Георгий Гречко: Слава богу, у космонавтов есть здравый смысл
12 апреля 2014 | 20:31Дважды Герой СССР, летчик-космонавт Георгий Гречко рассказал "Диалогу" о самой лучшей профессии в мире и о том, что нужно иметь, чтобы отвечать на санкции.
Насколько целесообразно на данный момент в условиях сложившейся политической ситуации впутывать космическую отрасль в политику и как это может отразиться на ней?
Знаете, вы задали очень умный и хороший вопрос. Потому что это сразу говорит о том, что глупее, чем то, что сейчас происходит, уже трудно что-нибудь придумать.
Космонавты и инженеры NASA понятия не имеют, где этот Крым, референдум, кто прав и кто виноват, а их заставляют нанести удар не по нам, а по космической программе всего человечества. Сейчас эра международных проектов, сейчас все самые интересные и важные проекты — международные. Такое ощущение, что у американских властей усердие превозмогает разум.
Я считаю, что Крым перешел к России под давлением американцев. Когда они одобрили то смертное, жесточайшее зрелище, что было на Майдане, когда безоружных людей жгли огнем, убивали и калечили, туда приехал американский политик и стал пожимать руки майдановцам, то крымчане поняли, что надо уходить куда угодно — в Северную Корею, к русским, в Антарктиду, на Марс — хуже не будет нигде. так что американцы сами это сделали и сами себя наказывают теперь.
А Россия сама себя не наказывает?
Конечно, у американцев бюджет в 10 раз больше, чем у нас в Роскосмосе. Конечно, плохо терять высокие технологии, но если страдает Россия — страдают все. Наши руководители должны подумать — может, не возить американцев на МКС, китайцев пригласить, бразильцев, если американцы вдруг захотят свернуть сотрудничество на МКС.
Вы знаете, я очень прошу прощения, я ленинградец и таких вещей говорить не люблю, но, как говорят американцы — для этого надо иметь яйца. А у нас они есть и мы можем достойно ответить.
Тем более, если мы возьмем документы бюджетной комиссии американского конгресса, там написано, что от МКС большого толку нет, и ничего особенного там не делается, американцы там главные, потому только программу надо проводить. Так может, нам ударить по главной для американцев программе. Ну, вернее не ударить, а пригрозить. Может, они отойдут назад.
А вам самому не жаль, что дошло до такого, ведь на самой МКС все космонавты дружны?
Конечно, между космонавтами, астронавтами и даже специалистами, которые не летали в космос, всегда была дружба даже тогда, когда между политиками была «холодная война». Даже тогда американские спецы звонили нашим и говорили «Слушай, запусти что-нибудь новенькое, и нам тоже немедленно дадут ассигнования». Был даже случай, когда с американцами поругались и было сказано, чтобы в космосе русские кушали от американцев отдельно. Кушали, конечно же, все равно все вместе (смеется). А если что-то не нравится политикам — ну так и летели бы в космос, наводили бы порядок. Поэтому, конечно, все, что космонавты могут делать против странных решений, они будут делать. У них, слава богу, есть здравый смысл, и понимают, что иногда политики придумывают всякий бред. Ну как можно на одной станции прекратить разговаривать, это ж как с женой поссориться в одном доме (смеется).
А если серьезно, есть ли предпосылки для новой «космической гонки»? В NASA вообще говорят, что если правительство США даст денег, они собственный пилотируемый корабль к 2017 году построят.
А если им захочется МКС свернуть, что им остается три года делать? На машине времени работать? Так ее еще нет. Старого корабля нет, нового тоже нет. Политики совсем рехнулись, ни ума, ни фантазии. Как за соломинку утопающий хватаются, в политику космос впутывают. Ведь ничего существенного в космосе отдельная страна сделать не может.
А что вы можете посоветовать человеку, который на фоне всего этого мечтает стать космонавтом?
Могу посоветовать только летать. Я верю, что никакой профессии лучше, чем космонавт, нет. Зато политика портит науку и технику, за мои 82 года это было всегда. Но, тем не менее, и та и другая развиваются. Иногда — благодаря, порой — вопреки.
Знаете, сейчас на Западе много идиотизма — с этими голубыми, с этими браками между мужчинами, когда убивают на глазах детей животных. Не надо на свихнувшихся обращать внимания, надо продолжать работать.
Это как история с прыжками с шестом — одной команде поменяли шесты деревянные новые пластмассовые, а другой старые оставили. И те, что были с деревянными, начали жаловаться, мол, с новыми прыгать не надо, они сами тебя подкидывают. А ребята с новыми сказали, что просто будут прыгать, и больше ничего говорить не будут. Вот и нам надо продолжать прыгать и обижаться за космос не стоит.
Но политики хороши не только у них, у нас тоже свои печали.
К сожалению, да, нас это так же касается. Я начинаю верить, когда говорят, что если юноша заинтересовался полетами, он будет летчиком, если наукой — то ученым, а если ничем — то политиком.
А вы как человек, который стоял почти у истоков индустрии, сами какую динамику видите в развитии космической отрасли в России? Вышли ли мы из кризиса?
С финансированием и сейчас плохо, развития я не вижу потому, что тот корабль, на котором мы летаем сами и возим американцев, устарел уже смертельно. И мы то одно придумываем, то другое, а в результате ничего не появляется нового. Мы тоже топчемся на месте, не принимаем существенных решений — в этом смысле на американские санкции есть надежда, что они запустят наше аэрокосмическое хозяйство, что мы вновь начнем делать «Илы» и «Ту» вместо аэробусов французских и американских. Даст бог, если только опомнятся у нас. Вообще, русские всегда сидели на печи, пока что-то не случалось. А вот сейчас рак на горе свистнул, может, и слезем с печи.
Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»