Новости Все новости

«Великие стройки капитализма»: как 250 студентов из стройотрядов будут работать в Петербурге этим летом

30 июня 2016 | 18:43

В Петербурге открылась межрегиональная студенческая стройка. Представители студенческих стройотрядов из 13 регионов страны (в том числе и местные) примут участие в возведении стадиона на Крестовском острове, станций метрополитена «Южная» и «Новокрестовская», дорог и развязок. Корреспондент «Диалога» разбирался в том, что такое современные ССО, как и зачем в них попадают молодые люди и девушки.

Когда появилась новость о том, что в Петропавловской крепости пройдёт сбор студенческих отрядов, отчасти мы ожидали увидеть выгнанных из-за парт «на картошку» гуманитариев. Вместо этого перед Нарышкиным бастионом выстроились парни и девчата (два отряда – «Польза» СПбГАСУ и «Сольвейг» из Екатеринбурга – состоят только из представительниц прекрасного пола) крепкого спортивного вида, с флагами, в тужурках. По украшавшим одежду значкам и нашивкам было понятно, что большинство участников студенческой стройки – люди в некоторым смысле бывалые: успели поработать на строительстве дорог и объектов энергетики, площадках «Спецстроя». Всего – около 250 человек из 13 регионов, от Санкт-Петербурга до Калмыкии, Краснодарского края и Алтая. И все – студенты как раз строительных, инженерных специальностей.

«Мы сегодня в Петербурге возрождаем старую хорошую традицию – открываем студенческое строительное лето. Почему мы называем это лето первым для студентов в Петербурге? Потому что эта традиция на какое-то время была утрачена. В 1948 году – во время, когда наша страна лежала в руинах – первые студенты, бойцы ССО были призваны на объекты Ленинградской области. Руками студентов – ребят и девчонок – строились гидроэлектростанции. В советский период движение строительных отрядов набрало колоссальную мощь – это было самое авторитетное движение, передовой отряд молодёжи страны, и руками бойцов создавались объекты, которыми и сегодня гордится страна: Байкало-Амурская магистраль, Камский автомобильный завод, Волжский автомобильный завод, Саяно-Шушенская ГЭС. Во всех регионах нашей необъятной родины работали студенческие стройотряды. В условиях современной России, новейшей России вашими руками, ребята, создавались и другие важнейшие для развития страны объекты. Бойцов стройотрядов мы встречали на объектах космодрома Восточный, на острове Русский при подготовке саммита АТЭС, на объектах Сочинской олимпиады», — заявил вице-губернатор Игорь Албин.

Перечень предприятий, где будут трудиться студенты, выглядит как справочник «кто есть кто в строительной отрасли Петербурга»: звучали названия компаний ЛСР, «Пилон», «Возрождение», «Геоизол», «АБЗ-Дорстрой», «А-Проект», «Метрострой», «Леокам», «Трансстрой-СПб» (последняя, напомним, является генподрядчиком стадиона на Крестовском острове). Студенты будут строить Яхтенный мост, дорожные развязки, новые станции метро и пресловутый стадион. Больше всего корреспондента «Диалога» интересовал вопрос о том, зачем понадобились студенческие строительные отряды сейчас, и как эта система работает в совершенно новых экономических условиях (тем более – в частных компаниях). Конечно, в России от неё не отказывались совсем, но для нынешнего Петербурга опыт массового привлечения учащихся на «великие стройки капитализма» стал первым. Об этом в своих выступлениях заявляли и чиновники – подчёркивая, что открывается именно первая студенческая стройка Петербурга.

«Эти объекты – сейчас у нас на острие по срокам сдачи. Это стадион «Зенита» и метрополитен, а также сезонные работы по строительству дорог и развязок. Обычно летом наблюдается пик трудоёмкости этих работ. Поэтому лишние руки нужны всегда. Кроме того, этот процесс – ещё и воспитание молодёжи. В этом году их 250, а в следующем, может быть, будет и 2500! Конечно, рабочих нам хватает, но нужны ещё граждане, которых надо воспитывать трудом. Ну а зарплата… Думаю, что зарплата будет адекватна объёму выполненной работы. Не забываем и о системе поощрений, которая введена на всех объектах. Будут выписываться наряды, а по нарядам – и результаты», — рассказал корреспонденту «Диалога» заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Михаил Цалко.

Осталось узнать о том, как попадают в современные студенческие стройотряды и как в них работают, из первых уст. Корреспондент «Диалога» побеседовал с командирами трёх ССО – случайно вышло так, что все они представляли южные регионы страны. Представительница команды из Воронежа уверила журналиста в том, что студентов никак не обидят при заключении трудового контракта.

