Оранэла

13 июня 2017 | 20:22| Где это

Трамвайные пути, запутанные рельсы, стук колёс и неторопливое движение шумных вагонов. «Диалог» вместе с историками, краеведами, создателями Youtube-канала #окологорода Игорем Ивановым и Михаилом Уваровым прогулялся по необычной трамвайной линии — Оранэле.

В 2016 году по юго-западу ходили юбилейные трамваи зелёного цвета с надписью «100 лет Оранэле». Пассажиры спрашивали кондукторов: «Что это такое?» Зачастую ответа не было.

Интересна эта трамвайная линия несколькими моментами: во-первых, названием, стилизованным под загадочное женское имя (на самом деле ОранЭЛа – сокращение от «Ораниенбаумская Электрическая Линия»), во-вторых, тем, что она выходит за пределы Петербурга и идёт по посёлку Стрельна среди полей и деревенских домиков. В данный момент нельзя проехать маршрут от начала до конца на трамвае из-за строительных работ — дорожники реконструируют пути.

«Это амбициозный, даже по нынешним меркам, проект царских времён. Планировалось связать трамвайной линией петербургскую окраину – Нарвскую заставу и город Ораниенбаум. Возможно, трамваи пустили бы и дальше – в Кронштадт, уже были планы строительства дамбы, но помешали Первая мировая война и революция 1917 года. Тогда же, в начале XX века уже вовсю обсуждались концепции метро в Петербурге, его планировалось проложить по руслам осушённых каналов или на эстакадах, проходящих прямо над центральными улицами», — рассказал Игорь Иванов.

Историческое дореволюционное здание из красного кирпича на проспекте Стачек, 91 — это бывшая тяговая подстанция «Оранэлы». Она выделяется на фоне характерных для юго-запада Петербурга домов-кораблей. Сейчас здание заброшено.

Трамвайные пути на улице Маршала Казакова, по которым ходят трамваи №60 и №56, появились значительно позже, примерно в 1970-е. А мы пойдём вдоль проспекта Стачек к Петергофскому шоссе.

«Трамвайная линия проложена вдоль Петергофской дороги, на которой постоянно встречаются старинные парки и усадьбы: Александрино, Полежаевский парк, Новознаменка. Оранэла и строилась в первую очередь для дачников. Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум – популярные и престижные (так как рядом находились императорские резиденции) дачные места начала XX века», — пояснил Игорь Иванов.

К осени 1917 года трамваи ходили уже до Стрельны, а пути были проложены до Мартышкино, то есть почти до Ораниенбаума. «По линии ходили трамвайные вагоны, эвакуированные в Первую мировую войну из Риги. Рижские трамваи до сих пор имеют одну характерную особенность – питание с контактной сети снимается не пантографом, как у наших трамваев или электричек, а таким рогом, как у троллейбуса, только у троллейбуса рога два, а у рижского трамвая – один», — рассказал Михаил Уваров.

В 1920-е годы рельсы от Стрельны до Мартышкино демонтировали и отправили в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику, где широко разворачивалась добыча нефти. Оранэла 1920-х годов описана в детской книжке «Республика ШКИД» Л. Пантелеева. До войны трамвайное кольцо располагалось у Львовского дворца-замка. В 1941 году немцы, увидев в занятой ими Стрельне трамвай, решили, что они уже вошли в Ленинград, до которого ещё оставалось более 10 километров. Нацисты сбавили темп наступления, так как принялись готовиться к уличным боям, и эта задержка помогла защитникам города укрепить оборону.

«В киноэпопее «Блокада» Михаила Ершова есть эпизод, где вагоновожатый давит немцев, которые отплясывают на трамвайных путях; а гитлеровцы расстреливают пассажиров трамвая. Это художественный вымысел, так как при приближении немцев питание контактной сети было выключено. Сейчас трамвайное кольцо находится напротив Константиновского дворца. Здесь есть павильон с надписью «Стрельна» — почти железнодорожная станция», — добавил Игорь Иванов.

Сейчас трамвайные пути меняют на новые — на бетонной плите, с резиновыми подкладками. Трамваи должны стать менее шумными. Открыть дорогу планируют в середине июня.

Подготовила Ксения Савельева / ИА «Диалог»

Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!