92.5$ 98.9€
3.87 °С
Новости Все новости

Илья Авербух: «Пока не удаётся убедить всех, что ледовое шоу — искусство»

11 июня 2019 | 12:00| Досуг

Ледовым шоу в России уже 15 лет. Начиналось всё с гала-концерта, когда именитые фигуристы и чемпионы просто выходили по порядку на лёд и показывали, свои номера. С 2004 года спектакли, где все персонажи от Кармен до быка — все при коньках, изменились. Появилась цельная история, спецэффекты, а с классическими сюжетами Проспера Мериме и Уильяма Шекспира и драматургия. «Диалог» узнал у режиссёрa-постановщикa ледовых шоу, хореографa и продюсерa Ильи Авербухa, могут ли такие постановки стать визитной карточкой страны наравне с балетом; где теплее принимают фигуристов — в Москве или Петербурге, и насколько близко фигурное катание подошло к искусству.

От повтора классики к оригинальной истории на льду

Илья Авербух говорит, что его желание стать постановщиком родилось на телевизионном проекте «Ледниковый период». Ему до сих пор нравится работать в жанре ледовых мини-новелл, как и в самом начале проекта. Хотя каждый раз сезон забирал полгода жизни и много нервов: из перебежек и троек (базовые элементы фигурного катания) хореографам за неделю нужно было собирать новые интересные программы для непрофессионалов.

«Мы получаем гигантское обогащение от актёров, от талантливых людей, которые работают с нами. И я как режиссёр состоялся, исключительно благодаря «Ледниковому периоду». Когда общаешься с артистами, которые работают с выдающимися театральными режиссёрами, тебе достаточно просто впитывать, брать определённые законы и немного добавлять своё. Есть мастера, которые для меня являются aвторитетными. Очень хочу, чтобы Борис Эйфман посмотрел мою работу. Его спектакли меня вдохновляют. Например, «Роден». Я хотел бы от этого оттолкнуться. Всё искусство взаимосвязано. Многие театральные режиссёры приходят на наши постановки с определённым скепсисом: «Ну ледовое шоу, ну и что». Пока ещё не удаётся убедить всех, что это может быть действительно настоящим искусством», — рассказывает Илья Авербух.

Сейчас у хореографа уже есть в активе ледовые интерпретации классики – «Кармен» и «Ромео и Джульетта». Но он мечтает найти абсолютно оригинальный сценарий для своего спектакля.

«Хочется, чтобы это было не воплощение «Кармен», которую уже тысячи раз ставили до тебя и будут ставить. Хочется найти сценарий, который стал бы моим. Сейчас, конечно, я веду переговоры со сценаристами. Мои авторы пытаются написать оригинальную историю, но пока всё это похоже на что-то классическое», — говорит Илья Aвербух.

Как принимают ледовые шоу жители двух столиц?

«Публика разная, спектакли в одном и том же городе принимают по-разному. Это зависит, в чaстности, от того в какой день недели приходит шоу. Например, в субботу люди более расположены к удовольствиям, в будние дни – все, скорее, напряжены. Бывает так, что весь спектакль проходит при очень сухих овациях, и вдруг в конце зрители поднимаются и аплодируют стоя. Санкт-Петербург именно такой. А иногда происходит наоборот: много эмоций в процессе, а к финалу катарсиса нет. Как в Москве. Там не принято аплодировать стоя. Поднять зал в столице — одно из самых сложных занятий в мире. На моменте, где в Италии вскакивают сразу, московская публика с трудом поднимается, оглядываясь друг на друга: «А не выгляжу ли я глупо?», — рассказывает Авербух.

Ледовые шоу как визитная карточка России

15 лет назад первый тур, в который отправились чемпионы и призёры Олимпиады прошёл по Сибири. Авербух вспоминает, что спортсмены, которые раньше друг с другом почти не общались стали семьёй. И его дружба с Алексеем Ягудиным прямое опровержение стереотипа: якобы одиночники, прыгающие тройные и четверные, презирают танцоров с их уклоном в хореографию. Как признаётся Илья Авербух в самом начале было сложно собрать слаженную команду из таких разных чемпионов.

Алексей Ягудин: «Я не Ромео, я — человек, который любит по-хорошему похулиганить»

«Сейчас такой проблемы нет. Я завоевал у всех авторитет. Мы уже 15 лет вместе. Главное — ребята мне доверяют. Они знают, что участие в моих спектаклях достойно их чемпионского уровня. Они знают, что для меня являются не просто труппой, а семьёй. Все эти годы мы идём вместе, что многих удивляет, кого-то восхищает, кого-то, наверное, злит или бесит. Ведь любой такой коллектив должен был бы распасться: столько личностей, амбиций, столько различных предложений от других проектов (иногда — просто чтобы развалить команду). Но при этом всё равно все как-то держатся, слышат меня, понимают и идут за мной. Я не возражаю против участия ребят в различных иностранных шоу за границей. Очень важно, чтобы они популяризировали фигурное катание. Но контракты на территории России исключены. Это как артисты театра Ленком не выступают в МХТ и наоборот», — рассказывает Илья Авербух.

