92$ 98.7€
6.02 °С
Новости Все новости

Эпилепсия: знать и лечить

03 марта 2015 | 20:59

Мало кто знает, но 26 февраля во всем мире известно как День осведомленности об эпилепсии. Так же мало кто знает, чем действительно можно помочь человеку, которого врасплох застиг припадок. Но еще меньше людей знают о том, что это заболевание может коснуться каждого и проявиться в любом возрасте по разным причинам, даже от злоупотребления алкоголем. "Диалог" выяснил у специалистов, какие мифы об эпилепсии существуют даже сейчас, передается ли заболевание по наследству, почему нельзя класть палочку в рот человеку с приступом и чем эпилептику могут помочь обученные собаки.

По словам руководителя клиники института детской неврологии и эпилепсии имени Святителя Луки профессора Константина Мухина, всем следует уяснить, что данный недуг имеет неврологическое, а не психиатрическое происхождение. Его можно как приобрести в течение жизненного пути, так и иметь от рождения. Наследование эпилепсии полигенное и мультифакториальное — так, если в паре один из людей болен эпилепсией, шанс того, что ребенок унаследует заболевание, не выше 5%.

«Для диагностики важны жалобы пациентов. Потому что простой осмотр с неврологическим молоточком ничего не дает. Если человек хочет утаить это заболевание — что бывает нередко — то диагностировать его практически невозможно. Так, многие родители детей скрывают это заболевание», — отметил Мухин.

По словам ученого, диагностировать эпилепсию помогают электроэнцефалография и МРТ. Однако остается проблема: такими технологиями располагают не все медицинские учреждения, особенно в провинции. При этом, не все аппараты магнитно-резонансной томографии годятся для обнаружения заболевания, и это нужно уточнять перед обследованием.

По данным профессора РНИМУ имени Н.И. Пирогова Андрея Петрухина, «зоны риска», где шансы заболеть выше, — регионы с большим количеством заводов, предприятий и машин, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на неврологическое состояние человека. Вдобавок, туда же входят и регионы военных действий — в том же Донбассе, где совсем недавно регулярно велись бомбежки, у множества детей и взрослых могут проявиться признаки эпилепсии.

Профилактика

Как подчеркивают профессионалы, профилактика эпилепсии — весьма косвенная. Первым делом стоит избегать черепно-мозговых травм. Не стоит злоупотреблять спиртными напитками. Вдобавок, повышение квалификации акушеров и специалистов по ведению беременности способствует снижению риска у детей стать эпилептиками. Однако врачи добавляют, что как таковой явной профилактики этого недуга не существует, именно поэтому о нем стоит больше знать каждому, чтобы внезапно пришедшая беда не застала врасплох.

Помощь при приступе и мифы

Если вы заметили, что у человека разом наблюдаются потеря сознания, судорожное сокращение мышц, идет пена изо рта, отсутствует реакция на внешние раздражители и зрачки не сужаются от света — это припадок. По возможности нужно защитить голову человека от травмы, подложив под нее что-то мягкое; освободить досягаемое доя больного пространство от опасных предметов, отодвинуть мебель; расстегнуть на нем тесную одежду; повернуть набок во избежание западения языка. Если человека тошнит, его голову надо также повернуть набок. Как только судороги прекратились, повернуть набок. Также стоит проследить, чтобы после припадка пострадавший мог полностью прийти в себя и отдохнуть. Не стоит забывать и о проверке дыхания — не осталась ли в дыхательных путях слюна, рвота, зубные протезы.

«Сам эпилептический приступ имеет устрашающий вид даже для специалистов. Потому что он напоминает предсмертные конвульсии», — отмечает профессор Петрухин.

Нужно раз и навсегда запомнить, что попытки придержать язык, вставить что-то твердое в рот, держать челюсти ни к чему хорошему не приведут — человек либо откусит кому-то палец, либо сломает себе челюсть. Переносить человека с места, где начался приступ, также не надо — только если оно не опасно для жизни. Попытки сдержать судороги сделают больному только хуже. Искусственное дыхание и массаж сердца также неуместны, как и стакан воды с лекарствами. Самым умным решением будет вызов «скорой».

Врачи заявляют — до сих пор среди медиков и педагогов, да и среди обычных людей очень много мифов об эпилептических припадках. Из-за этого детей не хотят брать в детские сады и школы, мотивируя это тем, что там ребенку может стать хуже. Вдобавок, не готовы из-за незнания принимать больных и одноклассники — их товарищ в припадке может обмочиться, и дети будут жестоко себя вести.

