75.9$ 90.5€
-0.7 °С
Новости Все новости

Корабль без капитана: Куда движется БДТ после ухода Чхеидзе?

04 марта 2013 | 13:48

БДТ вновь остался без руководителя. И это на фоне того, что у театра и так есть проблемы: «ласковым словом» критики БДТ одаривали уже давно. Плюс ремонт, которому не видно конца, вынуждал труппу практически «скитаться» по другим площадкам. Как театр, и без того обремененный проблемами, переживет двухмесячный период «безвластия», пока министерство культуры не назначит нового худрука? Кто может занять этот пост? Каково будущее театра после смены руководителя? Эти вопросы вызывают сейчас острый интерес, поэтому ответы именно на них «Диалог» получал у экспертов.

Театральный критик, главный редактор «Петербургского театрального журнала» (ПТЖ) Марина Дмитревская в разговоре с ИА «Диалог» назвала решение Чхеидзе напоминающим «бегство с корабля, который затонул». По ее мнению, уход художественного руководителя может поставить БДТ в шаткое положение.

«Идет бесконечный ремонт. Говорят, что БДТ к маю откроют и [Владимир] Путин туда приедет, есть сведения, что идут трещины в здании. Есть опасения, что театр откроют для Путина, а потом реконструкция продолжится. По-человечески Чхеидзе можно понять. Но, конечно, я бы покидала театр, устроив сюда других режиссеров, вернув театр в свое помещение. Ведь не только Чхеидзе дал многое БДТ за 20 лет, но БДТ дал многое Чхеидзе. Это, в общем, напоминает бегство с корабля, который затонул», — полагает Дмитревская.

Тем не менее, она считает, что, несмотря на «драматичность», уход Чхеидзе не был неожиданным.

«Мне кажется, что это вполне ожидаемое известие. Чхеидзе никогда не говорил, что он до конца своих дней будет руководить БДТ. Другое дело, что когда был жив Кирилл Юрьевич Лавров, то он много раз мне говорил, что не может умереть, пока не передаст театр в надежные руки. Именно в режиссерские, это именно режиссерский театр. Поэтому, когда сейчас ходят какие-то дикие версии, что театр отдадут [Константину]Хабенскому, это полный бред и анекдот», — сказала Дмитревская «Диалогу».

Помимо Хабенского в список предполагаемых кандидатов на пост худрука попал и Жерар Депердье. Кандидатуру француза предложил «Национальный комитет-60», известный своими просьбами переименовать станцию петербургского метрополитена из «Бухарестской» в «Медведевскую» и наградить всех градоначальников Петербурга (в новейшей истории) орденом «Герой труда». Активисты обратились к руководителю администрации президента Сергею Иванову с просьбой взять ситуацию под личный контроль.

«По согласованию с труппой назначить исполняющим обязанности худрука БДТ заместителя министра культуры РФ [Аллу] Манилову, которая является основным инициатором «перестройки» знаменитого БДТ и самым «театральным» вице-губернатором СПб времен Валентины Матвиенко! (Без сомнения, она сможет завершить обновление и создать достойные условия для торжественного входа в «храм великого Товстоногова» нового худрука Депардье в тандеме с наставником [Олегом] Басилашвили)», — считают в «Национальном комитете-60».

Тем не менее, никаких официальных данных о том, кто может занять пост художественного руководителя БДТ, «Диалогу» получить не удалось. В театре ситуацию комментировать отказываются, сообщая, что Темур Чхеидзе в ближайшее время сделает все заявления сам.

Кандидат искусствоведения, редактор ПТЖ Евгения Тропп в разговоре с ИА «Диалог» подчеркнула сложность положения труппы и всего театра в сегодняшней ситуации.

«Уход Темура Нодаровича Чхеидзе из БДТ — это печальное событие. Для города и для театра это потеря, которую мы все осознаем, когда пройдет какое-то время. Сейчас многим из нас кажется: раз нет явных, шумных успехов — ничего страшного, все правильно, уходит и уходит… Но потом мы остро почувствуем отсутствие в нашей разноголосице тихой и очень внятной интеллигентной интонации Чхеидзе. Конечно, жаль, что Темур Нодарович уходит именно сейчас, в трудный момент для БДТ, когда театр совсем не на взлете, когда труппе тяжело живется вне своего дома на Фонтанке», — считает эксперт.

Тропп подчеркнула, что Чхеидзе многое сделал за два десятка лет работы в БДТ, и его решение об уходе нужно принимать никак иначе, кроме как с уважением к режиссеру и благодарностью за внушительный период петербургского творчества.

На значимости Чхеидзе в театральной жизни города на протяжении многих лет настаивает и театральный критик, доцент Петербургской Театральной академии Ирина Бойкова. По ее мнению, Чхеидзе удавалось поддерживать в БДТ «театр большой мысли и большой культуры».

«Первый же его спектакль на сцене БДТ в начале 1990-х годов, «Коварство и любовь», был ослепительным прорывом «ленинградской блокады», как образно сформулировал когда-то ныне покойный критик Леонид Попов, имея в виду театральную ситуацию в городе тех лет. И само присутствие Чхеидзе в Петербурге и Большом Драматическом Театре на протяжении более чем двух десятилетий — было счастьем для города и для театра. Спектакли Чхеидзе не только поддерживают уровень БДТ, они – до самого последнего времени — настоящий живой театр, и при этом театр большой мысли и большой культуры. А это редкое сегодня сочетание», — сказала Бойкова «Диалогу».

В то же время будущее театра остается для экспертов туманным. Евгения Тропп полагает, что с уходом Чхеидзе БДТ придется нелегко. Ей видится будущее театра под руководством сильного режиссера.

«Будет нелегко… Я надеюсь, что неисповедимым образом мудрость снизойдет на Министерство культуры, которое назначит в БДТ сильного режиссера, способного на очень многое и разное (тут ведь и творческие усилия нужны, и организационные, и какой-то еще трудноопределимый ресурс — энергия личности, назову так). Конечно, только мощное режиссерское руководство с серьезной, продуманной авторской художественной программой — таким видится будущее БДТ», — считает Тропп.

Ирина Бойкова, в свою очередь, посчитала ситуацию в БДТ на протяжении последних сезонов и в дальнейшем более обнадеживающей, чем ситуацию в театральном Петербурге в целом.

«Ситуацию в БДТ оценивать подробно не стану – скажу только, что она, может быть, более обнадеживающая, чем ситуация в театральном Петербурге в целом. Но совершенно очевидно, что руководство этим театром требует сегодня серьезных организационных усилий», — сказала Бойкова.

Все критики сошлись в том, что ситуация в театре — деликатная и комментировали ее с осторожностью. Так или иначе, определенный вектор развития БДТ можно будет определить только через два месяца — когда министерство культуры определится с выбором преемника Темура Чхеидзе.

 Мария Чаплыгина / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!