93.4$ 99.6€
-2.94 °С
Новости Все новости

Маршрутку ждать не стоит. Как изменится петербургский транспорт с 1 апреля

30 марта 2022 | 16:00| Город

С 1 апреля в Петербурге стартует первый этап долгожданной транспортной реформы. «Диалог» разбирался в том, какие нововведения ждут петербуржцев, и где можно ждать «подводных камней».

Это не шутки, исчезнут все маршрутки

Напомним, что провести эти преобразования изначально планировалось в июле 2020 года. Официально тогда это помешала сделать пандемия коронавируса, неофициально (как отметил примерно за полгода до намеченного «часа Икс» специалист транспортной отрасли в беседе с корреспондентом «Диалога») транспортный блок города просто был не готов сделать всё настолько быстро. К 2018 году маршрутки хоть и не представляли уже столь плачевного в целом зрелища, как десятилетием ранее, но по вопросу избавления города от «тэшек» мнения петербуржцев разделились полярно. Одних (автомобилистов) раздражал непредсказуемый транспорт, хаотично перемещающийся в потоке и норовящий резко остановиться у любого столба, чтобы подобрать или высадить пассажира. Другим, напротив, нравилась эта возможность – проголосовать, как при «ловле мотора», без необходимости идти на остановку, сесть и уехать. Третьих возмущало, что в этом транспорте не действуют, скажем, месячные проездные (возможность оплатить проезд не наличными, а хотя бы «Подорожником», также появилась значительно позже, чем в социальном транспорте) и не существует понятия льгот. А для четвёртых маршрутка – возможно, единственный способ быстро и без головной боли добираться из точки «А» в точку «Б» изо дня в день.

«В 2019 году губернатором было принято решение о подготовке масштабного обновления транспортного комплекса в целом. Реформа состоит из большого количества разделов, и одна из её частей – это новая модель транспортного обслуживания (НМТО). По сути, это новая модель взаимодействия с частными перевозчиками. Если сегодня они полностью предоставлены сами себе – сколько выручки водилы собрали, столько у них и есть – то теперь мы полностью перешли на брутто-контракты. Мы оплачиваем компаниям транспортную работу, а они обязаны приобрести подвижной состав, который полностью отвечает нашим современным требованиям по удобству и возможностям оплаты, чётко соблюдает расписание. Новая модель – это и единые остановки: у нас больше не будет остановок по требованию, потому что высаживать людей на газон – это уже как-то не по-петербургски», – заявил председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков 24 февраля – во время круглого стола, посвящённого реформированию транспорта в Петербурге.

Для начала уточним, что в городе предполагается открыть 92 новых автобусных маршрута, список которых и детальная трассировка были опубликованы ещё в октябре прошлого года. С 1 апреля будут доступны из них 24.

В этот же день закроются 36 маршруток. Замена по количеству неравноценная, по формальному же качеству «Организатор перевозок» приводит список, какой из уходящих маршрутов чем заменить. Будет ли по факту обеспечена такая же связность, как до реформы – покажет практика, однако Смольный постоянно подчёркивает, что масштабные закупки подвижного состава идут. Некоторые новые машины негосударственных перевозчиков уже можно видеть на других маршрутах – например, к обычным потрёпанным ЛИАЗ на 191 маршруте, проходящем по Невскому проспекту и принадлежащем компании «Питеравто», в последнее время добавились новенькие автобусы. А буквально накануне, 29 марта, в Смольном сообщили о торжественной передаче Петербургу новых автобусов белорусского производства.

Всего, по оценке городского правительства, городские перевозчики должны получить около 2800 машин (причём не только большой или особо большой, но также и средней вместимости), которые выйдут на новые линии. Треть из них появится с 1 апреля. В Смольном упирают на то, что весь новый транспорт движется на газомоторном топливе, что должно способствовать снижению выбросов в атмосферу.

Отметим, что некоторые из уже существующих автобусных маршрутов в рамках транспортной реформы изменятся (обычно – в виде продления до более отдалённых кварталов, хотя есть и обратные примеры), а некоторые – и вовсе закроются. Эти преобразования будут проводиться синхронно с тремя этапами введения новых маршрутов, и список изменений также доступен на сайте «Организатора перевозок».

У вас проблемы? А у нас?

Нравились ли кому-то маршрутки с точки зрения эстетичности и безопасности – вопрос личных пристрастий, но нельзя не отметить тот факт, что маршрутов в рамках новой модели станет значительно меньше. Часть устраняемых маршруток полностью или частично дублировали автобусы (у многих совпадали и номера – например, автобус 93 и маршрутка К-93), но значительная доля коммерческих маршрутов не получат полной замены, либо же она оказывается неравнозначной и требующей пересадок.

