Войну читаю, мир пролистываю: послание президента Федеральному Собранию глазами политологов
01 марта 2018 | 17:02| ПолитикаПослание президента России Владимира Путина Федеральному Собранию в этом году было во многом посвящено военной мощи РФ. Некоторые зрители могли прочесть в словах главы государства реальные угрозы потенциальным врагам. «Диалог» посмотрел послание президента Федеральному Собранию и узнал у экспертов, как они поняли слова президента.
Политолог Фёдор Крашенинников считает, что Путину была интересна только «военная часть» его выступления.
«Ему совершенно наплевать на выборы и внутреннюю политику России. Он ведёт разговор с Западом. В 2004 году он что-то сказал, в 2018 — доказал. И в таком режиме, таком масштабе он ведёт неспешный разговор. Всё остальное – экономика, выборы — это такие мелочи, которые так, скороговоркой поговорить. Очевидно, что ему самому интересна была только последняя часть его выступления, когда он действительно был воодушевлён», — пояснил эксперт.
Политолог Алексей Мухин, напротив, посчитал, что «военные заявления» президента были неожиданными.
«Президент очень много внимания уделял простому человеку, созданию комфортной среды в России. Неожиданным был поворот в конце с демонстрацией российской военной мощи, что является прямым и очень эффективным ответом на то, что мы слышали в последнее время от наших так называемых западных партнёров», — сказал эксперт.
Фёдор Крашенинников отметил, что заявление Путина о том, что с Россией по существу никто не хотел разговаривать, но теперь, когда у страны есть необходимое вооружение, это делать необходимо, звучит двояко.
«С одной стороны это звучит, как угроза, а с другой – признание того, что никто, в общем-то, нас не слушает. Довольно печальное признание для политика такого масштаба. Плохо, что тебя никто не слушает, честно сказать. Так себе достижение», — добавил политолог.
Алексей Мухин считает, что демонстрация военной мощи России – не попытка запугать Запад.
«До этого на протяжении лет трёх нас всячески третировали, говорили: «мы по вам нанесём ядерный удар», приняли даже доктрину относительно превентивного ядерного удара по России. Говорили прямо, называя вещи своими именами. В конце концов, этот яркий, но негромкий ответ и прозвучал сегодня: «ребят, извините, у нас достаточно вооружения, чтобы ответить на любую угрозу». Президент это подчеркнул», — пояснил он.
При этом политолог Дмитрий Травин придерживается противоположного мнения. По его мнению, «военные» заявления во время послания президента Федеральному Собранию вообще были сделаны не для Запада.
«Нет, это не запугивание. Американцы ведь знают, каков уровень нашей реальной мощи. Их-то не обманешь этими картинками из «Звёздных войн». Это для внутренней аудитории, чтобы спокойно выиграть выборы», — сказал эксперт.
Политолог Евгений Сатановский рассказал «Диалогу», что все обращения Путина к Западу угрозами назвать нельзя. По словам эксперта, заявления были максимально вежливыми.
«Там что, кто-то говорил «мы вас уничтожим» и стучал ботинком по трибуне, как Хрущёв? Это вообще не стиль Владимира Владимировича. Он никогда не угрожает никому в межгосударственных отношениях. Террористам – угрожал. Так это ж террористы. Это называется «если вы не идиоты, то вам всё сказали». Вот и стройте свою политику. Не более», — отметил политолог.
Ни один из экспертов не смог с уверенностью сказать, кого именно глава государства назвал противниками России.
«Я понятия не имею, о ком идёт речь. Они сами знают. Я не буду конкретизировать. Это глупость, которой я не занимаюсь никогда», — сказал Евгений Сатановский.
Дмитрий Травин предположил, что заявление касается некого «товарища волка».
«У него было ещё в мюнхенской речи в 2008 году сказано про «товарища волка». Его он и имел в виду. И он не уточняет, кто это», — сказал эксперт.
Алексей Мухин посчитал, что Путина «довели» до того, чтобы он заявил о врагах.
«Он обычно довольно аккуратно обращается с подобными терминами. Я от него лет 15-16 не слышал определения и уточнения по термину «враги». В то время, когда он всех называл партнёрами. Довели человека до того, что он решил таким образом обозначить свои приоритеты и приоритеты страны», — добавил политолог.
Фёдор Крашенинников же утверждает, что союзников у России нет вообще.
«Кто у нас союзники, я знать не знаю, потому что у нас нет союзников. Если Путин думает, что наши союзники — Китай или Северная Корея, то, мне кажется, он очень сильно обманывается, потому что они там в свою игру играют. А такие страны, как Абхазия или Северная Осетия, конечно, не считаются. Поэтому не знаю, кто у нас союзники. Жалко, что он не назвал их поимённо. Недавно Аргентина у нас союзником считалась, а вон как всё обернулось. Враг — это тоже какой-то не существующий в природе, выдуманный запад, который только тем и занимается, что гадит России. Путин с ним и пререкается», — пояснил он.
При этом сомнений в том, что Путин не ошибается, говоря о планах на будущее, в частности, на 2024 год, ни у кого не оказалось: все политологи посчитали, что он станет президентом на ближайших выборах.
«Есть сомнения какие-то по этому поводу? Он этим выступлением поставил точку в том, что в России какие-то выборы проходят. Какие выборы? Если человек ведёт разговор с 2004 годом. Где вообще здесь президентские сроки? Он разговаривает с Западом. Следующий разговор, очевидно, будет через 10 лет. Какие президентские выборы? Пока ему не надоест вести этот разговор, он его не прекратит», — подытожил Фёдор Крашенинников.
Подготовили Маша Всё-Таки и Егор Щербота / ИА «Диалог»