на 4 тысячи больше. И кто знает: может, это те, кто не прошёл лицензирование и поменял название? Или появились компании «пустышки»? Эти цифры никак не говорят об интересе бизнеса – скорее, это свидетельство того, что управляющие компании ищут лазейки. Бизнес приспосабливается к этому лицензированию, и сегодня оно фактически не работает.

По словам Оксаны Демченко, стоит задача привлечь в коммунальное хозяйство частного инвестора: за бюджетные средства ситуацию не исправить. В перспективе на два-три года она видит рывок по концессионным соглашениям: якобы все сейчас пойдут их заключать. Но эксперты опять сходятся во мнении – не пойдут, концессия в нынешних условиях функционировать не будет – нужно ждать улучшения экономической ситуации, чтобы механизм заработал. Нам приводят в пример Волгоград: в области водоснабжения в качестве концессионера появился пенсионный фонд «Лидер», который якобы привлекает 58 млрд рублей. Но чьи же это деньги? Пенсионеров. Будем наблюдать за реализацией этого проекта, очень хочется, чтобы проект получился.

Интересно, сами пенсионеры об этом знают? Вот если бы государственный пенсионный фонд это сделал…

Сейчас пенсионные накопления как раз замораживаются. Но вернёмся к словам Оксаны Демченко. Она говорит, что приоритетный вопрос – совершенствование взаимодействия между ресурсоснабжающими организациями и собственниками. Как это решается? Будут внесены изменения во все базовые постановления: 354, 124, 491, 306. На сайте Минстроя уже размещены проекты документов. И здесь опять возникают вопросы – насколько это проработано, как это всё обсуждалось? Все ли экспертные мнения учтены? Нас, например, не спрашивали.

Никто об изменениях в постановлениях министерства толком не знает. А что это за изменения?

Скорее всего, к апрелю 2016 года через Госдуму проведут закон о прямых договорах. На форуме обсуждалось, что принятие этого закона инициировано замминистра строительства и ЖКХ РФ, Главным государственным жилищным инспектором Андреем Чибисом и «Российскими коммунальными системами» (крупнейшая частная федеральная компания, работающая в коммунальной сфере — ИА «Диалог»).

Мнения по этому вопросу опять разделились: кто-то хлопает в ладоши и говорит, что нужно всё это передать ресурсникам. Хотя у них после этого должны увеличиться затраты (и, как следствие, тариф), в этой сфере есть те, кто такое решение поддерживает.

Я же, в свою очередь, сдержанно отношусь к ситуации, потому что не уверен, что всё это будет работать во благо. На мой взгляд, сегодня не решена главная проблема — небаланс во всех домах, когда весь поступивший на границу балансовой принадлежности объём ресурсов не распределён. Отсюда и появляются объёмы, на оплату которых нет источника. Когда мы решим вопрос с балансом, у нас останется ещё одна многолетняя проблема — неплатежи.

Так в этом и есть причина формирования огромнейшей дебиторской задолженности?

Основной объём накопления дебиторской задолженности управляющих компаний – это следствие двух указанных проблем: небаланса и неплатежей.

Небаланс – это постоянная беда, которая из года в год имеет свойство нарастать, как снежный ком, потому что с ней бороться сложно. Если неплатежи еще можно сокращать, взыскивать, влиять на этот размер, то проблема небаланса увеличивается в геометрической прогрессии.

Да, увеличивается – отсюда и рост дебиторской задолженности. Но на профессиональном уровне, к сожалению, я не услышал, чтобы кто-то этой темой всерьёз озадачился. Жилищный комитет Санкт-Петербурга – исключение: там поняли, что это одна из серьёзнейших проблем. Но произошло это после того, когда мы вместе начали разбираться, что происходит: вот счёт-фактура, который мы выставили управляющей компании, и вот цифры, которые она через ВЦКП начислила населению. Есть разница, а это означает, что у исполнителя коммунальных услуг нет источника по оплате.

