Новости Все новости

Надежда Грицкевич («Наадя»): Сейчас мне интересно попробовать найти в мире положительное

06 марта 2017 | 14:30| Культура

Группа «Наадя» с 2013 года покоряет сердца молодых и горячих хипстеров своим «взрослым» и холодным звучанием. В женский день 8 марта музыканты дадут концерт на Эрарта.Сцене в Петербурге. «Диалог» побеседовал с солисткой коллектива Надеждой Грицкевич о вдохновении, грусти и поиске собственного пути.

Очень часто в интервью вас спрашивают о грусти в ваших песнях. И я тоже хочу начать с грусти. Надежда, почему так грустно?

Скорее всего, та грусть, о которой спрашивают, есть в ранних песнях, написанных в период одинокого и нестабильного состояния, такой пост-пубертат. Сейчас мне интересно пробовать петь и писать песни из более светлого места. Новый альбом будет, как мне кажется, наполнен несколько другим настроением.

Пубертат – это подростковый возраст или состояние души?

Подростковый возраст. Те песни, с которых началась наша группа – «Туман», «Пираты» — были написаны довольно давно. Сейчас у меня уже совсем другие точки соприкосновения с ними. В целом я конечно же очень люблю веселиться, но всё же для веселья нужна причина.

В основном вам грустно?

Нет, в основном я просто очень спокойна.

Вы сказали, что хочется писать из какого-то светлого места. Из какого?

Раньше моё вдохновение происходило из отрицательных событий. Те песни, о которых мы начали говорить, были написаны на фоне глубоких переживаний, расставаний, провалов, ошибок, обид. Всё это мощные импульсы, с ними просто взаимодействовать, как просто бывает найти общий язык людям, которые ненавидят одни и те же вещи. Несложно оглянуться вокруг и обратить внимание на всё, что с этим миром не так. Гораздо сложнее сказать что-то положительное. Но ведь прекрасного в мире не меньше. Всё это тоже надо учиться видеть, и сейчас мне хочется этого просто потому, что это более здоровый подход.

Насколько это вам удаётся?

Пока, мне кажется, получается. Но я всё-таки говорю о новом альбоме, о песнях, которые я слышала, а вы – нет. Вам придётся послушать их, чтобы понять. Мне кажется, это получается и работает. Здесь главное установить, какую именно ты хочешь донести мысль.

Такое вдохновение отличается от того, «негативного»?

Оно совсем не отличается. Есть один поток энергии, он постоянно находится в движении, а то, какое направление ему дать, зависит от меня. Раньше я не думала, что этот поток можно контролировать. С возрастом я больше понимаю, что хочу сказать, что чувствую. Я обретаю контроль над тем, что делаю, что у меня получается, и над этим потоком в том числе.

Как происходит процесс написания песни в таком случае?

Это можно сделать разными способами. Можно сказать, я постоянно нахожусь в поиске ощущения, за которое можно уцепиться. Это может быть сочетание цветов на картине, удачная композиция на фотографии, иногда я читаю книгу и могу увидеть какую-то фразу, и она начинает звучать у меня в голове. На неё нанизываются какие-то другие строчки. Всё очень по-разному происходит. Конечно, я только что сказала, что умею это всё контролировать, но это такая игра: ты никогда не знаешь, откуда к тебе прилетит и куда приземлится. Есть песни, которые я пишу по несколько лет. В них может быть два слова, которые точно там должны быть, а всё остальное я могу менять по пять, шесть, десять раз. А могу сесть и за один вечер написать песню. Здесь нет чёткого выработанного паттерна, но суть в том, что, если ты садишься и начинаешь это делать, настраиваешь себя, рано или поздно решение находится, и всё начинает происходить само собой. Иногда, когда я начинаю заниматься музыкой, сажусь за компьютер и просто выпадаю из времени. Я могу выбирать звук и очнуться через четыре часа, когда уже на улице темно. Когда я ощущаю, как у меня от наушников болит голова, я понимаю, что прошло очень много времени.

То есть вы можете не ждать вдохновения, а его…

Преследовать. Я его преследую, и чаще всего его удаётся поймать. Мне кажется, что творческий процесс каким бы он ни был, это навык, это мышца, которая требует постоянной тренировки, поэтому этот подход кажется мне более правильным.

Вас часто называют хипстерской иконой или ещё чем-нибудь обязательно хипстерским. Вы с этим согласны?

