Трибунал по крушению «Боинга» МН17: кто и почему не хочет суда
19 июля 2015 | 23:59В пятницу, 17 июля, минул ровно год со дня крушения «Боинга» «Малайзийских авиалиний» на Донбассе. Почему лайнер под номером МН17 упал, неизвестно до сих пор. Практически все, что мы знаем: самолет летел из Амстердама в Куала-Лумпур, на борту находились 298 человек и все они погибли. Накануне годовщины трагедии вновь «всплыла» идея созвать трибунал для расследования причин катастрофы. Однако с этим, казалось бы, здравым предложением согласились не все. Кого и почему не устраивает международное судилище, а кому оно выгодно, выяснял «Диалог».
В начале июля стало известно, что международное расследование причин крушения МН17, возглавляемое Нидерландами, близится к завершению: окончательный доклад планируют опубликовать уже в октябре. Пока что имеется черновик: его разослали заинтересованным сторонам — в том числе и России — в ожидании комментариев. Комментарии у России нашлись: в Росавиации отчетом остались не очень довольны. Впрочем, что именно не устроило Москву, пока неизвестно.
«У наших специалистов целый ряд существенных замечаний к документу, к приведенной аргументации, просто техническим сведениям — сейчас мы их все собираем, и в ближайшие дни направим в Нидерланды», — заявил замглавы ведомства Олег Строчевой.
Еще в прошлом году, напомним, расследование пришло к основному выводу: самолёт упал из-за полученных извне повреждений. Версии о технической неисправности лайнера или ошибке экипажа подтверждения не нашли. Предполагается, что в окончательном отчете специалисты объяснят, какое именно «внешнее повреждение» получил лайнер, и кто это повреждение ему нанес. Но, вероятно, самостоятельно взять на себя такую ответственность тяжело — в связи с чем в середине июля вновь вспомнили о предложении созвать международный трибунал для определения виновных.
Российский МИД, к слову, еще месяц назад высказался против этой идеи.
«Сейчас необходимо дождаться окончания расследования, а не принимать каких-то скоропалительных резолюций о создании трибуналов», — сказал замминистра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов, назвав инициативу «контрпродуктивной».
А вот российские следователи не стали давать оценку самой инициативе, но выразили готовность предоставить все имеющиеся материалы собственного расследования.
Так или иначе, 15 июля в Совбез ООН была внесена резолюция о созыве трибунала по расследованию катастрофы МН17. Документ подготовили Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Украина. К слову, инициативу поддержали в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках. Более того, собирались выступить с аналогичной.
А вот Москва в очередной раз высказала недовольство идеей созвать трибунал.
«Никто не согласовывал с нами проект резолюции, идею вбросили достаточно быстро, чтобы принять за считанные дни. Так не делается. Забыли об одной резолюции, фактически не отвечали на наши призывы работать над резолюцией 2166, а теперь хотят «протащить под сурдинку» очень далеко идущий документ, который в случае принятия может быть подвергнут самым широким трактованиям и толкованиям», — сказал уполномоченный МИД России по вопросам прав человека Константин Долгов.
«Преждевременным» международный суд по катастрофе МН17 назвал и президент РФ Владимир Путин. Свою позицию по этому вопросу он озвучил в телефонном разговоре с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте.
«Президент России подробно разъяснил российскую позицию относительно преждевременности и контрпродуктивности инициативы ряда стран, включая Нидерланды, по учреждению международного трибунала для уголовного преследования лиц, ответственных за уничтожение малайзийского авиалайнера», — рассказали в пресс-службе Кремля.
По мнению политолога, профессора МГУ Андрея Манойло, трибунал необходим, чтобы «повесить» на Россию «очередную порцию обвинений».
«Страны Запада, которые находятся в состоянии жесткой конфронтации с Россией, нуждаются в информационном поводе, чтобы представить России очередную порцию обвинений. Америка через своих союзников пытается скорее создать трибунал, не дожидаясь окончательного расследования. Потому что именно трибунал может вносить обвинительные заключения. Проект резолюции, помимо Украины и Малайзии, поддержали малозначительные страны. Сделано это специально, чтобы показать внешнюю неаффилированность этой резолюции», — заявил он в комментарии «Диалогу».
С ним в целом солидарен и политолог Сергей Марков — он считает, что инициаторы трибунала желают скрыть истинных виновников трагедии. Эксперт уверен, что Россия наложит на резолюцию вето.
«Трибунал необходимо создавать для того, чтобы были наказы виновные в авиакатастрофе малайзийского «Боинга». Ведь так и неизвестно, сделал ли кто-то это случайно или целенаправленно убил 300 человек. Однако Россия наложит вето на эту резолюцию, поскольку у нас есть глубокие сомнения в том, что инициаторы этого трибунала хотят найти виновных. Россия практически уверена, что инициаторы этой резолюции, наоборот, хотят скрыть этих преступников. Мы можем видеть, что страны-инициаторы этого трибунала скрывают расследование, которое ведётся в тайне уже почти год», — сказал Марков в беседе с корреспондентом «Диалога».
Политолог, ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Андрей Пионтковский, напротив, полагает, что России право вето использовать не стоит.
«Если Россия так заинтересована в расследовании катастрофы, странно, зачем ей использовать свое право вето? Тем более, это России никакого результата это не даст, потому что международный трибунал может быть создан по решению Генеральной ассамблеи», — пояснил он свою позицию «Диалогу».
Будет трибунал или нет, пока не понятно. Проект резолюции, по некоторым данным, может быть рассмотрен Совбезом ООН уже во вторник.
Подготовила Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»