Этот путь был пройден на примере 8-ой Выборгской котельной?

Да, мы начали с Выборгской котельной, там до сих пор ещё продолжаем, и дальше работаем с управляющими компаниями и жилкомсервисами. И последние, действительно, начинают понимать, что необходимо выстраивать какую-то экономику. А сегодня получается, что в домах экономики просто нет. Есть условия, которые жилищные компании должны выполнять. Они должны чистить дворы, вывозить мусор, содержать лифты, внутридомовые инженерные системы : водопроводные, канализационные, тепловые, всю электрику. Существуют определённые правила, но расходы не подкреплены финансированием. Есть нормативные документы, где закреплено, что они обязаны это делать, но никто не определил тот объём средств, который необходим для содержания всего общедомового имущества. Это тоже ведёт в итоге к отсутствию источника и к неплатежам.

Согласно жилищному законодательству, размер платы за жилищные услуги определяют собственники на общем собрании, когда заключают договор управления.

Именно так. Только при этом собственников сегодня много, но им не вложили в голову, что они отвечают не только за свои квартиры, но и за всё общедомовое имущество. Спроси каждого из нас: «У тебя есть собственность?» — «Да, есть» — «А что у тебя в собственности?» — «Квартира». Но никто почему-то не вспоминает про подвал, чердак, узлы учёта… А ведь всё это – тоже в собственности, в том числе – земельный участок.

А относительно УК надо сказать, что они по большей части выполняют функции подрядных организаций, а не управляющих. Управление недвижимостью – это совершенно иной вопрос: нужно не только содержать, но и думать, как эффективно распорядиться этим домом и извлечь прибыль, например, привлечь арендаторов, разместить рекламу… И эти деньги направить, скажем, на ремонт…

Я немного отступлю от темы. По собственному опыту работы в другом регионе могу сказать, что в свое время мы столкнулись с проблемой , когда стали появляться управляющие компании, которые шли только на зарабатывание денег в управлении, и выставляли квитанцию только за своё управление, ничего больше. И тариф благодаря этому уменьшили – до 1 рубля 20 копеек или 2 рублей за квадратный метр. Собственники все голосовали «за», а управляющая компания этим воспользовалась и положила все деньги себе в карман, а потом тихонько исчезла: «Мы тут поработали чуть-чуть на минимальном тарифе, и всё…». После этого вышли с инициативой: должен быть на законодательном уровне закреплён за УК минимальный объём работ, при котором будет хотя бы не разрушаться жилое здание. В 2012 или 2013 году появился такой перечень на федеральном уровне.

Опять-таки, вопросы возникают к уровню управляющих компаний и лицензированию – каким образом у нас определяется качество управления домом?

В свое время мы предлагали включить ГУП «ТЭК» в состав лицензионной комиссии. Тогда при выдаче лицензии учитывалась бы ситуация с долгами жилищных организаций, и решался вопрос выплаты задолженности. К сожалению, сегодня при лицензировании управляющих компаний отсутствует критерий наличия дебиторской задолженности. И этим пользуются компании-должники.

ГУП «ТЭК» неоднократно обращался в ГЖИ с просьбой проверить жилищные организации по вопросу платежной дисциплины. Надеюсь, что госжилинспеция и ее руководитель Владимир Михайлович Зябко помогут исключить спекуляции управляющих компаний, и мы совместно сможем продвинуться в решении вопроса дебиторской задолженности.

И все же, Юрий Егентьевич, давайте вернемся к изменениям в закон, которые инициирует Минстрой. Что именно хотят внести?

Задолженность будет числиться не за собственником помещения, а за самим помещением. То есть, если вы купите квартиру, все долги получите вместе с ней. Это сделано для того, чтобы создать дополнительный стимул для оплаты задолженности, потому что квартира с таким обременением будет неконкурентоспособна на рынке недвижимости. Но при этом не говорится, что задолженность должна быть погашена в момент совершения сделки. Поэтому главная задача — на законодательном уровне установить порядок взыскания долга в судебном порядке. Мы, на самом деле, еще год назад предлагали запретить регистрацию перехода права собственности при наличии долга.