Но не обошлось и без «потерь» в семье. Ушла в самостоятельное ледовое плавание олимпийская чемпионка Татьяна Навка. Со своим шоу также гастролирует по стране и двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко.

«Все три проекта живут, и каждый делает акцент на своё: кто-то — на спецэффекты, кто-то — на состав участников, кто-то — на драматургию. Сколько это будет продолжаться, и когда зрителям надоест ледовое шоу, никто не знает. Мы часто повторяем то, что уже прошли в Северной Америке. Там примерно 20 лет назад был потрясающий бум, когда с успехом шли гигантские туры, у каждого чемпиона было своё шоу, и он собирал друзей. И казалось, что этому не будет конца, но всё изменилось, и рынок ледовых шоу очень сокрaтился. Может быть мы тоже к этому придём, но надо работать пока работается», — считает Илья Авербух.

Несмотря на кажущуюся неоригинальность истории ледовых шоу в России, Илья Авербух уверен, что отечественные постановки отличаются уникальностью и профессионализмом. Сейчас постановки наших фигуристов активно гастролируют по Европе и представляют за границей Россию: спектакль «Огни большого города» покaзывaли в дни Лондонской олимпиады (а она была летней, к слову). Недавно в рамках Русских сезонов шоу «Ромео и Джульетта» привозили в Верону.

Илья Авербух привезёт в Петербург шоу о шутовской свадьбе при дворе Анны Иоанновны

«Уровня такого нет ни в одной стране мира. В Канаде и США — это дивертисменты, шоу, где собираются чемпионы, которые показывают отдельные номера. Эти программы не связаны общей идеей или музыкой. Это гала-вечер, где зритель просто видит своих любимых фигуристов. Я думаю, что ледовые шоу могут стать визитной карточкой для России. Мечтаю о том, чтобы удалось построить стационарный ледовый театр в Москве. Туда можно было бы приглашать гостей столицы, показывать им представления на льду. Своя сцена дала бы нам определённый толчок», — пояснил Илья Авербух.

Искусство искусством, но надо догнать французов

Как хореограф Илья Авербух стал известен широкой публике благодаря проектам, где придумывал программы для актёров, певцов и ведущих. Но и со спортсменами, которые идут к олимпийской медали, он тоже сотрудничает. На вопрос, с кем интереснее работать — с артистами его шоу, с непрофессионалами или с фигуристами, которые борются за оценки, Авербух отвечает уклончиво.

«Мне интереснее работать с теми, с кем я сейчас работаю, потому что ребята чувствуют меня и знают, как я хочу. Но ещё очень интересно сотрудничать с теми, кто только завершил свою спортивную карьеру. Когда они ещё не понимают, как работать в жанре ледовых шоу и открывает совершенно другого плана хореографию и историю. А работа со спортсменами — неблагодарная. Ты им ставишь хореографию, а потом начинается погоня за элементами, прыжками, и многое из того, что было придумано во время хореографической постановки, уходит на второй план. Для спортсмена прыжки — самое главное», — поясняет Илья Авербух.

Хореограф знает о чём говорит, он сотрудничал с олимпийской чемпионкой Юлией Липницкой, три сезона работал с Евгенией Медведевой (в этом году поставил ей короткую программу под Muse), а также помог сделать произвольные программы для Софьи Самодуровой и Елизаветы Туктамышевой. Сам бронзовый призёр Олимпийских игр Солт-Лейк-Сити (2002 год) в танцах на льду на удивление редко работает с парами (за карьеру — только с двумя дуэтами). Хотя сейчас перед российскими танцорами стоит тяжёлая задача – выиграть у французов, которые в последнее время доминируют на турнирах. До Олимпиады 2022 года время есть, но идёт оно быстро.

«Непростая будет задача для наших ребят, но я уверен, что это возможно. Сейчас надо застолбить за собой позицию, близкую к французам. В первый сезон невозможно было приблизиться к ним, а сейчас, когда пары будут сравнивать, я не исключаю, что мы сможем их атаковать. Тем более, стал понятен стиль французов — очень гармоничный, единый и красивый. Они работают в одном жанре. И наши пары в этом отношении находятся в более выигрышном положении. Они могут пробовать различные направления и жанры. Французы, конечно, безумно сильны. Но сейчас то, сколько они показали, начинает играть против них. Потому что всегда люди (в том числе судьи) хотят увидеть что-нибудь новое», — отмечает Илья Авербух.

Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!