Лечение

«Если есть мозг, то можно лечить эпилепсию», — с улыбкой говорит профессор Андрей Петрухин.

По словам Константина Мухина, достигнуть ремиссии при эпилепсии с адекватным лечением можно в 60-75% случаев. Однако тяжелые формы вылечить нельзя.

Первым делом после диагностики подбирают препараты. Если они человеку помочь не могут, решается вопрос о хирургическом вмешательстве. Диеты тут не помогут, разве что кроме специально подобранной, насыщенной жирами и имеющей побочные эффекты. Еще есть такие варианты хирургического вмешательства, как стимуляция блуждающего нерва.

По словам руководителя японской фармацевтической компании Eisai Кадзухко Масано, на сегодняшний день существующее лечение не избавляет пациентов от эпилепсии навсегда, однако сводит до минимума частоту неблагоприятных проявлений.

«Медпрепараты помогают контролировать развитие заболевания. Но идеального пока не существует, который полностью бы мог излечить пациента», — утверждает он.

К слову, в Петербурге для особо тяжелых случаев раздали несколько специально обученных и поэтому очень дорогих собак породы лабрадор. Они, как говорят врачи, чувствуют возможность приступа у пациента за некоторое время до его начала и успевают лечь под падающего в припадке или уже по терявшего сознание человека. Однако этим собакам пока не дали статуса поводырей ввиду невозможности согласования их прохода в ряд мест и учреждений.

Если не лечить

Отсутствие лечения при любом виде эпилепсии может привести от травм при приступах до изменений личности. Частые приступы без медикаментозного вмешательства приводят к высокой раздражительности и депрессиям.

«Возникает целый каскад патологических явлений. Частота приступов увеличивается. Меняется характер личности. Проявляется вязкость мышления. Может наступить смерть из-за припадка», — отмечает Андрей Петрухин.

По словам Константина Мухина, есть самокупирующиеся формы заболевания у детей. Однако никто никогда точно не знает, точно ли приступы пройдут с началом полового созревания. Поэтому мучить ребенка до 11-12 лет нет смысла.

«Лечить надо обязательно. Что касается тяжелых форм эпилепсии, это неизбежно приведет к деградации пациента. Может быть пожизненная парализация», — уверен Мухин.

Проблемы

На сегодняшний день главные проблемы эпилептиков — социализация, прорехи в законодательстве, а в России — еще и отсутствие разработанных внутри страны препаратов. В данный момент есть оригинальные иностранные медикаменты и их дженерики, выпущенные в России. Причем российские законодатели нанесли удар по некоторым больным, запретив ввоз незарегистрированных в стране препаратов. При ряде тяжелых синдромов отсутствие лечения с их применением приводит к тому, что у пациентов за пару-тройку недель полностью перестает функционировать мозг.

Помимо всего прочего, существуют ограничения для ряда профессий, связанных с управлением транспортными и воздушными средствами, хирургией, работой на высоте.

Однако, несомненно, в основном люди страдают от трудной социализации — дети сталкиваются с жестокостью и непониманием педагогов и сверстников, взрослые могут не получить вовремя помощи, которая им требуется. Вдобавок, больным мешают мифы и предрассудки. Между тем, социализация и, в особенности, подвижные игры и виды спорта очень важны для ремиссии.

«Человек должен быть подвижен, игровые виды спорта и концентрация внимания снижают возможность приступа. Когда мы прерываем или купируем приступ, то может возникнуть психоз. А когда человек физически активен, у него эти метаболиты, провоцирующие приступ, «сгорают», — подчеркивает Петрухин.

Как добавляет руководитель Eisai Кадзухко Масано, к тупиковым проблемам приводит и само нежелание эпилептиков афишировать заболевание. Это делает людей вокруг совершенно неподготовленными к приступу.

«Они не говорят о нем, и общество не учится тому, как с ними обращаться и взаимодействовать. Поэтому нудно повышать осведомленность о недуге среди детей и взрослых. Это ведь социальное заболевание», — подчеркивает специалист.

По словам Масано, во всем мире людям нужны специальные обучающие программы, осведомляющие об эпилепсии. И специалисты Eisai намерены в ближайший год запустить их в России в специализированных центрах.

Подготовила Полина Полещук / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!