Градостроительные ошибки
13 сентября 2021 | 16:30| Где это«Диалог» собрал материал о пяти «выдающихся» новых зданиях в историческом центре — выдающихся, к сожалению, в первую очередь буквально: выпирающих из исторической застройки, нарушающих её ткань, а зачастую — и градостроительные регламенты. Список этот далеко не полный и субъективный, но каждый из его «фигурантов» в своё время был на слуху — как предмет общественных споров, градозащитных конфликтов, а то и судебных разбирательств.
В День города-2021 Петербург получил «подарок» в виде презентации проекта «Лахта Центр 2». Горожанам посулили второе по высоте здание в мире (после дубайского «Бурдж-Халифы»): оно должно иметь высоту 703 метра и «символизировать неразрывную связь с историей города, который появился на свет в 1703 году». Нужно отметить, правда, что ещё не достроен первый «Лахта Центр», а общественность уже принялась обсуждать второй. И пока одни новыми высотками восхищаются, другие критикуют и заявляют, что небоскребы совершенно не вписываются в исторически горизонтальный Петербург.
Но стоит отметить, что критиковали новые постройки всегда. Исаакиевский собор называли огромной чернильницей, дома в стиле модернизма призывали сносить, а советский конструктивизм даже не пытались понимать или воспринимать всерьез. В итоге время расставляет всё по своим местам, но и сейчас есть в Петербурге здания, мнение о которых еще не «встало на своё место». Эти постройки одни жители называют самыми уродливыми в городе и портящими городскую архитектурную среду. Другие призывают понять, принять и даже полюбить.
ЖК «Аврора»
Подарком к 300-летию Петербурга в своё время должен был стать огромный жилой комплекс «Аврора» (официальный адрес – по Оренбургской улице, фактически — на углу Пироговской набережной и Финляндского проспекта). Но здание высотой более 70 метров, облицованное стеклом целиком и полностью, городу – а точнее, большинству горожан – не понравилось. Стеклянный комплекс, по задумке авторов, должен был растворяться в пространстве города и словно парить в невесомости, а вышло наоборот – огромный стеклянный дом отражает солнце и становится виден со всех сторон, странно выделяясь на фоне исторического центра. Именно этот жилой комплекс стал одним из поводов (вместе с соседним «Монбланом») для введения закона о соблюдении определённой высотности в центре города.
Кстати, здание увенчано огромным шпилем – и это не просто так. Этот шпиль был задуман как перекличка со шпилем Нахимовского училища, расположенного напротив, через Неву. Архитектор хотел таким способом в выразить архитектурную контекстуальность – дань уважения городу; вышло же так, что острословы окрестили здание «шприцем» или даже «одноразовым шприцем Матвиенко», хотя Валентина Ивановна, строго говоря, не имеет к этому объекту отношения, так как стала губернатором уже после того, как это строение согласовали (с нарушением действовавшего на тот момент регламента) и построили как минимум наполовину.
Renaissance Hall
О «гармонии» с Владимирским собором говорит и архитектор Владимир Жуков – автор знакомого почти всем горожанам БЦ Renaissance Hall (некогда известного как Regent Hall), расположенного напротив храма. По крайней мере, сам он предлагает рассматривать свое детище именно в сравнении с главной доминантой Владимирской площади.
«По легенде, архитектор компании «Зингер» повесился в шаре, потому что его здание не нравилось людям. Моё здание тоже не любят, но я решил, что вешаться не буду. Зачем мне это нужно?» – иронично заявляет архитектор.
Здание мы видим, как только выходим со станции метро Владимирская. Комплекс с огромной ротондой наверху строился в 90-ые годы, и как только проект был закончен, он вызвал бурю негодования у горожан.
«Этот комплекс строился в 90-е годы – самый сложный период последнего века в нашей истории. Мы выражали свое время. Окончательный вердикт для этого времени рано ещё выносить», – говорит Жуков.
