94.3$ 100.3€
-0.28 °С
Новости Все новости

Всем выйти из сумрака: что ждёт самозанятых в России

05 марта 2019 | 15:10| Что к чему

В четырёх регионах России начал действовать закон о специальном льготном налоговом режиме для самозанятых. Теперь жители Москвы, Московской, Калужской областей и Республики Татарстан могут «выйти из тени». Кстати, список субъектов РФ может расшириться уже осенью этого года, но как он изменится — пока не известно. Сейчас отношение к эксперименту у специалистов настороженное. Некоторые из них считают, что безупречная экономическая модель такую практику предусматривает, но реальность всё же от неё далека. «Диалог» собрал мнения экспертов и пообщался с самозанятыми из Москвы и Петербурга — и узнал, чего они ждут от новой системы и какие опасения она вызывает.

Телефонный налог

Новый закон №422-ФЗ относит к самозанятым тех, кто получает от собственной коммерческой деятельности до 2,4 млн рублей в год или 200 тысяч рублей в месяц. Таким людям нужно установить телефонное приложение «Мой налог», зарегистрироваться и ежемесячно отчислять в региональный бюджет 4% от заработка при работе с физлицами и 6% — с юридическими лицами. В эту ставку входят отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования.

Легализовать свой труд за несколько минут, используя лишь телефон, может практически любой человек, будь то репетитор, программист или массажист, за исключением тех, кто ведёт торговлю акцизным товаром: алкоголем или бензином.

Пользователь «Моего налога» самостоятельно вносит информацию о доходах. При этом неважно, как поступили деньги — на банковскую карту или наличным расчётом.

«Налог на профессиональный доход рассчитывается налоговым органом на основании сведений, представленных и отраженных налогоплательщиком в мобильном приложении. Это происходит автоматически и ровно с той суммы, которая была указана. Поэтому ошибки при исчислении быть не может. Лишнее списать не получится», — объяснили «Диалогу» в пресс-службе ФНС России.

Скачать приложение можно через Google Play и App Store. По данным ФНС, на данный момент в нём зарегистрировались более 40 тысяч человек. Средняя оценка «Моего налога» — четыре балла. Среди отзывов много положительных, однако отрицательных тоже немало. Так, пользователи жалуются на работу программы: невозможность посмотреть доход за предыдущий месяц или отправить чек покупателю, трудности в регистрации по паспорту и другое.

«Все предложения, поступающие от людей, которые стали добровольцами и участвуют в этом эксперименте, мы прорабатываем. Уже сделано 75 изменений за месяц в продукте», — приводит ТАСС слова главы ФНС России Михаила Мишустина.

В ведомстве отмечают, что «Мой налог» — способ легально вести бизнес на льготных условиях, которые сохранятся до 2028 года – то есть на всё время эксперимента. «Это позволит получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность», — объясняет пресс-служба ФНС России.

Тем временем один из соавторов законопроекта, депутат Государственной думы РФ и председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров отмечает, что у властей нет цели устраивать дополнительные налоговые проверки и устраивать охоту на нелегальных коммерсантов. Однако в интервью на сайте Госдумы он невзначай упомянул Уголовный кодекс.

«Напомню, что ответственность за уклонение от уплаты налогов и так есть в российском законодательстве – вплоть до уголовной. И данным законом мы просто даём людям ещё одну удобную возможность выполнять свою конституционную обязанность — платить установленные законом налоги и сборы», — говорит парламентарий.

Он также рассказал, что новыми возможностями смогут воспользоваться и индивидуальные предприниматели, которые хотят избавиться от излишней бюрократии.

«У тех людей, которые сегодня уже являются индивидуальными предпринимателями, режим налогообложения также достаточно выгодный и имеет свои плюсы и свои минусы. Данный закон направлен на то, чтобы из «серой зоны» имели возможность выйти именно те, кто никак не зарегистрирован. Но любой человек, если он сочтёт для себя данные условия более выгодными, сможет ими воспользоваться – у людей должны быть равные возможности», — подытожил Макаров.