«Тариф сегодня политизирован»

А вопрос дебиторской задолженности вообще поднимался?

Поднимался, но несильно, в разрезе: да, она есть, надо решать. Хотя сегодня все – особенно ресурсники – говорят о том, что мы уже стоим перед критической чертой, и, сделав шаг, начнём падать. И, кстати, есть пример ТГК-1: на Василеостровской ТЭЦ был пожар турбины – это показатель ухудшения ситуации с обслуживанием оборудования. И причиной может являться недофинансирование и невключение в тариф в полном объеме эксплуатационных затрат. Конечно, это всего лишь предположение, выводы должна сделать комиссия…

Если говорить о моём рецепте борьбы с дебиторской задолженностью, то это снова баланс и расщепление платежей на транзитных счетах в банке, без расчётно-кассовых центров. РКЦ нужен только для начисления и выпуска квитанций.

Другими словами, вы предлагаете отказаться от услуг РКЦ?

Именно так. Комиссию за дополнительные услуги банков можно включить в любой тариф – ресурсника или управляющей компании. Но только давайте уйдём от ситуации, когда недобросовестные управляющие компании пользуются этой возможностью. Конечно, они «волосатую лапу», как выразился один коллега из ТГК, «запускают в наши деньги».
Тогда, я считаю, всё просто: проблему с балансом решили, и дальше – расщепление платежа.

Как же все-таки решить проблему с балансом?

Для начала необходимо принять закон, который запретит использование темы ЖКХ в предвыборных кампаниях. Давайте уйдём от политики в тарифах, в ЖКХ, и поймём, что, в конце концов, сегодня есть проблема, которую мы можем решить, только когда честно скажем: тот или иной ресурс стоит именно столько.

Тариф сегодня и так разбалансирован и не является экономически обоснованным. Важно исключить спекуляции на этой теме, в том числе предвыборные.

Нужно честно сказать каждому гражданину – сколько он должен по-настоящему платить за тот или иной коммунальный ресурс. А малоимущие граждане должны быть обеспечены государственной поддержкой в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

А ГУП «ТЭК СПб» может сказать, сколько стоят тепло и горячая вода?

В части своего тарифа – да. Но ведь общий платёж состоит не только из нашей части – туда входят части, скажем, «Водоканала», электриков и так далее.

По закону о теплоснабжении можно отключить потребителей?

Можно, но только с соблюдением правил, установленных для особой категории потребителей. При этом есть «неотключаемый» список, который определило государство. Отключать нельзя – хорошо… Но если у них есть долги, что с этим делать? Значит, государство должно выступить поручителем: если потребитель не платит, то за него платит Российская Федерация. Либо список «неотключаемых» определяет субъект, и тогда субъект предусматривает в бюджете энную сумму на погашение долгов. На сегодня у нас около 80 отключенных должников.

Сама по себе мера отключения действенная? Что показывает практика?

Она действенна, но не всегда есть возможность отключить. Но, как правило, после получения уведомления о возможности отключения задолженность оплачивается. До реального отключения мы тоже доходим, но случаев не так много. Дальше уже начинают появляться те, кто в принципе не хочет или не готов платить… и включаются самовольно там, где у нас отсутствует возможность отключить.

