102.6$ 107.4€
-0.53 °С
Новости Все новости

Старые особняки VS. промзона: плюсы и минусы Нарвской заставы

22 августа 2022 | 14:49| Город

Обновлённый Генплан Петербурга набрал рекордное количество поправок. Одно из главных требований горожан — изменить проект реновации хрущёвок, запущенный ещё в 2010 году. Сейчас в него включены 22 городских квартала, один из них — Нарвская застава — территория на юге Петербурга (часть Кировского района). «Диалог» расскажет, чем так примечателен район и что всё-таки необходимо изменить для его улучшения.

Из истории

О том, что отдельным районам Петербурга необходима реновация заговорили в 2010 году. Власти обозначили несколько территорий, которые должны поменяться, определили и подрядчика — компанию «СПб Реновация». В 2017 году программа дала заметный сбой — бюджета не хватало, а первым и единственным полностью реализованным проектом стал «Квартал 10» в Колпино. О Нарвской заставе забыли, всколыхнув умы петербуржцев лишь через 10 лет упоминанием в Генплане: о возможных многоэтажках на месте особняков.

Нарвская застава расположена в границах зоны регулируемой застройки, которая прямо запрещает снос всех строений. Однако в 2010 году «СПб Реновация» заказала государственную историко-культурную экспертизу территории. Комиссия рассматривала ценность района с точки зрения «ансамблевости» — слаженности и гармоничности построек.

«Было признано целесообразным сохранить лишь наиболее ценные ансамбли и комплексы, максимально полно воплотившие установки советского градостроительства», — говорится в результатах экспертизы.

Таким образом, под удар попал ряд дореволюционных сооружений, многочисленные здания эпохи конструктивизма и сталинского неоклассицизма — совсем не хрущёвки.

Нарвская застава — район уникальный, заставший сразу несколько эпох. Именно там начинались знаменитые международные торговые пути, оттуда по одной из первых масштабных дорог в свои резиденции в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум отправлялись цари. Колоссальный удар Нарвская приняла на себя и во время Великой Отечественной войны — отсюда названия улиц Оборонная, Баррикадная. Заставу называли районом-фронтом за близость к вражеским позициям.

Нарвская сегодня — тихая и очень зелёная территория, иногда будто застывшая в 1930-ых годах. Архитектурный центр района: Нарвские триумфальные ворота и ансамбль площади Стачек. Название происходит от заставы (контрольно-пропускного пункта) XVIII века, которая находилась на въезде в город по Нарвской дороге и служила, как и другие три заставы (Невская, Московская, Выборгская), пограничным пунктом Петербурга.

Согласно плану будущей застройки, на месте двух и трёхэтажных домов-сталинок предполагается построить здания высотностью до 40 метров. Активисты называют эту инициативу просто — «очередное Купчино». Против подобных перспектив выступают и местные жители. Подписи за изменение программы реновации собирают с 2010 года. Петербуржцы не уверены, что перемены пойдут на благо, считая, что многоэтажки превратят спокойный и малонаселённый район в «человейник».

Главный минус

Согласно планам города, Кировский район ограничен Промышленной улицей, проспектом Стачек, улицами Трефолева, Калинина, Новоовсянниковской и Баррикадной. После войны территорию отстроили заново в стиле сталинского ампира и нео-классицизма, а вокруг новеньких зданий возвысились промышленные предприятия.

Например, на Тракторной улице расположен первый жилищный массив в СССР, построенный после революции. Его создавали по принципу «гуманного» строительства, то есть с максимально комфортными условиями для жильцов.

Квартиры во многих домах предоставлялись работникам заводов – это так называемое служебное жилье. За средства предприятий поддерживали и удовлетворительное состояние зданий. Когда в 90-ых и «нулевых» производства массово закрывались, начинали ветшать и дома. Отсюда вырастает главный минус Нарвской заставы и главный плюс в пользу реновации — некоторые постройки изнутри превратились в труху. Если город и управляющие компании ещё поддерживают лоск зданий снаружи, то внутри это чаще всего прогнившие деревянные балки и лестничные пролёты, трещины в стенах, ветхие и неисправные коммуникации. Большая часть домов требует капитального ремонта с полной модернизацией всех сетей — именно такая реновация необходима району, считают многие жители.

