92.1$ 98.7€
8.55 °С
Новости Все новости

Конституция. Социальное государство. Права и свободы.

12 декабря 2013 | 18:15

12 декабря 2013 года мы в России отмечаем двадцать лет со дня принятия действующей Конституции Российской Федерации. Двадцать лет исполняется и современному российскому парламентаризму. Двадцать лет работают Совет Федерации и Государственная дума, две палаты российского парламента — Федерального собрания. И всё это время политические и социальные права — предмет нашего приоритетного и постоянного внимания.

Демократический и правовой характер российского государства утверждается в первой статье Конституции. Вторая статья гласит, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. А седьмая статья провозглашает Россию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальное государство — это не просто красивые слова. Это — важнейшее правовое и даже философское понятие. Его смысл в том, что государство не ограничивается изданием законов и контролем за их исполнением. Социальное государство от имени общества берет на себя ответственность и за благополучие своих граждан. То есть это — не только строгое и справедливое государство. Это ещё и неравнодушное, милосердное государство.

Социальными государствами официально называют сегодня себя не только Россия, но и Германия, Япония, Франция, Италия, Испания, Португалия, Швеция, многие другие страны мира. Более того, некоторые политологи считают, что фактически все современные демократические государства сегодня в той или иной мере могут быть названы социальными государствами.

А между тем, понятие «социальное государство» — в масштабе истории — существует не так давно. И впервые его сформулировал в 1850 году выдающийся немецкий правовед Лоренц фон Штейн. Кстати говоря, в декабре 1874 года он был избран членом-корреспондентом Петербургской Императорской академии наук

Продолжая говорить о Конституции, о ее второй статье, хочу привести несколько цитат. «Политическая свобода означает свободу народа распоряжаться своими общенародными, государственными делами… Политическая свобода означает право народа самому выбирать себе всех чиновников, устраивать всякие сходки для обсуждения всех государственных дел, издавать, без всяких разрешений, какие угодно книги и газеты». Эти слова принадлежат известному русскому политическому деятелю. Зовут его Владимир Ульянов (Ленин). Ещё более глубокие и точные слова нашёл, рассуждая о социальных и экономических правах, другой выдающийся деятель, представитель Германии. Именно его — Карла Маркса — идеи вдохновили Ленина и его соратников на грандиозный политический эксперимент.

Удивительный и поучительный парадокс. Абсолютно точно рассуждая о политических свободах, мечтая о социальной справедливости, построили что-то совсем другое. Я — и люди моего и старшего поколений — хорошо помнят, как мы гордились советской Конституцией. Как рассуждали о том, что буржуазная демократия только провозглашает политические свободы, а наша, советская, ещё и гарантирует социальные права. А по существу — якобы во имя социальной справедливости — превратили эту «самую свободную в мире Конституцию» в ширму для бюрократической однопартийной системы. И вдруг поняли, что в отсутствие политических и экономических свобод мы превратили социальное равноправие в бедность и бесправие. Что экономика не справляется с вызовами времени. Что лозунг «всё во имя человека, всё на благо человека» остаётся лишь на бумаге.

Но помним мы и другое. Помним, как, избавившись от однопартийной системы и административно-бюрократической экономики, с восторгом бросились в объятия демократии и свободного рынка. Скажу даже вот что. Лет 20 назад в России среди тех, кто реально пришёл к власти, говорить о социальных правах, о социальной защите малообеспеченных граждан считалось дурным тоном. Как раньше сделали себе кумира из социальной справедливости, так теперь молились на рынок. Верили в то, что рука рынка сама собой, как по волшебству, обогатит страну. Что государство не должно вмешиваться в экономику, потому что свободная конкуренция обеспечит счастливую жизнь гораздо лучше. И очень скоро пришли к колоссальному социальному расслоению. К торжеству олигархического эгоизма. К безответственному поведению нуворишей. И — снова — к бедности и бесправию.

Когда в 2000 году Владимир Путин стал Президентом России, он, прежде всего, призвал прекратить безответственную борьбу новоявленных хозяев жизни за доступ к общенародному достоянию России. Тогда было впервые чётко сказано, что бизнес должен нести социальную ответственность. Что принципы демократии и свободного рынка нельзя превращать в свободную торговлю демократией в интересах олигархов.

Наша повседневная практика приводит к одному безусловному выводу. Если мы хотим, чтобы наши граждане жили в подлинно свободном обществе, мы обязаны заботиться о социальных и политических правах в их единстве.

Потому что невозможно отделить одно от другого. Невозможно победить бедность и ликвидировать социальную несправедливость, ограничивая политические права и свободы человека.

Но невозможно обеспечить и полноценную демократию в социально расколотом обществе, потому что грубое социальное расслоение ведёт к практической невозможности воспользоваться теми правами и свободами, которые предоставлены даже самым демократическим законом.

Вадим Тюльпанов, специально для ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!