Хотел бы назвать цифры. Процент по стране неоплаты начислений – 6 процентов. Другое дело — платят что? Только то, что начислено. А то, что начислили не в полном объёме – ну, извините, «так начислили», я и заплатил. В 2014 году по государственным жилкомсервисам – цифра нашего нераспределённого ресурса, который не начислен гражданам, собственникам, составила 316 миллионов рублей. А за 10 месяцев 2015 года цифра – 161 миллион. За год будет порядка 190-200 миллионов. На самом деле, эту цифру мы уже снижаем – но с учётом заниженных с 9 сентября нормативов боимся, что в следующем году эта цифра вырастет в два раза. Только по октябрю месяцу ВЦКП в нашей зоне ответственности недоначислил – 39 миллионов. И это только по заниженным нормативам. Давайте на год посчитаем эту цифру – свыше 400 миллионов. Плюс почти 500 миллионов рублей – дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности. Это деньги, которые мы тоже не получим.

В принципе, можно назвать главным достижением за те полтора года, что вы занялись этой темой? Что вы сделали, какие это принесло результаты, и что ещё можно сделать своими силами и при помощи исполнительных и законодательных органов власти? Или побороть дебиторскую задолженность окончательно невозможно?

В существующей ситуации можно замедлить лишь темпы роста. Можно довести ситуацию до того, чтобы остались только собственно неплатежи, и с ними уже работать через штрафы и суды. Нужно оставить только собственно неплатежи – когда я, например, не плачу вовремя, или принципиально не плачу по той или иной причине (скажем, меня качество не устраивает, или ещё что-то). Но это рабочие моменты, которые решаются – в том числе на законодательном уровне.
Оставив только эту проблему, мы снизим прирост дебиторской задолженности, а вторая проблема, к которой мы опять возвращаемся – это отсутствие источника оплаты, небаланс. Этой темой всё равно придётся заниматься, хотим мы этого или нет.

На конец года у нас — миллиард рублей прироста дебиторской задолженности. Хотя есть рост платежей – выше процент собираемости. Могу сказать, что на 1 декабря 2015 года в ГУП «ТЭК СПб» — один из самых лучших процентов собираемости за последние 5 лет – 96,1%. Вот это — реальная цифра… Ситуация была бы значительно лучше, если бы мы не получили ещё и долги ОАО «РЭУ», которое сейчас находится в процедуре банкротства. «РЭУ», на самом деле, даёт нам очень серьёзную цифру прироста дебиторской задолженности.

Речь идёт об объектах министерства обороны?

Да, о них. Прирост за год задолженности по объектам министерства обороны составляет 254 миллиона. Разница начислений между нашими счетами и тем, что начислили исполнители коммунальных услуг населению, составляет 190 миллионов рублей, прирост по организациям-застройщикам – 160 миллионов рублей.

И все-таки, что было сделано за полтора года для снижения дебиторской задолженности?

Одно из самых главных достижений, я считаю, – это то, что мы совместно с жилищным комитетом задумались над вопросом небаланса в принципе, и это слово прозвучало. Сейчас уже Людмила Дмитриевна Соловьёва (заместитель председателя жилищного комитета — ИА «Диалог») признаёт наличие этой проблемы и говорит о том, что весь ресурс, который поставлен на границу дома, должен быть распределён. Но сегодня он не может быть распределён, потому что есть зафиксированный норматив на ОДН (общедомовые нужды).

Кроме того, за эти полтора года мы изменили концепцию взаимоотношений между потребителем и ГУП «ТЭК» по принципу «чужого нам не надо, но наше отдайте». Это означает, что мы применяем все законные методы сбора денег с потребителя – чтобы он заплатил за оказанную ему услугу. В том числе и суды – и если в 2012 году 295 исков было, в 2013-м – 176, в 2014-м – 383 (причём, основная часть была подана во второй половине года), то в 2015-м на сегодня – 703. Этот показатель в два раза вырос по сравнению с прошлым годом и в шесть раз – по сравнению с 2013 годом. Соответственно выросли и платежи. Поступила оплата по предъявленным исполнительным листам в этом году – 407 миллионов (на 1 декабря), а в прошлом году – 136 миллионов. Разница в три с половиной раза. Кроме того, был в принципе изменён подход к управляющим организациям – и, наверное, такого количества непосредственно встреч, консультаций с управляющими организациями не было за всю историю ГУП «ТЭК СПб».

