94.3$ 100.3€
-1.78 °С
Новости Все новости

Александр Платунов: Городу нужна программа по работе с негосударственными театрами

12 апреля 2013 | 09:22

В Петербурге стартует новый проект — «Театральный квартал». Его цель — привлечь внимание общества и власти к малым негосударственным театрам. О том, с какими проблемами сталкиваются эти театры, как можно им помочь и о самом проекте «Театральный квартал» «Диалог» поговорил с руководителем «Содружества негосударственных театров» Александром Платуновым.Александр Платунов
Александр Владимирович, в последнее время часто можно услышать о кризисе театрального Петербурга. При этом говорят, в основном, о крупных площадках. Как обстоят дела с небольшими театрами в Петербурге?

О кризисе, действительно, говорят давно. И, по ходу рассуждений, нередко задают вопрос: » Если менять что-то, в том числе, и людей, то на кого?».Чтобы появились новые люди, которые могут взять в свои руки театральный процесс, нужно, чтобы они прошли определенную школу, чтобы получили не только творческие навыки, но и организационные на «лабораторном» уровне, на маленькой модели. В этом смысле, поддержка малых театров — один из путей выхода из кризиса.

История нас учит, что вся великая режиссура XX века вышла из студийных поисков начала века. Мы прекрасно помним, что новый язык и новые сценические приемы Станиславским первоначально вырабатывались и опробовались не только во МХАТе, а в Первой студии, Мейерхольд экспериментировал не в Александринском театре, а в малых театриках, в которых он работал под именем Доктора Дапертутто в Петербурге, — это логичный путь, в ходе которого вырабатывается новый опыт. Поэтому маленькие театры, у каждого из которых, конечно, свой путь и своя программа, они являются одновременно разминочной территорией, на которой выращиваются таланты, опробываются новации.И в этом миссия этих театров – в том, чтобы обогатить театральный процесс. Напоминаю, что процесс зарождения и развития великого режиссерского искусства ХХ века происходил как-раз в негосударственных, то есть, в неимператорских театрах — упомянем еще раз Московский Художественный….

Уровень наших петербургских небольших площадок это все-таки только «разминка», или есть удачные, самоценные находки?

И то, и то. Для кого-то маленький театр это действительно разминка, но есть и уникальные театры, со своим собственным языком, которые могут существовать не в рамках большой государственной системы, а в виде небольших коллектив. Им в данном случае не мешает сложная структура, не мешает конвейер, который есть в каждом гостеатре с его планами, с разными влияниями. У маленьких театров в этом плане руки свободнее. Например, появился на наших глазах «Такой театр». Вписать его на сегодняшний день в какую-то сложившуюся структуру невозможно, он слишком своеобычен. Я уверен, что из этого театра через какое-то время вырастет большой театр, и он останется собой. В рамках негосударственных театров легче сохранить свою индивидуальность. Ты не подчиняешься законам театрального рынка. А большие театры вынуждены это делать.

Что не хватает этим театрам, помимо финансирования?

Первое, что не хватает – площадок. Мы видим, что театры способны зарабатывать деньги самостоятельно, у них есть интересные спектакли, но дать им возможность их показывать – острейшая задача. Несмотря на то, что некоторые малые театры имеют свои собственные площадки, городу необходим театральный центр, открытая сцена, где такие театры показывались бы » в очередь» — не обременяясь при этом хозяйственными заботами, содержанием здания и другими проблемами, требующими соответствующих ресурсов.Такой центр необходим.

Второе, нужно внимание, понимание тех, кто руководит культурным процессом, что если сегодня какое-то явление малое, это не значит, что оно не вырастет в большое. К сожалению, они плохо знают историю театра. Если бы они в нее заглянули, они убедились бы, что все великие свершения начинались с малых шагов. Эти малые шаги надо поддерживать. Думаю, помимо центра, площадки, городу нужна специальная программа по работе с негосударственными театрами, где было бы все подробно расписано, где результат не требовался «завтра», чтобы понимали, что может сегодня вкладываются деньги и нет видимого результата, но этот результат будет через 3 года. Театр это не живопись, где художник может создать полотно в одиночестве, пользуясь теми красками, что у него есть. Театр – более сложный организм. Чтобы он родился нужно время.

