90.7$ 98.6€
8.41 °С
Новости Все новости

Бежим от снегопада. Куда отправиться в Петербурге 25-26 ноября

24 ноября 2023 | 16:00| Досуг

Город как раз перед выходными завалило снегом, так что от зимней погоды лучше искать укрытие… в музеях, галереях, театрах, где же ещё? Тем более что культурная программа в эти выходные ожидается более чем достойная, и о ней – в нашей традиционной подборке.

***

Мариинский театр в эти выходные представит на второй сцене оперу Сергея Прокофьева «Война и мир» – в грандиозной постановке Андрея Кончаловского. Это произойдёт целых три раза, чтобы успели все желающий.

«Постановка Андрея Кончаловского – третье обращение театра к опере Прокофьева «Война и мир». В 1977 году её постановка стала одной из первых работ нового главного дирижера Юрия Темирканова: режиссёрскую концепцию разработал тогда Борис Покровский, а дирижёром-ассистентом спектакля был 24-летний стажер – Валерий Гергиев. Следующая постановка состоялась в год 100-летия Прокофьева. В 1991-м Гергиев и английский режиссер Грэм Вик впервые представили оперу без единой купюры в один вечер. В 2000-м гигантскую партитуру Прокофьева уложили в масштаб нормального оперного спектакля: до антракта вместились сцены мира, после – войны. Редакция, ставить которую пригласили Андрея Кончаловского, а оформлять – Георгия Цыпина, стала одним из самых экспортируемых мариинских спектаклей. Задуманный как копродукция, он шел в Метрополитен-опере и имел счастливую гастрольную судьбу», – рассказывают об этой постановке в театре.

Итак, «Война и мир» на второй сцене Мариинского театра будет показана в субботу, 25 ноября, в 18:00, а затем – в воскресенье, 26 ноября, в 12:00 и 19:00. Билеты доступны на сайте театра.

***

25 и 26 ноября в Эрмитажном театре (Дворцовая набережная, 34) – премьера спектакля «Первая любовь» к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Он рассказывает об истории юности будущего композитора – и об эпизоде, который, как считали современники, стал одним из определяющих для его творчества. Литературной основой спектакля стал рассказ Юрия Нагибина «Сирень».

«Первая любовь Сергея Рахманинова – юная Верочка Скалон, на момент их встречи ему было 17, а ей 15, а в саду пышно цвела сирень, источая пьянящий аромат… Но, как её называл Сергей, «генеральшинька» (её отец Дмитрий Скалон был генералом) не могла выйти замуж за бедного музыканта. В 1899 году Вера стала супругой молодого корнета Сергея Толбузина, а перед этим сожгла все письма Рахманинова. Сергей же через два года женился на её кузине – Наталье Сатиной. Это в тамбовском имении Сатиных Ивановка цвела та самая сирень, которая подарила название рассказу Нагибина и одному из самых популярных романсов Рахманинова на стихи Екатерины Бекетовой. Супруги прожили вместе до конца жизни композитора, родили и воспитали двух дочерей, прошли вместе все тяготы эмиграции. И всё же… «Не испытай он этой чистой любви, осталась бы безлюбой его музыка», – писал Нагибин про Сергея и Верочку. Первая любовь Сергея Рахманинова подарила нам много музыкальных сочинений, которые и почти полтора века спустя заставляют наши сердца замирать от восторга или, наоборот, биться чаще», – рассказывают организаторы.

В роли Веры Скалон – уже взрослой женщины, вспоминающей о своей первой любви – народная артистка России, балерина Илзе Лиепа, которая выступает в спектакле не только как драматическая актриса, но и как танцовщица. Её партнером в спектаклях станет заслуженный артист России, артист Московского академического Театра Сатиры Игорь Лагутин: ему постановщики поручили текст «от автора». А музыкальной основой стало самое знаменитое сочинение Рахманинова – Второй концерт для фортепиано с оркестром. Начало – в 19:00 (в оба дня).