«Концессия – это игра бизнеса с властью»

Что еще можно сделать, чтобы повлиять на ситуацию с долгами за ресурсы?

Возвращаясь к теме того, чем сегодня государство не наделило собственника, не вложило ему в голову, что он собственник, и он несёт ответственность за всё имущество, которое есть в доме, общедомовое имущество. 210 статья Гражданского кодекса РФ говорит, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Но он, собственник, почему-то всё время стоит в стороне. Власть отвечает за надлежащее теплоснабжение и несёт ответственность, а собственник, который проживает в доме, получается, не несёт. Мы ругаем управляющую компанию за то, что она делает или не делает, но, опять же, источник какой? Собственник – и есть этот источник. Он должен в итоге потратиться и нести ответственность за своё имущество. Не можешь нести ответственность – отдай тогда, деприватизируй. Тогда государство должно нести ответственность за это имущество, или муниципальная власть.
Вы жили когда-нибудь в деревянном доме? Печки топили?

Не довелось. Это вы о том, что дрова необходимо закупать впрок?

Да. Почему сегодня за отопление можно платить в течение 30 дней – до 10 числа следующего месяца? Надо давать время на оплату квитанций хотя бы в течение 10 дней со дня выставления счёта! Давайте введём норму авансовых платежей и безакцептного списания, как было в Советском Союзе. Только тогда банки и налоговая должны уведомлять ресурсника о смене счёта тут же. Проблема сразу же исчезнет! Но во главу давайте поставим печку, от которой и надо плясать. Есть печка – горячая, тёплая – я живу, я вокруг неё. Нет печки – всё, мы замерзли. Это если говорить глобально. А у нас идут от принципа равенства, соблюдения спокойствия среди населения, защиты его интересов. Так мы и возвращаемся к вопросу о политизации тарифов.

Но ведь жители вам сразу скажут: простите, сейчас качество оказываемых услуг оставляет желать лучшего.

Это другой вопрос! Качество зависит от возможности поставки, она определяется наличием денежного ресурса. Ведь миллиарды дебиторской задолженности, что у нас есть, мы могли бы вложить в реконструкцию этих сетей, установку всех этих регуляторов, задвижек, автоматики – это повысило бы качество услуг… Представляете, если бы не было дебиторской задолженности? Нам на всё бы хватало! У нас была бы прибыль, которую можно было бы вкладывать в реконструкцию объектов, в развитие инновационных технологий.

И все же давайте закончим наш разговор тем, с чего начали — судьбами энергетики. Какой главный вывод вы сделали после посещения мероприятий XI Всероссийского Форума Руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства?

Концессия – это игра бизнеса с властью. Вопрос в том, что сделать жилищно-коммунальное хозяйство рыночным сектором экономики сегодня не получится. Концессия будет убыточной. В идеале это, конечно, надо делать. И нужно идти от экономики – в многоквартирном доме должна появиться нормальная экономика. Должен быть выстроен баланс. Собственник сегодня должен начать понимать, что несет ответственность за свое имущество. А власть должна начать делать всё для этого, чтобы изменить сознание собственника.

Но хозяин хозяину рознь, наверняка же есть рачительные собственники, которые успешно ведут экономику дома?

Да, есть. ТСЖ – это один из самых эффективных собственников. Сегодня задолженность по ТСЖ значительно ниже, чем по управляющим компаниям. Сегодня уровень оплаты по ТСЖ выше, чем по управляющим компаниям. Потому что яйца в одной корзине пересчитать легче. И управлять одним домом легче. Там работают собственники, и они понимают, что нужны какие-то дополнительные траты, нужно принимать какие-то решения на общих собраниях. Необходимо искать рычаги, которые заставят собственников быть собственниками, и нести бремя содержания за общедомовое имущество. Вот такие судьбы энергетики.

Беседовал Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!