«Трудовые контракты заключают с каждым бойцом; договор этот срочный, всё официально, всё прописано в трудовом соглашении, а командир всегда проверяет документы – это обязательная процедура. Мы всегда смотрим, чтобы всё было оформлено правильно – нас учат тому, чтобы мы знали, как это делается. Это будет полезно нам и в дальнейшем – будет легче устраиваться на работу. Не везде можно так пройти практику в студенческих отрядах, потому что здесь мы работаем официально, а в некоторых вузах практика проводится не так, как хотелось бы. Мы приехали сюда на два месяца: с 1 июля и до 30 августа. Пробуем себя в разных амплуа – штукатура, маляра, подсобника», — рассказала Анастасия Иващенко, командир студенческого строительного отряда «Ударник» из Воронежа (Воронежский ГАСУ).

Очиру Музурову, командиру элистинского ССО «Уралан» (представляющего Калмыцкий государственный университет), был задан вопрос о том, как попадают в стройотряд, и почему он с его товарищами оказался именно в Петербурге.

«Регион заявляет, что готов принять студентов, а центральный штаб проводит конкурс, по которому лучшие попадают в студенческие отряды. У нас было множество вариантов, куда отправиться, но всем отрядом выбрали Санкт-Петербург, потому что это первая такая стройка. Распределяют по организациям нас централизованно. Мы уже знаем, где будем работать – это компания «Леокам», мы будем строить стадион на Крестовском острове. Попытаемся внести свой вклад в его завершение!» — ответил он.

А Мирон Жилевский, командир кубанского стройотряда «Атлант», также заверил корреспондента «Диалога» в том, что работодатели (судя по его послужному списку – весьма серьёзные компании) ведут работу честно. По его словам, конкуренция за право работать в летний сезон ведётся не только между отдельными студентами, но и между целыми отрядами.

«Мы прошли конкурсный отбор среди отрядов – подавались данные о командах, о том, насколько они развиты, какую историю имеют. С лучшими проводилось собеседование – по телефону или электронной почте – и выяснялось, кто именно будет участвовать. Мы все – студенты строительных специальностей, и для нас это уже не первый объект. Мы работали в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи, в 2015-м работали на компрессорной станции «Казачья» — это объект «Газпрома». В нынешнем году, как видите, принимаем участие в питерской стройке. Мы проходим прямые собеседования с работодателями – рекомендуем себя, показываем свои лучшие стороны – либо нас рекомендуют руководители штабов. За историю существования нашего отряда проблем с оформлением или оплатой не бывало», — заметил он.

В принципе, сами чиновники тоже намекают на то, что ССО – в действительности дело престижное и дающее надежды на карьерный рост. Всё тот же Игорь Албин напомнил, что сам в своё время был бойцом стройотряда, и работал в качестве комиссара советско-германского отряда «Москва-2» на шёлковом комбинате имени Розы Люксембург.

«Это был очень важный период в моей жизни, потому что я заработал денег, получил рабочую специальность каменщика и водителя электрокара, нашёл массу друзей. И я скажу, что этот путь, который мы проходим вместе, в рамках трудового семестра, предопределяет нашу жизнь. Бойцы ССО – это всегда лидеры; это ребята, которые в перспективе будут успешными руководителями, предпринимателями… просто хорошими людьми. Спасибо вам за то, что откликнулись на призыв, приехали преображать, украшать наш город Санкт-Петербург», — добавил он.

С ним был согласен и заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Пётр Евгеньевич Тищенко:

«Вы видите, что многие из тех, кто стоит сейчас перед вами, начинали свой трудовой путь и получали навыки именно в составе студенческих трудовых отрядов. Это помогает по жизни, поверьте. Я восстанавливал дворец Кшесинской в составе студенческого строительного отряда. Но самое главное, что я хочу пожелать как представитель комитета по труду, обращаясь к начальникам отрядов – самое пристальное внимание к проведению инструктажей по технике безопасности, чтобы ничто не омрачило эти сказочные дни в Санкт-Петербурге! Удачи вам и трудовых успехов», — заметил он.

Кстати, в эти дни студенческие стройотряды отправляются и на другие объекты. Например, 30 июня в Москве на Казанском вокзале провожали 87 студентов из шести профильных вузов страны, которые будут работать на возведении моста через Керченский пролив. Они также будут работать на протяжении двух месяцев – как уточнили в «Росавтодоре», пять дней в неделю, с бесплатным проживанием и трёхразовым питанием, получая от 150 рублей в час. Это, как отметили в дорожном ведомстве, соответствует среднему уровню материального вознаграждения участников стройотрядов на инфраструктурных объектах в предолимпийском Сочи.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!
волк змея ну погоди
Как это?

Гипноз

11 января 2018
Репортаж
masterplace танцы
Сложные слова

Паппинг, дансхол, вог

10 января 2018
Партнёрский материал
алкоголь похмелье опьянение пьяный алкоголизм
Что к чему

Как избавиться от похмелья

24 февраля 2017
Инструкция