Некоторые здания уже отживают свой век. Какие-то расселили пару лет назад, какие-то около десяти. Порядок там не поддерживают, оставив всё на совесть времени. Конечно, разруха и заброшки становятся лакомым кусочком для вандалов и пироманов. Престижа такие постройки району не добавляют, а напротив представляют опасность.

Нарвскую заставу называли ещё и промышленным предместьем Петербурга. Район включал в себя большое количество промзон, частных фабрик, заводов, что, конечно, наложило отпечаток и на современный облик. Территория в отдельных местах напоминает стихийный рынок — неблагоустроенный и грязный. Здания бывших фабрик, например, белильной на Промышленной улице (1862 год постройки), сохранились, но заняли их различные мелкие торговые лавочки, что тоже создаёт не самую позитивную атмосферу.

Дышать нечем

Вид из окна и места для прогулок, конечно, чистая вкусовщина. Кто-то, просыпаясь, жаждет видеть небоскрёбы, кто-то памятники архитектуры, кто-то горы. Жители Нарвской в большинстве своём видят бьющиеся в окна ветви деревьев, что для многих районов Петербурга своего рода экзотика. В большинстве округов, особенно новых, чтобы найти какую-то зелень, нужно сильно постараться. Тихие и зелёные дворы на Нарвской — особое преимущество района. Автор текста прожил там несколько лет, сбежав с Васильевского острова, и все годы не переставал удивляться окружающей обстановке. Порой казалось, что попал в европейскую деревушку — малоэтажная застройка, яркие фасады, уютные дворы, свободные места для парковки!

Но есть везде и обратная сторона. Экологическая обстановка в районе неоднозначная. По данным из открытых отчётов экологов, предприятия Кировского района «поставляют» в атмосферу воздуха Петербурга около 20% всех вредных веществ, в нем содержащихся, и 30% ещё сливают в воду. Связано это с тем, что в районе много «тяжёлых» производств, также расположены сразу две ТЭЦ, машиностроительное производство, сталелитейные и сталепрокатные цеха, строительное производство.

Потому с зелёным видом из окон нередко перекликается возвышающийся бесконечный едкий дым из труб. Если любоваться пейзажем через закрытое окно недостаточно, то, возможно, дышать полной грудью не получится — продукты жизнедеятельности заводов ощущаются на отдельных улицах весьма остро.

Инфраструктура

Здесь, наверное, обойдёмся практически без отрицательных откликов. Транспортная доступность в пределах Нарвской заставы обеспечена — метро, троллейбус, автобус, трамвай. Добраться до любой точки в центре города на автомобиле можно за 15-20 минут, но в пиковые часы ситуация может быть непредсказуемой. Основная транспортная магистраль — проспект Стачек, пересекающий район с севера на юг. Плотность автомобильного трафика на проспекте серьёзная, а попытки разгрузить дорогу пока безуспешны. Хотя Западный Скоростной Диаметр (ЗСД) значительно упростил жизнь автомобилистам.

На некоторых участках страдает и дорожное покрытие. Магистрали Кировского района часто используются грузовым транспортом, что приводит к быстрому износу асфальтового полотна и не всегда его быстрому восстановлению.

Социальная инфраструктура — наследие советской эпохи — ещё одно преимущество. В районе построено более 50 образовательных учреждений: средние школы, лицеи, гимназии, коррекционные интернаты, множество детских садов, университеты и училища.

Также множество государственных спортивных учреждений, открыты «Детский театр балета», детский кукольный театр «Бродячая собака», театрально-концертный зал «Время», ДК имени И.И. Газа, несколько музеев. Конечно, множество частных спортивных и культурных секций. Несколько крупных, но забытых городом и бизнесом парков. Всё же пара новых общественных туалетов, развлечений для детей и интересной инфраструктуры для отдыха были бы кстати. Набережная Карповки — отличный тому пример.

Для людей

Безусловно, Нарвская застава обладает колоссальными преимуществами перед большинством районов, но и во многом уступает. Пойдёт ли реновация во благо, исправив непростую экологическую обстановку, улучшив условия жизни петербуржцев, разгрузив дороги и принеся вместе с собой новые учебные заведения, детсады и больницы – предсказать сложно. Не «обратится» ли зелёный район в очередной «человейник» с маленькими и пустыми бетонными дворами, бесконечными пробками и вечной теснотой — предсказать еще сложнее. Придерживаться хочется идеалов и принципов тех годов, когда Нарвскую заставу только возводили: всё лучшее должно быть для людей.

Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!