Если посмотреть на западный опыт, везде, где государство не справляется (или просто не вмешивается), эту функцию берут структуры гражданского общества. «Содружество негосударственных театров» это именно такой путь?

Да, это тот же путь, когда появляется некая структура, независимая. С другой стороны, если у нас не созданы условия спонсорства и меценатства, то финансирует культуру все равно государство за счет налогов, то есть, наших с вами денег. Опять же, нас учит история, что если бы не было богатых людей, которые вкладывались в живопись (сами, порой, не очень в этом разбираясь), разве были бы замечательные собрания в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковке новых течений – импрессионизма, например. Это делало не государство. Но государство дало возможность тем людям, которые имели деньги, это делать. И это пошло на пользу государству. Надо смотреть на эти примеры и использовать этот опыт.

«Содружество» чем непосредственно занимается?

Наша главная задача состоит в объединении сил для решения общих проблем. То и дело возникают проблемы с помещениями. Не так давно, например, были проблемы с помещением «Театра за Черной речкой», борьба с ТСЖ. Сейчас на наших глазах эпопея с «On.Театром». «Содружество» и должно суммировать опыт и доносить до всех, до общественности, до органов власти их типичность. Вот еще почему нужен центр, может быть, как перевалочная база — Нежилое, отдельно стоящее здание позволит приютить театры, которые ныне находятся в жилых домах и ссорятся с жильцами, которых тоже, между прочим, можно понять.

«Содружество» создано и для помощи друг другу, даже в решении каких-то экономических вопросов. Потому что на наших сборах, которые мы регулярно проводим, я вижу: кто-то может задать конкретный практический вопрос — как делать что-то, и на этот вопрос не я отвечаю, а коллеги из другого театра, которые с этой проблемой сталкивались и имеют опыт ее решения. Мне кажется, это очень важно. Причем тут порой даже не нужны деньги, куда дороже опыт.

Кто присоединился к «Содружеству», сколько театров?

На сегодняшний день 24 театра входят в «Содружество». Сейчас есть еще заявки от трех театров. По моим представлениям, к концу года уж никак не меньше 30 театров будет, а то и больше. Понятно, что есть театры, которые самодостаточны. «Комик-Трест», «Лицедеи», «Такой театр», ФМД-Театр, Авторский театр Олега Дмитриева, театр » За Черной речкой» — у них есть публика, они могут самостоятельно существовать. Но рядом с ними есть коллективы, который этот путь еще не прошли. Они сами шишки будут набивать десятилетиями, «Содружество» поможет им этот путь сократить на основе того опыта, что уже есть.

Проект «Театральный квартал», который запускает «Содружество» — какие у него задачи, и как он будет выглядеть?

Мы решили в проекте «Театральный квартал» презентовать городу, СМИ, административным органам, потенциальным заказчикам и потенциальным покупателям этой театральной продукции, так сказать, товар лицом. Потому что зачастую многие не до конца понимают, что у них есть «под носом», не говоря уже о соседних районах. Надо показать, например, районным властям, что есть возможность в своей социальной политике использовать эти театры, что, между прочим, позволит экономить бюджетные средства. Ведь малые театры малобюджетны, билеты недорогие, а выбор большой, на любые вкусы: от традиционалистов до авангардистов. Да и маленький театр — это особая атмосфера, атмосфера человечности. Я вообще не сторонник массовости: театр — интимное дело, это искусство, которое связано с душой человека. Мы хотим показать разные театры и дать возможность из всего разнообразия выбрать именно то, что по душе каждому конкретному человеку.

Как это тактически будет осуществляться?

