Фотокорреспондент «Диалога» побывал на предприятии, которое перерабатывает собранный у населения пластик в промежуточное сырьё – гранулы и хлопья. Оно затем поступает на крупные предприятия страны, где из него делают новые товары.
Мощность завода «ВторПласт», находящегося на Волхонском шоссе – 500 тонн переработанного сырья в месяц, то есть по 15 тонн в день. Завод перерабатывает более сорока видов исходного пластика, относящегося к 4 основным фракциям. Это – именно то, что собирают в Петербурге на акциях общественников и на пунктах приёма, об открытии одного из которых мы писали на прошлой неделе, и через заготовителей (например, «Точка Возврата») отправляют на переработку. Это – то, что обычно усеивает бескрайние свалки, хотя вполне способно послужить людям.
Переработчики подчёркивают: хотя на завод поступает и вторсырьё с полигонов, лучшее – всё равно то, что люди сдают непосредственно. Пластик, полежавший даже не на свалке, а просто под открытым небом, где на него влияет вода, температура и солнечный ультрафиолет, уже никогда не станет таким же качественным вторичным материалом, как бутылка, вымытая и сданная ответственным гражданином на пункте. Поэтому сортировка из общего потока на предприятиях мусорного оператора – тоже не панацея: там пластик (а уж тем более бумага) уже будет грязным, мятым, перемешанным с другими фракциями или неперерабатываемыми отходами. Тем не менее, и такое вторсырьё может – после необходимой обработки – находить своё применение, но уже не принесёт столько денег переработчикам, которые и так, как правило, с трудом сводят концы с концами.
Здесь надо отметить также, что ещё один удар по отрасли переработки нанесли нынешние экономические проблемы. Меньше экономической активности – меньше мусора; пусть это (в теории) и полезно для природы, но для переработчиков, которые должны поддерживать непрерывность рабочего процесса и зависят от объёмов, это никак не благо.
Но вопреки экономическим сложностям и общественному неверию, переработка происходит: пластик перебирается, перемалывается, переплавляется, а затем делится на гранулы. Они, в свою очередь, отправляются на большие предприятия – например, в Московскую или Тверскую область – где из них отливают новые изделия. Это ещё не рай, но уже чистилище.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»