Мне кажется, определение хипстерства устарело. Уже не совсем понятно, что это слово означает. Хотя от шуток про хипстеров с самого начала веяло плесенью. А иконой быть всегда приятно.

Тогда как бы вы определили своё творчество и, может быть, его принадлежность к какому-то направлению в нескольких словах?

Пока нет сомнений в том, что это инди-музыка. Я называю это «альтернативный поп». Это не вполне нормальный поп и совсем не авангард. Это простые мелодии, куплеты, припевы. Я всё-таки стремлюсь к этому. Есть такое расхожее мнение, что русская музыка, особенно русский рок – это про текст, и музыка здесь играет второстепенную роль. Мне было интересно попробовать (и, собственно говоря, поэтому я и начала делать эту группу) совместить две вещи: мелодии и текст. Это довольно сложная задача, у меня, конечно, не всегда получается. Иногда приходится жертвовать смыслом в пользу мелодии или мелодией в пользу смысла. В идеале хочется, чтобы всё это работало вместе.

Есть ли кто-то, на кого вы равняетесь? Или просто музыканты, которые вам особенно нравятся?

Мне нравится очень много музыкантов. Сейчас я читаю книжку Дэвида Бирна (David Byrne, американский музыкант, основатель и автор песен группы Talking Heads – ИА «Диалог»), которая называется «How music works» («Как работает музыка»), и очень сильно к нему прониклась. Книга начинается с довольно интересной, неочевидной мысли: все музыкальные произведения всегда писались и пишутся сейчас под то пространство, в котором они будут исполняться. Например, в средние века музыка звучала в каменных готических храмах, где каждая нота долго висела в воздухе. Соответственно, нужно было очень осторожно подходить к смене гармоний, чтобы не возникло диссонанса. Но вот уже Моцарт писал музыку для исполнения в небольших комнатах, завешенных бархатными шторами, к тому же заполненных людьми в плотных нарядах, всё это съедало реверберацию, и так стала возможна более детальная проработка, более изменчивая структура. Или, например, африканские инструменты созданы для использования в открытых пространствах, на природе. В общем, много интересного.

Есть ли кто-то, про кого вы могли бы сказать «хочу быть как он»?

В целом не хочется быть похожей ни на кого, хоть это и проще для обозначения целей. Хочется проложить собственную дорогу, создать свой язык, собственный образ и жить с этим.

Можете объяснить, зачем вам творчество и музыка?

Это мой способ коммуникации с миром и мой способ общения с собой. Это тот медиум, в котором для меня сочетается очень много вещей: и работа в студии, и общение с разными специалистами, музыкантами, репетиции, и, конечно, живые выступления, и разного рода фото- и видеосъёмки, иллюстрации, афиши, обложки. В общем, это такой огромный механизм, и я как бы одновременно являюсь и его источником, и его потребителем.

К моему удивлению, вас часто спрашивают о политике, хотя, на мой взгляд, вашу музыку, нельзя никак с ней связать.

Мне тоже так кажется.

Тем не менее, вы принимали участие в концерте в поддержку Алексея Навального.

Принимала.

Насколько вы политически активны, и какое место политика занимает в вашей жизни?

Сейчас стыдновато быть политически неактивной. Я сама занимаю несколько пассивную позицию: у меня нет времени и сил на глубокое изучение каких-то вопросов, поэтому часто я прислушиваюсь к мнению своих более осознанных друзей. Многие из них занимаются политически заряженной деятельностью, и я их очень поддерживаю.

Оппозиционной, если я правильно понимаю?

Скорее да, чем нет. Но, на мой взгляд, важно заниматься не столько политической деятельностью, сколько деятельностью в целом. Важно найти область, пусть даже небольшую, в которой ты можешь действительно что-то изменить – и действовать, поэтому я за любую активность.

Вы выступаете 8 марта в Эрарте. Что будет на этом концерте? Чем он будет особенным?

Я ужасно соскучилась по Санкт-Петербургу и ужасно соскучилась по концертам, и сейчас нахожусь в очень приятном предвкушении. Очень хочется, чтобы это был очень душевный и добрый вечер. Плюс я очень люблю Эрарту как площадку. Будет очень здорово со всеми наконец-то повидаться.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!
в темноте dans le noir
Как это?

Есть в полной темноте

13 декабря 2017
Репортаж