«Приходится смотреть на скелеты»: как биолог из Петербурга создаёт украшения по древним окаменелостям
09 октября 2019 | 11:45| ДосугБиолог Анастасия Золина нашла необычное применение своей профессии: на основе окаменелостей древних растений и животных она делает украшения и скульптуры. Корреспондент «Диалога» пообщался с девушкой и выяснил, где искать ископаемых мелового периода, и как отлить из металла трилобита.
Первую подвеску – лист клёна – Анастасия Золина создала ещё 10 лет назад. А вот изделия на палеонтологическую тему появились среди её работ не сразу – в 2013 году. Тогда девушка устроилась в Ботанический институт и занялась исследованием растений конца мелового периода – эпохи гибели динозавров. Однако интересовали её не только представители флоры, но и древние животные той поры. Повлияло на это, в частности, место исследований – Корякское нагорье, самая северная точка мира, где встречали останки динозавров. Так к растениям из латуни, бронзы и серебра прибавились обитатели древней фауны.
«Из животных я чаще всего делаю трилобитов. Нравится создавать аммонитов, которые вымерли примерно в то же время, что и динозавры. Эти животные плавали в морях и были похожи на современных наутилусов. Ещё одна работа, которая мне нравится – брошь «Рамфоринх». Рамфоринхи – это летающие ящеры, жившие в юрском периоде. Все знают птеродактилей, которые существовали в меловом – они более крупные, с крупной головой. А рамфоринхи были в длину до 60 см, очень изящные, с маленькой головой и тонким длинным хвостом, который позволял им маневрировать», – поделилась Анастасия.
Палеонтолог Павел Скучас: «У нас здесь был океан – в нём жили фантастические твари!»
Среди её украшений-растений часто можно встретить листья цикадовых и гинкговых – древних деревьев, доживших до наших дней. Правда, последние раньше насчитывали несколько сотен видов, а теперь в мире существует лишь один. Такие изделия девушка выполняет на основе реальных экспедиционных находок – тех, что сделала она или её коллеги.
С окаменелостей Анастасия Золина рисует эскизы для форм. Помогает в этом, как ни удивительно, биологическое образование – на занятиях в университете приходилось много рисовать и подробно знакомиться с анатомией живых существ. При работе она обращается и к изображениям-реконструкциям в учебниках – но это не главный источник.
«Когда мне приходит в голову идея, я начинаю прорабатывать материал – смотреть разные реконструкции и находки. Когда работаешь с динозавром, приходится смотреть на скелеты, потому что реконструкции бывают разной степени реалистичности. К примеру, на первых реконструкциях стегозавру костные пластины рисовали лежащими на спине, как панцирь у черепах», – рассказала биолог.
К слову, Анастасия – самоучка. И весь процесс постигала долгими вечерами с паяльником в руках, ведь отливка металлических изделий – отнюдь не лёгкое дело.
«Сначала лепится модель из пластилина, с которой нужно снять силиконовую форму. В эту форму заливается расплавленный воск. Но восковая модель обычно получается неидеальной – её нужно доработать паяльником, а после отдать в литейную мастерскую, где по ней отольют изделие из металла. Затем его нужно ошкурить, отполировать и нанести патину (медную плёнку – ИА «Диалог»), а скульптуры поставить на постамент», – объясняет биолог.
Работы Анастасии Золиной, по мнению самой девушки, – напоминание о красоте живой природы и удивительных существах, живших за много миллионов лет до нас. Кстати, на одном лишь творчестве биолог не останавливается – занимается ещё и популяризацией палеонтологии: выставляет работы в библиотеках и даже проводит лекции об ископаемых существах для детей.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»
Если вам близка эта тема, рекомендуем прочитать материалы о двух петербургских художницах: одна создаёт картины из старых чеков, другая же оригинально задействует в творческом процессе макулатуру.