Серое «чудо из стекла и бетона» предлагали снести или «надеть» на него костюм из другой эпохи. Но ведь архитектура затем и нужна, чтобы отражать то, чем живет город сейчас, указывают его защитники – упоминая, кстати, стоящий по соседству доходный дом И. В. фон Бессера работы финского архитектора Аллана Шульмана. Это здание тоже не любили и тоже предлагали снести – правда было это более 100 лет назад. А теперь из-за того, что Renaissance Hall не гармонирует с домом Шульмана, ликвидировать предлагают постройку Жукова.
«В этом моем проекте — противостояние и подчинение. Мирское (ТЦ) дополняет духовное (храм). Собор солнечный, Renaissance Hall – серый, скромный. Солнце и луна», – такими словами описывает автор свое творение.
ТЦ «Европа»
Еще одно ненавистное горожанам здание – это торговый центр «Европа», который строится уже почти 15 лет, начиная с 2007 года, на пересечении Рыбацкой улицы с Малым проспектом Петроградской стороны. С этим зданием произошёл удивительный случай – от него отказался сам архитектор. Почему – доподлинно неизвестно: из-за протестов ли градозащитников, или из-за личных предпочтений заказчика, который захотел видеть на здании целую череду скульптур, начиная от бога Нептуна и заканчивая Октавианом Августом, который здесь почему-то невероятно похож на одного небезызвестного политика.
Подтверждений тому, что «Цезарь – это Путин», конечно, нет, но, кажется, эта одна из городских легенд, которая вполне может оказаться правдой – присмотритесь!
БЦ «Толстой Сквер»
На той же многострадальной Петроградской стороне, на улице Льва Толстого, можно без проблем найти бизнес-центр, названный в честь писателя – «Толстой Сквер». Построен он был в 2010 году на месте сквера настоящего – что, конечно, возмутило градозащитников. Но уязвило их не только это: по мнению лидеров градозащитных движений города, это здание совершенно не вписывается в контекст исторического центра и портит его. Жители эту постройку называют «головой щелкунчика» – и это довольно точное сравнение.
Здесь много стекла, эркеры, башенки – в общем, все, что характерно для архитектуры 90-х и «нулевых». И хотя здание изначально и строилось для театра «Лицедеи», по факту занимает он там небольшую площадь, на одном из верхних этажей, а остальное, как водится – офисы, кафе и магазины.
«Биржа» и «Финансист»
Два уже не самых новых, но неизбывных «украшения» небесной линии Васильевского острова в своё время (в 2007-8 годах) вызвали в городе немалый скандал. Про одно из этих зданий кто-то из тогдашних членов Градостроительного совета высказался кратко и хлёстко: «Это какой-то омерзительный не то гриб, не то гроб. На месте архитектора я бы застрелился».
В итоге стреляться никому не пришлось, а вот два верхних этажа «Биржи» — небывалое дело! — снесли осенью 2008 года. К сожалению, с визуальной точки зрения это оказалось «как мёртвому припарка»: вид на Васильевский остров с востока и юго-востока (с Троицкого моста и далее по набережным вплоть до самого Ново-Адмиралтейского канала неизменно «украшен» двумя «сундуками».
ТЦ «Адмиралтейский»
Ещё одно здание, построенное на месте сквера и вызвавшее скандал – это торговый центр «Адмиралтейский» в начале Московского проспекта, у Сенной площади. Эта постройка идет вровень с другими домами на Московском и меньше других перечисленных выше зданий бросается в глаза. Однако официально комплекс ругают за то, что он, опять же, «слишком стеклянный» для своего окружения.
В защиту этого материала можно упомянуть, что дом Мертенса или дом купцов Елисеевых там же – славятся обилием стекла в отделке, но никого не смущают. Хотя раньше и эти здания подвергались критике общественности. Однако если «Адмиралтейский» (и другие вышеперечисленные строения) когда-то и будут признаны органичной частью петербургской градостроительной ткани, это явно произойдёт не скоро – слишком уж они выбиваются из неё.
Роман Деренский, Илья Снопченко / ИА «Диалог»