Дело «Оборонсервиса», напомним, началось осенью 2012 года и стоило кресла тогдашнему министру обороны Анатолию Сердюкову. Недолгое время его подозревали в халатности по одному из эпизодов смежного дела (тоже о не очень понятных денежных махинациях в МО), но он удачно попал под амнистию и освободился от всех обвинений. Конкретно по «Оборонсервису», вобравшему в себя чуть ли не десятки дел, привлекли не одну Васильеву — а кому-то из фигурантов успели даже вынести приговор — однако именно ее персона вызывает больше всего колкостей как со стороны официального представителя следствия Маркина, так и со стороны общественности.
Очередное (и есть основания полагать, что одно из последних) оживление в деле о хищениях в структурах, подведомственных Минобороны, началось в конце прошлой недели. Тогда стало известно, что военное ведомство, «Оборонсервис» и «Оборонстрой» отказались от ряда претензий к Васильевой. Как выяснилось, часть активов — на 2,2 млрд рублей — изъятых в ходе следствия, вернулась ведомству. Однако гособвинение и следователи от своих требований не отреклись. СКР поспешил разъяснить: речь идет лишь об «уточнениях», а не об отзыве иска. Дело в том, что Васильева не способствовала возвращению денег, пока у нее изымали то поддельные картины, то украшения — следовательно, и на смягчение требований претендовать не может.
«Никакой заслуги обвиняемой в возвращении более 2 миллиардов государству нет, и на квалификацию ее действий это ровным счетом никак не влияет. Она по-прежнему обвиняется в совершении организованной группой хищения в особо крупном размере. Причем взыскания по этим искам должны быть произведены в пользу предприятий, находящихся в собственности, в том числе Министерства обороны, которым непосредственно и был причинен ущерб», — подчеркнул Владимир Маркин.
Судебное следствие по этому делу завершилось, но расслабляться рано. Даже если на этот раз все пройдет «гладко», у следователей на Васильеву найдется новый материал — по крайней мере, об этом говорят источники «Коммерсанта» в СКР. Причем, на этот раз речь может идти о более крупной сумме: 16 млрд рублей в 34 эпизодах.
В четверг, 23 апреля, суд першел к прениям сторон. Первый день был отведен выступлению гособвинения и приготовил немало сюрпризов. Да, Васильеву потребовали признать виновной в хищении трех миллиардов. Представитель прокуроратуры заявила, что обвиняемая занималась легализацией средств, добываемых преступным путем, использовала для этого нужные знакомства, специально заводила приятельские отношения, чтобы возыметь от них выгоду для себя самой. Но наказание за все это — 8 лет условного срока.
«Прошу применить ко всем подсудимым статью 73 УК РФ («Условное осуждение»)», — сказала она, предварительно назвав наказание для каждого.
Получилось, что главной фигурантке нужно дать 8 лет «условки» плюс штраф в миллион рублей, а остальным четверым — от четырех до восьми, и тоже условного срока. Правда, «в довесок» прокуратура потребовала добавить обвиняемым пятилетний испытательный срок, а Васильевой — запретить работать на госдолжностях. Все бы хорошо, но по оценкам некоторых СМИ, за вменяемые им преступления, согласно УК, можно получить и 10 лет вполне реальной тюрьмы. После таких новостей следователи, занимавшиеся делом два года, не на шутку рассердились. В беседе с журналистами они заявили, что оснований для условного наказания в деле нет, и вообще — по отношению к тем, кто уже отбывает наказание по делу (вспомним Билялову с 4 годами колонии), это крайне несправедливо.
Отметим, с тем, что дело кто-то сознательно затягивает, согласны практически все. Однако кто именно? По мнению адвоката Марка Фейгина, некогда защищавшего девушек из Pussy Riot, а ныне — украинку Надежду Савченко, конкретную фигуру назвать сложно, но все дело явно в политике.
«Если говорить о политико-правовой стороне этого дела, то, разумеется, очень быстро по тем же статьям экономического характера у нас почему-то расследуются дела в отношении братьев Навальных. Люди уже осуждены и отбывают наказания, а дело Васильевой как-то очень долго и странно тянется. Несомненно, здесь играет роль политический фактор», — подчеркнул он в беседе с корреспондентом «Диалога».
Политолог Алексей Мухин заявил «Диалогу», что «резину» в деле «Оборонсервиса» тянут адвокаты самой Васильевой. Он считает, что такая тактика защиты способствует пиару обвиняемой.
«Известно, кто умышленно затягивает дело Васильевой, — это, конечно же, адвокаты. Они выдумывают все новые и новые ознакомления с делом, просят отложить. Связано это с тем, что Васильева одновременно раскручивается, как светский персонаж. Как считает ее защита, это позволит ей избежать реального наказания», — пояснил Мухин.
По мнению президента Центра стратегических коммуникаций, политолога Дмитрия Абзалова, дело затянулось из-за того, что следственные органы и прокуратура стремятся «комплексно оценить» вовлеченность в махинации «Оборонсервиса» экс-министра Сердюкова — а для этого требуется время. В целом же он уверен — в интересах государства довести дело до логического конца.
«Стоит отметить, что это дело само по себе знаковое. Следственный комитет и прокуратура представляют позицию государства и, я думаю, что, скорее всего, они намерены довести это дело до логического конца», — сказал «Диалогу» Абзалов.
В пятницу, 24 апреля, с прениями начала выступать сторона защиты. Фигуранты апеллировали к январскому заявлению Сердюкова, который проходил по делу в качестве свидетеля. Подсудимые заявили, что выполняли лишь указания начальства и ни минуты не сомневались в их законности. До речи Васильевой в пятницу дело так и не дошло. Ее выступление перенесли на следующий день прений — понедельник, 27 апреля.
Подготовили Полина Полещук и Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»