Эксперты о законе

Пока же налоговый режим для самозанятых вызывает у специалистов смешанные чувства. Так, по словам доктора экономических наук, профессора СПбГУ Николая Межевича, к самой идее нареканий нет, вопросы вызывает то, как система будет работать на практике.

«Всегда в таких законах власть руководствуется самыми лучшими соображениями: борьба с тунеядством, повышение налоговой базы, введение в регулируемое поле того, что раньше не регулировалось, то есть было не защищено. Это всё, конечно, здорово, но с правоприменительной практикой всегда возникают проблемы. Я боюсь именно этого, потому что та часть, которая связана с регулированием, преобладает над поддержкой граждан. Конечно, если говорить об идеальной экономической модели, которую я иногда представляю своим студентам, то да, такой закон необходим. Но разница между идеальной экономической моделью и суровой жизнью всегда велика», — говорит Межевич.

Другие специалисты полагают, что даже льготные условия не заставят людей массово регистрироваться в приложении «Мой налог». Всё дело в недоверии граждан, которые боятся, что во время этой игры власть поменяет правила и ставка вырастет.

«Люди рассуждают так: сейчас я выйду из тени, в начале налог будет один, а потом ничто не мешает его повысить до 13%. И вообще, один раз зафиксировавшись, потом сложно из этого выскочить, доказать, что вы теперь не работаете. Может сложиться ситуация как в мафии: вход – рубль, выход – два. Поэтому, думаю, здесь никакого интереса у граждан нет. И возможности государства, даже в современную электронную эпоху, выявить самозанятых — не слишком велики. Конечно, банковские переводы видны, но можно перейти назад, на кэш, как это было ранее», — рассказывает научный сотрудник Центра исследований модернизации Европейского университета в Петербурге, профессор кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ Андрей Заострецов.

Петербургский экономист Дмитрий Прокофьев считает, что о плюсах и минусах закона пока говорить рано, поскольку результаты его реализации станут видны только через несколько лет. Пока же власть сможет подсчитать, сколько россиян работает на себя, и получить от них дополнительный доход в региональный бюджет. Другое дело, что для экономики большое количество самозанятых – спорное преимущество.

«Их [самозанятых] довольно много, например, в странах субэкваториальной Африки, но это не делает эти государства развитыми. Там просто нет никакой другой деятельности, кроме самозанятости и мелкого ремесленничества. Вопрос ещё в том, человек сознательно выбрал такую траекторию или вынуждено, потому что не может найти адекватное рабочее место с зарплатой, которая позволяет ему не существовать, а жить. Нужно понимать разницу между высокооплачиваемыми специалистами свободных профессий и теми, кто стал самозанятым от отчаяния», — объясняет Прокофьев.

Категорически против закона о налоге на профессиональный доход выступает член комиссии по социальным вопросам и здравоохранению, депутат петербургского Законодательного собрания Борис Вишневский. По его словам, государство и так имеет достаточно средств для того, чтобы реализовывать социальные программы, и нет необходимости забирать последнее у тех, кто старается подработать после официального трудового дня.

«На счетах у Минфина на данный момент лежит 14 трлн рублей. Я подозреваю, что налоги самозанятых не составят и десятой доли процента от этой суммы. Поэтому, с моей точки зрения, нет ни малейшей необходимости в дополнительном налогообложении. У нас этого бремени и так более чем достаточно. И для того, чтобы решить проблемы граждан, министерству финансов нужно просто перестать бессмысленно копить деньги, а направить их на нужды людей. У нас и так повышение пенсионного возраста оценивается в 3 трлн рублей, повышение НДС – 650 млрд рублей. Да, президент в послании говорил о необходимости увеличить пособия, выплаты и прочее. Но цена всех этих предложений от 120-180 млрд рублей. По сути, это возвращение людям ничтожной доли того, что у них перед этим отняли. Вот и вся арифметика», — говорит депутат.