***

Театр «Приют Комедианта» в субботу, 25 ноября, покажет спектакль с нынешней «Золотой маски» под броским названием «Где ты был так долго, чувак?» Постановка московского театра «Место» – о самых разных аспектах нашей жизни, завернутых в сюрреалистическую обёртку. Сюжет начинается с того, что Петя и Нина, типичная супружеская пара из российской глубинки, в один прекрасный день зашли за угол бани и… не смогли вернуться домой.

«А что, если архетипическим персонажам однажды доведется пережить беспощадный экзистенциальный опыт? Такой вопрос часто звучал во время репетиций», – говорит режиссёр-постановщик Антон Федоров (он же – художник, он же – соавтор текста).

Начало спектакля – в 14:00. Напомним, что театр «Приют Комедианта» находится на Садовой улице, 27/9 (угол Мучного переулка).

***

За окном снег и холод, зато в Царском Селе – тепло! Там открылась выставка, которую в самом ГМЗ называют главной в уходящем году. Она называется «Ярче солнца» и посвящена 20-летию завершения воссоздания Янтарной комнаты, которое длилось почти четверть века.

«Эта выставка – в некотором роде жизнеописание Янтарной комнаты: от создания до второго рождения. Это гимн мастерству и мастерам, рассказ о долгом и трудном пути воссоздания шедевра. И это – своеобразная благодарность нашей самой яркой звезде, ради встречи с которой люди садятся в самолёты и поезда дальнего следования», – говорит директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

Музей впервые представил практически полностью янтарную коллекцию – крупнейшую в России и одну из самых значительных в Европе. Экспозиция охватывает период с XVII по XX век. Более ста предметов разместились в трех интерьерах Золотой анфилады: Янтарной комнате и соседних с ней Портретном и Картинном залах.

Выставка будет работать до 4 февраля, а увидеть её можно, просто придя в Екатерининский дворец по обычному билету.

Кстати, ещё музей-заповедник «Царское Село» представил в Александровском дворце третью часть проекта «Цветущий дворец». Тема ноября – императорские свадьбы: флористические композиции украсили Зал с горкой, Угловую гостиную, приёмную Николая II.

«Главные роли дизайнеры отдали бегонии, цикламену, орнитогалуму и эвкалипту. В Кленовой гостиной сотрудники музея сменили постоянную цветочную композицию в жардиньерке: теперь там целая поляна белых хризантем!» – рассказали в ГМЗ.

***

С 24 ноября в Полярном флигеле Шереметевского дворца (набережная реки Фонтанки, 34) работает выставка «Суд Париса. Рождение богини». Она создана Санкт-Петербургским Музеем театрального и музыкального искусства совместно с Международным фестивалем искусств «Дягилев P.S.»

«Название проекту дала знаменитая картина немецкого художника XVIII века Антона Рафаэля Менгса на сюжет древнегреческого мифа «Суд Париса» из коллекции Эрмитажа. Героини экспозиции – балерины, певицы и актрисы – отражают женские архетипы древнегреческих богинь Афины, Афродиты и Геры, олицетворяющие мудрость, любовь, заботу. Выставка охватывает два периода: 1880-1914 годы и 1920-1950 годы и рассказывает о самых известных представительницах творческих профессий. Посетители смогут увидеть многообразие образов, которые воплотили на сцене балерины Анна Павлова, Марина Семенова, Галина Уланова, певицы Полина Виардо, Анастасия Вяльцева, актрисы Вера Коммиссаржевская, Алиса Коонен, Любовь Орлова и многие другие», – рассказывают организаторы.

На выставке, которая будет работать до 21 апреля 2024 года, можно будет увидеть экспонаты из коллекций Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Российской национальной библиотеки, музея Академии художеств, Бахрушинского театрального музея, музея истории русской литературы им. В.И. Даля, музея В.А. Тропинина, академии русского балета им. А.Я. Вагановой.

***

В музее современного искусства АРТМУЗА (13 линия В.О., 70) начинает работу фотовыставка «Кадр №2. RGB+».

