В Музее антропологии и этнографии – более известном как Кунсткамера – представили проект ребрендинга этого культурного учреждения. За модным словом, как выяснил корреспондент ИА «Диалог», стоит не только и не столько смена логотипа на официальных документах и вывесках, сколько целая новая концепция развития и пропаганды музея для новой аудитории – в первую очередь молодёжной.

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Ещё в 2014 году, напомним, старейший общедоступный музей России отмечал своё 300-летие: тогда было объявлено о начале проекта «Кунсткамера III тысячелетия». Теперь эта инициатива обросла конкретными измерениями: появится мобильное приложение, которое позволит получать информацию об экспонатах, гуляя по музею со смартфоном, а также возможность совершить виртуальную экскурсию по залам, не выходя из дома. Наконец, создан специальный сайт «Кунсткамера Y», ориентированный на молодёжную аудиторию – так называемое «поколение Y», не представляющее себе жизни без Интернета. Этот сайт содержит видеорассказы сотрудников хранилища в доступной форме – и собрание этих записей будет постоянно пополняться.

«Проект, который мы вам сегодня представляем, очень важен. Я хотел бы начать с напоминания о том, что мы находимся в старейшем государственном музее страны. Его также можно назвать и старейшим научным учреждением России – и это тоже чистая правда, потому что Кунсткамера была создана на десять лет раньше Российской академии наук. Российская наука началась в этом здании и в соседнем, где теперь размещается Зоологический музей. Первым посетителем музея в нашей стране стал гость Кунсткамеры: в 1719 году она открыла свою временную экспозицию, которая существовала совсем недолго (в Кикиных палатах), но в это время началось строительство этого здания – опять-таки, старейшего музейного здания страны и второго в мире. В последние месяцы, работая над проектом «Кунсткамера III тысячелетия», я часто слышал от журналистов, что Кунсткамера наконец-то решила что-то изменить, сделать что-то новое. Но я должен со всей ответственностью сказать, что наш музей меняется все время – и как один из самых популярных и посещаемых музеев страны, и как ведущий научный центр страны в области изучения культурного наследия. «Но в чём же тогда смысл проекта «Кунсткамера III тысячелетия», если всё и так хорошо?», спросите вы меня. Прежде всего, смысл и назначение этого проекта в том, что он заставил нас задуматься, как объединить целый ряд наших идей – новых, инновационных идей, которые отвечают вызовам информационной эпохи и привлекут внимание молодого поколения к нашему уникальному музею», — сказал директор Кунсткамеры Юрий Чистов.

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

По словам директора, руководство Кунсткамеры не первый год прилагает усилия к тому, чтобы посетители приходили в интересный для них музей – и начинания Петра I предполагается продолжать совершенно новыми способами. В этом оказал помощь благотворительный фонд Владимира Потанина – помощь не только финансовую, но и экспертную, и в том, что касается поиска партнёров.

«Наш фонд на протяжении всего своего существования занимается поддержкой российских музеев – и для нас очень важно, что они тоже откликаются на наши инициативы. Современный музей должен быть доступным для самой широкой аудитории, обязательно являться центром просвещения и образования. Проект «Кунсткамера III тысячелетия» позволил МАЭ стать ещё более открытым и доступным. Мы уверены, что благодаря новой коммуникационной стратегии мы получим модель взаимодействия посетителей, сотрудников музея – тех, кто создаёт экспозиции и предлагает нам своё видение коллекции – и учёных, которые всё это изучают. Эта модель поможет развитию и других российских музеев – в частности, позволит им критически посмотреть на собственный опыт. Если уж Кунсткамера не побоялась критически оценить наследие Петра, то остальным уж точно можно это попробовать – и совместить богатейшую историю и традиции с новыми подходами и технологиями», — заявила гендиректор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.

Цель проекта, как пояснила заместитель гендиректора Кунсткамеры Юлия Купина – позволить посетителю самому формировать культурную среду, а музею – помочь себе с финансовым обеспечением.

«Мы включаем в информационное поле музея не только тех людей, которые приходят к нам, но и тех, кто находится, может быть, за тысячи километров отсюда, но все равно присутствует с нами», — отметила она.

Проект рассчитан на два года: в 2015 году в основном шла разработка концепции и фирменного стиля, стратегии поведения в социальных сетях и других принципиальных основ, тогда как в 2016 году в полной мере заработает мобильное приложение для посетителей, а на сайте появятся интерактивные панорамы. Общая стоимость проекта – около 7 миллионов рублей.

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

«Но это не самое важное: тот капитал общения, коммуникации, который мы приобрели – вот самое главное», — добавила Купина.

Мобильное приложение разработано для смартфонов на базе ОС Android и iOS. Программа соединяется с общей базой данных музея – в которой размещены и текстовая информация, и фотографии, и аудиозаписи. Положение посетителя определяется при помощи расположенных на стенах маячков, использующих технологию беспроводной связи Bluetooth (большая часть мобильных телефонов сейчас оснащены приёмниками-передатчиками такого рода). Они пока размещены не везде, но, скажем, в зале «Африка» их имеется около 15 штук. Подойдя к витрине, посетитель может получить по запросу любую интересующую его информацию (в том числе о каждом из экспонатов) на экране своего смартфона. К концу 2016 года действием этой системы должна быть охвачена вся Кунсткамера.

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Что же касается виртуального тура, то он позволит пользователю изучить трехмерные панорамы всех 13 экспозиционных залов (для этого было отснято около 70 панорам). Опять-таки, остановившись перед витриной, гость сможет точно так же получить информацию об экспонатах. Кроме того, в рамках проекта был создан новый фирменный стиль музея – основанный, впрочем, на использовании знаменитого профиля здания Кунсткамеры. И даже один из шрифтов, применяемых в рамках визуального образа, восходит к первым образцам современных русских шрифтов, придуманных в качестве замены старой славянской графики.

«Мы отправились на три века назад, вернувшись к петровской реформе гражданского шрифта. Всем нам известно, что огромное влияние на Петра I оказало его путешествие в Голландию, откуда он привез большое количество печатных изданий. В рамках очередного варианта предложения по визуализации фирменного стиля мы использовали дополнительный шрифт, основанный на творении голландских шрифтовиков конца XVII века», — рассказал дизайнер Митя Харшак, работавший над проектом.

Наконец, эксперты Кунсткамеры и команда проекта «Лекториум» готовят общедоступный просветительский курс, который запустят в Сети уже с марта будущего года. В его рамках имеется несколько глав, посвящённых различным темам. Ученые музея будут даже отвечать на вопросы слушателей в режиме реального времени.

Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterPrint this page
Предложить новость >
Подписаться на рассылку >