Плохим клоунам — «расстрел», хорошим — поддержку
16 декабря 2015 | 19:38В рамках IV Петербургского международного форума прошла дискуссия, посвящённая современному российскому цирку. Главный вопрос, которым озадачились участники форума, - это судьба цирковых артистов сегодня. Кто виноват в том, что клоунов стало меньше, и что делать? Корреспондент "Диалога" побывал на мероприятии и получил ответ на этот почти философский вопрос.
Перед аудиторией стоит иностранный гость — Георг Вакс, клоун и преподаватель школы клоунского мастерства Голье. Он рассказывает об основателе легендарного учебного заведения Филиппа Голье, но не в формате доклада, а с шутками, пародиями и коротким видео, на котором гуру юмора ругает новичка. Ругает потому, что главная задача клоуна — стать другом для своего зрителя, полюбить публику. Если этого не происходит, номер не удаётся. Блеск в глазах — вот то, по какому критерию отбирают будущих артистов.
«В нашей школе роль учителя — это не судить человека, а изменить его. У нас нет никаких аудитов», — добавил Вакс.
У них нет аудитов, а у нас зато нет учебных заведений, из которых выходили бы хорошие клоуны. «Раньше 150 человек было на место, а теперь недобор», — слышатся голоса из зала. По мнению режиссёра-постановщика Большого Московского государственного цирка Андрея Шарнина, цирковое училище сейчас работает вхолостую, студий клоунады нет.
«Культурный форум — это толчок, который «подвинет» цирковую клоунаду в нужном направлении. Все говорят «апрельскими тезисами Ленина». Нужно переходить к действию. Пускай будет один некий центр», — сказал он.
Режиссёр заметил, что причиной, по которой клоунада утрачивает свою популярность, — это плохая игра клоунов. Юмор, считают артисты, подобен некоему вирусу. Как заразиться, если не заразительно?
«Для молодого человека должно быть откровением: увидеть клоуна и захотеть им стать. Я призываю уничтожать плохих клоунов. Как в компьютерной игре. А хороших — насаждать, поддерживать и развивать», — отметил Шарнин.
Для того, чтобы клоунада получила дальнейшее развитие, нужны учебные заведения, которые выпускали бы хороших артистов. Нужно «заражать» тех немногих, «кому богом даётся этот дар», сказал с экрана Филипп Голье.
«Не учите никого! «Учиться» — я вообще не люблю этого слова! Его придумали белые клоуны», — заметил народный артист России, клоун и мим Вячеслав Полунин.
Первые шаги к хорошей клоунаде — это не дидактика и поучения, а особый образ мыслей. Так утверждает советский и российский артист цирка Анатолий Марчевский.
«Главное — это то, что у тебя внутри. Дело не в гриме, а в том, что у тебя в сердце. Что ты хочешь сказать, какую мысль донести, какую идею?», — сказал он.
Открытие Цирка Чинизелли, заключил Марчевский — это серьёзный шаг вперёд. Сочетание «старого Ленинградского» и «блистательного Петербургского» цирков создало площадку для экспериментов, творчества и искусства качественной клоунады.
«Искусство создаётся только тогда, когда задаются вопросы, а ответы на них ищут зрители», — заметила театровед Наталья Табачникова.
Однако, как заключили собравшиеся, необходимость в специальной лаборатории для клоунов по-прежнему остаётся. Также стоит и вопрос о дальнейшем трудоустройстве выпускников.
«Нужна школа. Пускай маленькая. Бумажку составим, все подпишем, а потом я буду ходить и договариваться», — сказал Полунин.
Кроме того, он добавил, что клоунаде обязательно нужно своё «окошко» в телевидении и информационная система, с помощью которой любой начинающий клоун мог бы получить всю необходимую специальную литературу.
Обсуждение заявки на создание такой площадки началось прямо в зале. Необходим заказ от Росгорцирка, проект «доктор-клоун» — озвучивали гости свои идеи.
«До сих пор в цирке полное непонимание. Не могу сказать, что все люди в цирке полностью понимают, зачем это нужно. Думаю, в итоге все поймут, что это очень важно и нам необходимо это делать», — прокомментировала Табачникова идею проекта «доктор-клоун».
«Сделать клоунов — это половина задачи. Нужно, чтобы были площадки, на которых они могли бы работать. Это должна быть общая задача: где эти клоуны впоследствии могли бы работать и существовать», — подчеркнул Шарнин.
Артист цирка Сергей Макаров отметил, что слово «лаборатория» нужно заменить на «мастерскую». Иначе чиновники записку не поймут. Циркач озвучил и ряд других требований, необходимых клоунаде.
«Жонглирование, фокусы, акробатика — все это необходимо преподавать. Обязательно нужны преподаватели. Нужно, чтобы эти клоуны играли на музыкальных инструментах, даже если нет слуха», — сказал он.
Раз в полгода, утверждает Макаров, нужно посматривать, как идут занятия. Кто хочет учиться дальше — останется, а кто не хочет — уйдёт. Важна и стипендия, на которую студенты училищ клоунады могли бы жить. Выпускников ещё два-три года нужно курировать, пояснил Макаров. Для того, чтобы задумка состоялась, нужно срочно заключать договор с Росгорцирком, создавать конкурентную среду — это решит проблему цирковой безработицы, добавил он.
На первых порах артисты приготовили «список книг, который должен прочесть каждый дурак». Сейчас он находится в типографии. По словам Табачниковой, в нем 136 наименований.
Подготовила Дарья Веркулич / ИА «Диалог»