«Это будет продолжение творческого сотрудничества музея и журнала «АРТиКУЛ» – авторского издания, выпускаемого Санкт-Петербургским институтом культуры. В фотоискусстве есть привычные жанровые деления – портрет, натюрморт, пейзаж; это общие изначальные принципы. Можно сделать главным сюжетом свет или тень, тональные или атмосферные явления, а можно группировать изображения по совершенно иным признакам, например, по доминирующей цветовой гамме – по цвету. На выставке «Кадр №2. RGB+» представлены фотоработы, подобранные по основным четырём доминирующим в изображении цветам – красному, синему, жёлтому и зелёному», – рассказывают об экспозиции в музее.

Выставка продлится до 27 января. Вход свободный.

Также в музее «АРТМУЗА» вплоть до 23 января можно увидеть выставку работ Екатерины Ерохиной «Размывая границы». Екатерина Ерохина — художник и графический дизайнер; в своём творчестве она развивает тему психологии и философии человеческого бытия.

***

В последнее время Этнографический музей постоянно радует нас новыми выставками. На уходящей неделе там открылась новая экспозиция, называемая «Буква на вещи».

«Этнографические предметы, содержащие в своем дизайне знаки письменности, надписи и тексты, представляют различные письменные системы народов России и сопредельных стран. Выставка приурочена к Международному десятилетию языков коренных народов и знакомит с различными формами проникновения письменной культуры в народный быт, со смысловыми и эстетическими принципами включения эпиграфического материала в народную культуру», – говорят об этом в музее.

На выставке показаны утварь, детали одежды, памятники декоративно-прикладного искусства, культовые предметы, фотографии, книги, рукописи, дизайнерские художественно-графические объекты, воспроизводящие буквы, тексты и надписи. Представлено не менее 80 подлинных памятников традиционной культуры XIX – XX веков из собрания Российского этнографического музея. Выставка будет открыта до 31 декабря.

***

В Государственном музее истории религии – новая выставка «Бернар Пикар – неизвестный мастер известных гравюр», которая будет доступна для публики до 12 января.

«Выставка к 350-летию со дня рождения Бернара Пикара (1673-1733), выдающегося французского художника и гравера, представляет более 60 подлинных графических работ Пикара из собрания музея. Среди них – и гравюры на библейские сюжеты, созданные мастером в молодости, и иллюстрации образов античной мифологии, ставшие вершиной творчества художника. Многие гравюры прошли сложную реставрацию и экспонируются впервые. Особое внимание на выставке уделено изданию «Религиозные обряды и обычаи всех народов мира» (1723-1743). Эта своего рода первая в истории науки «энциклопедия» религий оказала значительное влияние на развитие европейской науки о религии в целом», – рассказывают об этом событии в музее.

Творчество Пикара отличается разнообразием тем – от гравюр на религиозные сюжеты до светских портретов. После переезда в Амстердам он прославился как автор книжных иллюстраций, в немалой степени – на религиозные темы, так как десять лет жизни он посвятил иллюстрированию 11-томного издания «Религиозные обряды и обычаи всех народов мира».

***

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открывается первая выставка проекта «Строка Бродского», названная «Память из зрачка не выколоть». Она приглашает к исследованию категорий визуальности и памяти в наследии поэта, и на ней покажут сотни документов, фотографий, рисунков и открыток.

«Человек есть то, на что он смотрит», — утверждал Иосиф Бродский, добавляя о себе в другом эссе: «ты сын фотографа, и твоя память проявляет пленку». В его поэзии часто встречаются слова «глаз», «зрачок», «взгляд», причем не как образы и метафоры, а в качестве действующих субъектов. Зрение Бродского активно и напрямую связано с памятью – другой важнейшей категорией его творчества. «Память предаёт всех, особенно самых близких. Она — союзник забвения, союзник смерти. Рыбацкая сеть с крохотным уловом, когда вся вода уже стекла. С её помощью никого не восстановишь – даже на бумаге», – писал поэт.

Выставка будет работать до 11 февраля 2024 года.

***

Музей политической истории России представил выставку под названием «Нюрнбергский процесс: взгляд из Москвы» – к годовщине (хотя и не круглой) начала этого трибунала, 20 ноября.

«Материалы предоставлены Фондом памяти Александра Печерского. Копии фотографий и документов, пресса того времени, книги и вещевые экспонаты напомнят об основных вехах подготовки и ходе Нюрнбергского процесса, его предпосылках и итогах», – сообщили в музее.

 

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!