В июле 2020 года на детском квесте «Мир динозавров» в Петербурге произошло ЧП: 11-летний мальчик, участвовавший в игре в свой день рождения, упал с лестницы и получил закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, а также ушиб спины. Родители ребёнка заявляли, что инцидент случился из-за несоблюдения организаторами техники безопасности, однако вина площадки так и не была доказана. «Диалог» пообщался с представителями квест-индустрии и выяснил, как выбрать действительно безопасную игру и о чём стоит помнить при её прохождении, чтобы развлечение не превратилось в трагедию.
Подобные развлечения делятся на два типа: квесты и перформансы. Первые — интеллектуальные игры, где участники пытаются выбраться из комнаты или, к примеру, расследуют загадочное дело. На таких мероприятиях, по словам PR-директора агрегатора «Мир Квестов» Анастасии Недумовой, риск получить какую-то травму сведён к нулю: обычно здесь не используют нагнетающую музыку, нет пугающих спецэфектов или внезапно появляющихся людей, а участники играют при хорошем освещении.
Второй вариант — перформанс — это соединение квеста с задачками и театрализованного представления, а потому там всегда участвуют актёры. Чаще всего такие мероприятия делают в жанре ужасов, и в связи с этим шанс травмироваться здесь несколько выше. К примеру, в потёмках вы можете не заметить коварный выступ на стене или неудачно столкнуться с пугающим вас маньяком-артистом. К слову, из-за этого подобные игры не проводят для детей до 14 лет.
«Несчастные случаи на локациях перформансов, к сожалению, были. Но всего четыре за последние пять лет», — отмечает Анастасия Недумова.
Итак, вы определились с типом (его всегда указывают на сайте проекта), теперь самое время приступить к выбору конкретной игры. Анастасия Недумова советует использовать для этого агрегаторы квестов и опираться, в первую очередь, на отзывы и рейтинг игры.
«Если он ниже восьми, мы бы не рекомендовали идти на эту площадку, потому что низкий рейтинг означает, что люди в отзывах и комментариях указывали, что там не очень комфортно и, может быть, даже не очень безопасно», — говорит специалист
Также девушка рекомендует читать рецензии обзорных команд — людей, которые тестируют новые или прошедшие редизайн квест-площадки. В своих отзывах они оценивают игры по ряду критериев: антураж, актёрская игра, оснащение, безопасность, приветственная зона и обслуживание.
Кроме того, обратите внимание, на какой странице сайта вы нашли квест. Увидели его на главной? Тогда можете быть спокойны — чаще всего агрегаторы размещают там самые «топовые» мероприятия, которые набрали максимальное количество положительных оценок от экспертов и обычных игроков. Если же вы уже пролистали 40 страниц, стоит напрячься, — в такую глушь обычно отодвигают локации с минимальным рейтингом.
Там может быть много полезной информации. К примеру, возрастное ограничение в квесте. Обязательно проверьте, есть ли оно у выбранного вами мероприятия, если планируете поход с ребёнком или подростком.
Возрастные маркировки: где грань между «0+» и «3+»
«Эта цифра означает не только то, что вашему ребёнку не будут в игре показывать сцены насилия, секса и всего остального, что нельзя видеть детям до 18 лет, но также сложность прохождения: если указано 6+, значит, среднестатистическому ребёнку от 6 лет будет достаточно его умений и знаний для того, чтобы пройти эту игру», — поясняет Анастасия Недумова.
В случае же со взрослыми хоррор-перформансами нужно посмотреть, бесконтактное или контактное мероприятие вам предстоит. В первом варианте актёры будут лишь создавать атмосферу и говорить с вами, во втором — ещё и прикасаться.
«Вы можете выбрать уровень контакта: лайт, медиум или хард. При лайте вас максимум возьмут за руку или слегка дотронутся. На медиуме могут резко схватить, сжать, но при таком уровне вам не должны делать больно. А вот на уровне хард вы осознанно отдаёте себя в руки актёра, вам могут причинить какую-то боль. Допустим, надеть наручники или толкнуть, вы можете упасть от взаимодействия. Стоит отметить, что тех, кто идёт на хард, с каждым годом становится всё больше и больше», — рассказывает представитель «Мира квестов».
Вы сделали свой выбор и отправляетесь на игровую площадку, но расслабляться ещё рано: на подходе убедитесь, внушает ли вам доверие месторасположение квеста.
«Сейчас, конечно, не 2010 год, большинство квест-комнат переехали из страшных подвалов в более-менее приличные дворы и дома. Но если вы всё-таки приходите на мероприятие и видите, что вокруг страшно, дорога ведёт в какое-то место, где нет окон и света, квест там лучше не проходить», — советует Анастасия Недумова.
Девушка добавляет: деньги за билет в таком случае можно легко вернуть — через представителей компании или же обратившись в поддержку агрегатора квестов, где вы оплачивали покупку.
Если снаружи всё прилично, не теряйте бдительность внутри. В помещении квеста, как и в любом другом общественном заведении, должны быть огнетушители, вентиляция и закрытая проводка. Можете поискать всё это взглядом, а лучше — напрямую спросите администратора игры. Также уточните, предполагает ли игра спуски, нахождение около острых предметов и углов и есть ли около таких участков локации подсветка. Кроме того, помните, что внутри не должно быть острых предметов или настоящих бензопил — только бутафорские.
По словам креативного директора сети квестов RazoomGames Катерины Левиной, каждая локация также обязана иметь медицинскую аптечку, а в случае серьёзных недомоганий у гостей администратор должен звонить в скорую.
«После стажировки наши сотрудники проходят инструктаж о том, как быстро вывести человека, если ему стало плохо, и что можно сделать, чтобы обеспечить ему первую помощь. Но мы берём на работу не медиков, а потому следующий шаг по регламенту — вызов скорой помощи», — объясняет девушка.
Специалист добавляет: пандемия коронавируса привнесла в индустрию ещё несколько новых правил безопасности. Так, по рекомендации Роспотребнадзора, запись на квесты идёт по предварительному бронированию. Кроме того, игроки должны находиться в масках (можно принести свою или взять на ресепшене) и обработать на входе руки антисептиком. Между квестами — обязательная стерилизация поверхностей.
«Всё остальное в индустрии остаётся прежним: через камеры мы наблюдаем за участниками всю игру. Внутри установлены кнопки на случай, если вы почувствовали себя плохо. Если же мы поняли, что находимся в опасности, проводится общая эвакуация с квеста», — заключает Катерина Левина.
Прежде чем запустить команду в игровую комнату, вам должны выдать документ с правилами.
«В правилах мы прописываем, например, что внутри есть какие-то перемены света или стробоскопы (приборы, быстро мигающие светом — ИА «Диалог») — есть же люди с эпилепсией, и мы должны их предупредить, — приводит пример креативный директор сети квестов RazoomGames Катерина Левина. — Плюс есть люди с «микроклаустрафобией» — они не боятся находиться внутри квеста в целом, но если их запрут в совсем маленьком помещении, то у них начнётся паника. О таких возможных препятствиях тоже необходимо предупреждать игроков. И обо всех сложных переходах, потому что у всех разная физическая активность или недуги, о которых мы можем не знать».
Лучше прочитать эту бумагу полностью, ведь о каких-то нюансах предстоящего квеста администратор может не предупредить вас устно.
Если же вы с вашей командой идёте на перформанс и выбрали разные уровни контакта с актёром, проследите, чтобы сотрудник квест-комнаты дал вам опознавательные знаки (к примеру, повязки или каски разных цветов). Так актёры не смогут случайно причинить боль тому игроку, который соглашался лишь на лёгкие прикосновения.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»