Он также отметил, что к вероятности внедрения этого закона на территории всей страны относится с опаской, поскольку это может вызвать дополнительное недовольство граждан. Особенно это касается людей, официально работающих в бюджетной сфере, и старающихся заработать «на стороне», чтобы обеспечить себя и свою семью.

Самозанятые

Среди самозанятых пока нет чёткой позиции: стоит ли выходить из тени или нет. Старшее поколение чаще всего поддерживает закон, а те, кто помоложе — или только обдумывают возможность зарегистрироваться в приложении «Мой налог», или категорически против этого.

«Мне бы не хотелось платить. Да, я довольно долго подрабатываю, сам студент музыкального училища, ранее закончил Политехнический университет и преподаю физику. Если я не буду заниматься репетиторством, то мне просто будет нечего кушать. На стипендию, что мне платят, не прожить, так почему государство требует, чтобы я отчислял налоги? Я полностью сам себя обеспечиваю и от властей ничего не прошу», — говорит репетитор Илья Марков.

В Москве, несмотря на то, что закон там уже действует, люди не спешат «выходить из тени», пока они взвешивают все «за» и «против».

«Я ничего плохого в этом законе не вижу. Хотя, смотря, о каком виде деятельности и о каких суммах идёт речь. Одно дело, если человек печёт тортики, и у него совсем маленькая выручка – 2000 рублей. Но когда это становится профессией, то, наверное, лучше оформить. Что касается меня, то когда ученики будут, то зарегистрируюсь, пока об этом рано размышлять», — говорит преподаватель по вокалу и игре на фортепиано Александра Бош.

За легализацию фриланса выступает кандидат педагогических наук, специалист по постановке почерка Анна Руденко. Она убеждена, что это позволит самозанятым чувствовать себя увереннее.

«Намного спокойнее ощущать себя полноценной социальной единицей. Государство предлагает хорошую и правильную вещь. У нас много людей, которые в силу разных причин, непростых жизненных обстоятельств, работают сами на себя. Но нужно чётко формулировать условия, чтобы люди свою позицию принимали с открытыми глазами. Ведь любая недосказанность возбуждает беспокойство. Люди встанут на путь легализации, только если это даст ощущение состоятельности: тебя вылечат, будут нормальные взаимоотношения с пенсионными фондами. Что ещё человеку нужно?», — говорит Руденко.

По её словам, вариант открыть ИП ей не подходит — придётся вести учёт деятельности, сдавать отчёты, а с приложением всё должно быть проще. Что же касается налогового бремени, то этот момент специалиста тоже не смущает.

«Мне почти 50 лет, это законопослушый возраст. Возмущения никакого нет — наоборот, есть желание получить определённость. Экономика нашей семьи стоит на двух ногах: здесь я работаю, а здесь — зарабатываю. Деятельность в институте оплачивается очень скромно, поэтому хотелось бы наступить на ту ногу, которая даёт какую-то устойчивую базу, и спокойно отказаться от того, что забирает много времени и сил, и не приносит финансового удовлетворения. Мне было бы спокойнее строить свои отношения с государством через фриланс. Даже немножко жаль, что Петербург не попал в число пилотных регионов. Хотя, с другой стороны, попасть в ситуацию эксперимента тоже не очень бы хотелось. Наверное, всё складывается так, как и должно», — считает Анна Руденко.

Она пояснила, что как только закон вступит в полную силу, то будет готова работать будучи на пенсии и получать дополнительный доход, не беспокоясь за легальность своей деятельности.

Отметим, по словам председателя ФНС России Михаила Мишустина, список экспериментальных регионов может расшириться только в том случае, если субъекты РФ изъявят такое желание. Власти Петербурга пока таких намерений не озвучивали.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!