14 °С

Ироничное ничто: выставка Сергея Шнурова в «Эрарте»

09 февраля 2017 | 20:59| Культура

Сергей Шнуров за 20 лет карьеры из хулигана и эпатажника, которого не воспринимают всерьёз, стал практически выразителем мейнстримового мнения. Не без сарказма, конечно. Шнура слушают, затаив дыхание. Каждое его высказывание (будь то клип на песню или псведофилософский пост в инстаграме) ждут не только преданные поклонники, но и люди, которых, казалось бы, сложно заподозрить в любви к матерщине и отвязности. В четверг в музее современного искусства «Эрарта» открылась выставка художественных работ шоумена «Ретроспектива брендреализма». Корреспондент «Диалога» попытался понять, что из себя представляет визуальное творчество Шнура.

Сергей – создатель нового «направления» в искусстве, которое он сам назвал «брендреализм». У брендреализма, как подобает бренду, есть сайт.

«Мы, приверженцы брендреализма, являем собой последний островок свободы духа. Мы видим конфликт торговых марок как бы со стороны, следуя учению Аристотеля. Подобно живописцам Древней Греции и их позднейшим последователям, художникам эпохи Возрождения, мы используем такие же харизматические брэнды, как боги Олимпа или Иисус и апостолы. В наше время их место заняли торговые марки известных фирм. Современное общество поклоняется им, находит в них соучастие и отдушину. Некоторые впадают в религиозный экстаз при покупке любимой марки. Боги живут в бутиках. Мы поможем вам не запутаться в этом огромном и великолепном мире потребления», — говорится на главной странице проекта.

И тут же шутка:

«P.S. Все работы выполнены с использованием современных экологически чистых материалов по старинным технологиям. Эксклюзивные картины являются уникальными произведениями ручной работы. К оплате принимаются все виды кредитных карт».

Это ироничное отношение к действительности прослеживается и во всех работах выставки «Ретроспектива брендреализма». Журналисты на презентации экспозиции как будто отнеслись ко всему происходящему с чрезмерной серьёзностью, задавая вопросы об определении придуманного Шнуром направления, выставке Фабра, казаках, а Шнур в ответ откровенно гнал.

«Главный экспонат — так как в заглавии всего стоит «Сергей Шнуров» — конечно же, я, но если вы сейчас дадите кому-нибудь в морду, вы будете главным экспонатом», — говорил он.

По словам Шнурова, брендреализм – это критический взгляд на бренды: «Брендреализм — это не совсем направление, это ракурс, точка зрения. Точка, которая размыта. Я не думаю, что это должно выродиться в какой-то большой жанр, потому что время больших жанров прошло. Есть возможность так смотреть, и эта возможность прекрасна, как и любая другая. Скорее всего, судя по реакции зрителей, основная фишка отражена в песне «Экспонат»: ничто не является ничем, и всё может стать тем самым экспонатом в мире современного искусства».

Все экспонаты выставки сугубо концептуальны. Шнуров только автор идей, а исполнители – другие, оставшиеся неизвестными, художники (говорят, их было трое). Работы объединяет ироничность Шнура по отношению к окружающей действительности, то есть это сатирические, карикатурные иллюстрации современной жизни. Не обошлось и без знакомых грубых шуток: фото Анастасии Волочковой, на котором балерина выглядит откровенно плохо, называется «Вагиня», а работа «Магнит» — это раскрашенный по полюсам в синий и красный цвета стульчак от унитаза.

Некоторые работы откровенно неоригинальны. В своём инстаграме певец разместил фото одного из экспонатов — надгробную плиту с написанным на ней вместо годов жизни количеством лайков. Аналогичный рисунок есть у бельгийского иллюстратора Брехта Ванденбрука. Напрашивающаяся, знакомая по «Камеди клабу» ирония, встречается и в работе «Иконостас» (здесь в золотом шкафу наклеен такой карандашный портрет Стаса Михайлова, какие художники продают на Невском проспекте). Работа «Да/Нет», которая представляет собой две картины – с одной стороны модно одетый молодой человек с брендовыми пакетами, с другой – небрежно выглядящий парень в тельняшке. Подобные картинки пару лет назад были распространены в социальных сетях под заголовками «Как отличить петербуржца от бомжа» или вроде того. А уж фраза «Денег нет, но вы держитесь», некоторые буквы которой в работе Сергея, не удержавшись, повалились, давно уже стала несмешной попсовой шуткой.

Так как брендом сам Шнуров считает всё, что его окружает, обращается он и к образам популярных личностей – Земфира у него вышита на полотне в национальном башкирском наряде, но по углам из-за силуэта певицы выглядывает британский флаг. Инсталляция «Лепс спел» — это пустая рюмка, на которую положены круглые очки с синими стёклами. Депутат Виталий Милонов изображён на фоне радужных брызгов нескольких ярких цветов (что тоже уже заезжено). Работа называется как трендовый индийский фестиваль красок — «Холи». Портрет Гегеля в одной из картин заключён в бутылку водки «Абсолют».

«Так как я критически отношусь, у меня нет любимых брендов. Я просто вижу бренд во всём – Путин, Россия, мама, но это не то чтобы любимые бренды, а просто бренды. <…> Сергей Шнуров – это бренд, я кричу об этом уже лет 10 как. <…> Дело в том, что антибренд – это тоже бренд, потому что он находится в той же самой дискурсивной паре», — рассказал Шнуров.

В остроумии музыканту, однако, не отказать: концепции, хоть и не всегда оригинальны, но вполне анекдотичны. Например, инсталляция «Любовь и голуби» — стая пластиковых голубей на пластиковом же асфальте рядом со сделанной баллончиком надписью «Любовь. Тел.:…» Отношения с реальностью у работ Шнурова вполне крепкие — многие из них, хоть и карикатурны, но всё же как будто вырезаны из нашей жизни ножницами и поставлены в «Эрарту». Таким образом оказывается, что посетить выставку — это практически как посмотреть альбом со смешными картинками «ВКонтакте»: забавно, но поверхностно. Хотя, конечно, брендреализм и не претендует на пристальное вглядывание в суть вещей, а как бы отрицает его вовсе. Более того, в своём творчестве художники, реализовывавшие идеи музыканта, кроме классических холста-масла использовали вполне современные материалы – пластик, стекло – и концептуально это вполне сочетается с тем, что Шнур творит своё искусство из действительности.

То, что всё это носит более коммерческий, чем художественный смысл, Шнуров не отрицал: «Для меня в принципе чистого искусства не существует. Вернее, оно существует в мыслях обывателя: творчество с большой буквы, чистое искусство. И странные слова «вдохновение» и «от души». Это меня вообще не интересует и никогда не интересовало».

В целом от молодого эпатажника, который мог мастурбировать перед камерами, на выставке не осталось и следа. Максимум провокации, на которую в стенах «Эрарты» решился Шнуров — как бы незаметно показать средний палец журналистам. Хулиганства в «Ретроспективе брендреализма» уже не так много: с распространением социальных сетей никого не удивишь грубыми шутками и матом, которые так шокировали в начале 2000-х, когда Шнуров поймал свою волну. Он высмеивает уже тысячу раз высмеянное, но почему-то не смеется над тем, что смеяться над всем – теперь тоже тренд.

Подготовила Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!