Тактически – серия презентаций отдельных театров. Один вечер – один театр, чтобы не мешалось все в голове. На вечере театр имеет возможность рассказать о себе, истории, творческой программе, показать себя лицом – либо программу из отрывков спектаклей, либо отдельный спектакль. Потому что все слова и пресс-релизы хороши, но это слишком поверхностный взгляд. А когда ты вживую видишь — другое дело.

Средства на проект выделил Комитет по культуре, мы им очень благодарны, и я считаю, что подобные акции, а также существующие субсидии на постановки негосударственным театрам, и должны стать частью той программы по развитию и поддержке малых театров, о необходимости которой я уже говорил. Мы рассчитываем, что в течение этого года, в рамках того финансирования, которое выделил комитет по культуре, мы сможем сделать шесть вечеров. Заявка, которую мы подавали, была в два раза больше, но, думаю, для первого года работа программы это нормально. Мы предполагаем, что программа растянется на несколько лет, надеемся, что финансирование это будут не только за счет комитета по культуре, но и от депутатов, например, интерес со стороны которых к проекту мы уже наблюдаем. Возможно, будут средства районных администраций на культуру, которые зачастую не слишком продуманно тратятся. Ну, а, если еще присоединяться бизнес-структуры ( а для них это не очень большие затраты, все ж не Мариинский театр, а широта охвата значительная), то ситуацию с малыми театрами можно будет качественно изменить за довольно короткий срок.

Проект «Театральный квартал» является логичным продолжением городской программы «Культура рядом». Помимо всего прочего, малые театры еще и обладают свойством доступности, они расположены зачастую в спальных районах, где нет других театров. Они не требуют поездки в центр города, траты денег на транспорт. Не случайно мы назвали наш проект «Театральный квартал» — мы хотели подчеркнуть, что это театры, которые находятся в том же квартале, где ты живешь, он может стать твоим «домашним» театром.

В этом смысле на меня сильное впечатление производит зарубежный опыт, то, что я видел, например, у американцев.Когда бываешь в Нью-Йорке, то видишь, что там практически нет театральной рекламы, только мюзикловая,бродвейская. А у остальных театров наружной рекламы практически нет. Почему? Потому что у каждого небольшого театра есть база данных по публике, обычно из окрестностей, с каждым зрителем или семьей они работают индивидуально. И театр становится местом, где люди общаются, театр превращается в своеобразный клуб. Люди не только смотрят спектакли, они еще и контактируют. Мне кажется, по этому пути и мы должны идти. И небольшие театры могут эту задачу выполнять.

Ближайшие театры какие будут представлены?

Мы открываем программу 15-го апреля в доме молодежи «Рекорд». Открытие – некая акция, поэтому этот отдельный вечер будет выбиваться из правил, и если в дальнейшем мы будем следовать схеме представления театра, с рассказом и пресс-конференцией, то в первый раз мы хотели бы устроить праздник: и мы будем праздновать тридцатилетний юбилей старейшего негосударственного театра – «Театра за Черной речкой». Это же героизм — выстоять тридцать лет без госстатуса — народ должен знать своих героев!

Параллельно этому в апреле на небольших аудиториях мы представляем театр «Монплезир» — монотеатр Игоря Ларина, который недавно стал главным режиссером «Театра на Литейном». В мае мы будем представлять на одной из районных площадок театр «Вампука», которым руководит Женя Глюк- известный музыкант и радиоведущий. А осенью мы предполагаем представить в «Театральном квартале» театры «Кукольный формат»- лауреата многих фестивалей и интеграционный театр «Куклы», к которому я просто с восхищением отношусь- настолько там интересные и самоотверженные люди работают. Далее — Авторский театр Олега Дмитриева — ученика Льва Абрамовича Додина, и, если будем успевать, «Этюд-Театр», где собраны молодые ученики выдающегося театрального педагога Вениамина Михайловича Фельштинского. Это программа на этот год. Но так как театров у нас значительно больше, то мы надеемся, что и в следующем году «Театральный квартал» продолжится.

Беседовал Василий Романов / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!