92.1$ 98.7€
6.81 °С
Новости Все новости

Начинается с бюджета: как негосударственные театры Петербурга добиваются субсидий от Смольного

27 октября 2022 | 18:11| Культура

Власти Петербурга в октябре поддержали субсидиями десять негосударственных театров. Для подготовки 16 спектаклей, аренды помещений и оборудования им выделят 23 миллиона рублей. Принято считать, что театр не может вести полноценную деятельность без поддержки государства и быть при этом коммерчески выгодным предприятием. «Диалог» поговорил с руководителями частных петербургских театров о том, как живут независимые коллективы и насколько сильно им нужны средства из госбюджета.

Кому и сколько

В Петербурге действует правительственная программа поддержки негосударственных театров. В июне 2022 года субсидии от города на сумму свыше 74 миллионов рублей уже получили 28 коллективов, в октябре на 23 миллиона рублей – ещё десять. Благодаря этому частные театры представили и ещё представят в новом сезоне 60 премьер. Всего по итогам двух этапов поддержки сумма субсидий от города превысит 100 миллионов рублей – это на 30 миллионов больше, чем годом ранее.

Сегодня Петербург – это единственный регион, где поддержка негосударственных театральных коллективов – часть культурной политики. В Северной столице самое большое число частных театров – более 60. Стабильная финансовая поддержка помогает им сохранять творческие рабочие места.

«Эти театры также вносят большой вклад в укрепление имиджа культурной столицы, постановки регулярно получают награды и участвуют в крупных всероссийских и международных фестивалях», – говорил губернатор Александр Беглов.

В октябре среди получателей субсидий были театр «Кот Вильям», Малый театр кукол, театральная лаборатория Яны Туминой, «Karlsson Haus». Впервые поддержку получил совсем молодой театр, созданный в 2022 году выпускниками РГИСИ курса заслуженного артиста России Сергея Бызгу и педагогами-режиссёрами – БЫЗГУ.

Кроме показа ранее созданных спектаклей и выпуска премьер, средства от правительства театры также могут направлять на аренду помещений и оборудования или оплату коммунальных платежей, сообщил в своем Telegram-канале вице-губернатор Борис Пиотровский.

«Это воодушевляет»

Петербургский театр «Кот Вильям» появился на свет в 2016 году. Его основали сёстры Анна Мирович и Елена Морозова. Ещё до возникновения театра они проводили детские концерты классической музыки, а в августе 2016 года сняли два помещения на Приморском проспекте и Фурштатской улице.  Уже через 2 года эти площадки получили новое название — «Санкт-Петербургская театральная корпорация «Кот Вильям».

В настоящий момент афиша театра насчитывает около 20 спектаклей. Среди них кукольные и интерактивные представления, спектакли для всей семьи и бэби-спектакли для самых юных зрителей от 6 месяцев, такие как «Камушки», «Там, где хорошо спать» и «Круглый год».

По словам генерального директора театра Елены Морозовой, получение субсидии от правительства стало большой неожиданностью для всего коллектива.

«Почему-то мы все считали, что нам её не дадут, но сюрприз произошёл.  Мы получили 88% от запрашиваемой суммы. Просили её на постановку двух спектаклей. Первый будет ставить режиссёр Наталья Слащева. Это спектакль для детей от трёх лет «Заюшкина избушка». Премьера запланирована на середину декабря», — рассказала Елена в беседе с «Диалогом».

Второй спектакль для детей постарше – от 10 лет. Его поставит художественный руководитель театра Инна Аронова. «Питер. Story» расскажет о городе и событиях в нём.

«Сумма пока ещё не поступила, но мы уже начали работу. Получение субсидии очень воодушевило весь коллектив. Когда в театре новые постановки – это очень радует артистов. Если бы нам не выделили эти деньги, то мы бы эти спектакли не могли поставить. Мы очень благодарны, что такое произошло», — поделилась Елена Морозова.

Можно стабильно играть

В 2016 году режиссёр Чакчи Фросноккерс предложил студентам разных курсов факультета театра кукол РГИСИ поставить спектакль по пьесе Э. Ионеско «Король умирает».  Совместная работа не оказалась последней, а в дальнейшем переросла в создание Малого театра кукол – независимого негосударственного театра Петербурга. Сегодня там работают пять режиссёров, четыре художника и десять актёров.

«Наверное, это отличает нас от всех остальных. У каждого режиссёра есть свой взгляд на мир и эстетику театра, и каждый новый спектакль становится открытием не только для зрителей, но и для нас самих. Это может быть сказка от Каратаевой, клоунада от Синицина, протест от Лялюшкина, ужастик от Купоровой-Экономски или нафталинчик от Фросноккерса», – говорит о себе коллектив театра.

В беседе с «Диалогом» режиссёр театра Чакчи Фросноккерс отметил, что финансовая поддержка коллективу важна – она поможет чаще и стабильнее играть.

«Мы получили 1 миллион 150 тысяч рублей на несколько премьер и текущий репертуар», – рассказал режиссёр.

О поддержке

Впервые о стабильной поддержке негосударственных театров заговорили во время пандемии коронавируса. Пока государственные театры получали хоть какие-то средства и зарплаты, — частные массово закрывались, банкротились, умоляли о субсидиях или хотя бы заморозке платежей за аренду.

Чаще всего негосударственные независимые проекты существуют на небольшие государственные дотации и на собственно заработанные средства. Большинство экспертов склоняется к мысли, что частным театрам выживать сложно, а государственным приходится постоянно просить новых дотаций и поддержки спонсоров.

В 2021 году Министерство культуры РФ впервые выделило 50 миллионов рублей на поддержку негосударственных театров. В общероссийском реестре негосударственных театров, создание которого было инициировано Минкультом в июне 2020 года, числится 366 творческих коллективов. При этом в отдельную группу выделены инклюзивные.

Радушно об инициативе тогда отозвались не все. Ведь получить поддержку может не каждый. На субсидию необходимо претендовать, составлять подробную заявку о проекте и целях, на которые необходимы средства, а дальше – как повезёт.

Скандал был и в Петербурге. Два года назад руководители негосударственных театров написали открытое письмо губернатору города Александру Беглову с вопросами о поддержке театров в связи с ограничительными мерами и двумя этапами конкурса на предоставление субсидий. Средства по конкурсу тогда получили лишь семь из 30 театров. Отреагировал на это даже уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов выложив отчёт, в котором обратил особое внимание на ситуацию с негосударственными театрами, а Ассоциация театральных критиков опубликовала письмо, выразив поддержку независимым театрам Петербурга.

Сегодня, отмечают в театральном сообществе, ситуация более позитивная. Несмотря на то, что получение субсидий по-прежнему процесс непростой и не всегда удачный, город готов помогать частным проектам и стимулировать их развитие.

Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!