«У нас прогнозируется незначительный рост пересадочности. Этот показатель составляет сейчас 1,2 на 1000 пассажиров, а станет 1,22», – отметил Кирилл Поляков.

Один из примеров, который уже вызвал отклик в социальных сетях – отмена с 15 июля коммерческого маршрута К-350, который соединяет улицу Кораблестроителей и станцию метро «Купчино». Полной замены не предполагается. Если оставить за скобками вопрос о том, зачем ехать на такое далёкое расстояние наземным транспортом, а не на метро, то ближайшая альтернатива – автобус № 50, который движется по той же трассе… но только от Купчино до Театральной площади. Дальше потенциальным пассажирам требуется пересесть на другой вид транспорта – автобусы № 6, 100 или 262 (последний появится на улицах также с 15 июля). Такие планы вызвали недовольство горожан, которые даже создали сообщество «#50доНаличной», добиваясь продления 50-го маршрута социального автобуса по трассе закрывающейся маршрутки… которая, в свою очередь, движется по трассе исторического 50-го маршрута, который существовал до 2001 года.

«В качестве компенсации предлагают пользоваться автобусными маршрутами № 262 (улица Кораблестроителей – метро «Звенигородская), который откроется в день закрытия «маршрутки», и № 50 (Малая Балканская улица – Театральная площадь) с пересадкой между ними. Мотивация чиновников – высокая сменяемость пассажиров на Сенной площади, а также появление первой пересадки за 10₽ в течение 60 минут после первой валидации (дальнейшие в течение этого же времени будут бесплатны). Но нас такой вариант не устраивает. Наша задача – добиться продления 50-го автобусного маршрута до автостанции на Наличной улице и запуск линии № 262 по другой, более необходимой трассе», – говорят организаторы сообщества.

Это один из примеров, который, к тому же, касается той части изменений, которые будут вводиться только на третьем этапе реформы – поэтому время на то, чтобы договориться, есть (активисты отмечают, что находятся в контакте с комитетом по транспорту). Однако он подчёркивает, что среди граждан существует недовольство не только самой отменой маршруток (участники упомянутой инициативной группы добиваются не сохранения К-350, а именно продления автобуса № 50), но и неизбежной необходимостью пользоваться пересадками.

Экономия должна быть экономичной

В комитете по транспорту указывают, что именно для решения этой проблемы было принято решение о введении «пересадочного» тарифа на наземном транспорте (не на метро!) В его рамках первая поездка по «Подорожнику» будет стоить стандартные 40 рублей, зато вторая в течение часа – уже 10 рублей, а третья и вовсе будет бесплатной. В случае с маршрутками размер тарифа на каждой трассе может отличаться, поэтому будет ли такой вариант дешевле – вопрос. Кроме того, пересадка заведомо менее удобна, чем использование одного неразрывного маршрута.

Ещё одно нововведение в области оплаты, которое вступит в силу с 1 апреля, уже как будто не имеет отрицательных сторон. Речь об отмене участкового и километрового тарифов на автобусных маршрутах, которые ездят в пригороды: Петергоф, Ломоносов, Зеленогорск, Сестрорецк и Пушкин. Сейчас таких маршрутов 9, и стоимость проезда по ним может доходить до 120 или 180 рублей (наличными или по «Подорожнику»), если проехать все три тарифных зоны. Километровый же тариф действует на пригородных автобусах: в 2021 году предельная стоимость километра составляла 5,7 рубля, а максимальная стоимость проезда — 200 рублей. Теперь, как уточнили в комитете по транспорту, на всех этих направлениях будет установлен обычный тариф – 60 рублей при разовой оплате, 40 рублей – по «Подорожнику».

Отметим, что все новые автобусы будут работать без кондукторов. Вместо постоянных сотрудников такого типа Смольный делает ставку… не только на честность пассажиров, но и на усиление летучих бригад контролёров. Любопытно, что как раз в конце марта комитет по транспорту опубликовал объявление о дополнительном наборе контролеров-ревизоров пассажирского транспорта. Во всех автобусах должна появиться возможность оплатить проезд банковскими картами (по состоянию на февраль она имелась в 52% автобусов, свидетельствовали данные комитета по транспорту). Также появится возможность использовать разовый билет с QR-кодом, который можно будет приобрести в кассах метрополитена или киосках «Организатора перевозок», хотя в условиях повсеместного распространения электронных карт (и транспортных, и банковских) необходимость этого нововведения представляется неочевидной.

Первый апрель – дальше проверь

«Новую модель в целом пассажиры должны принять неплохо. Мы как специалисты в области перевозок должны констатировать, что прежняя модель никогда не могла обеспечить тот уровень безопасности, который сможет дать новая модель. Они принципиально разные по системе мотивации – это очень важный фактор для бизнеса. Основные проблемы с безопасностью перевозок сейчас связаны именно с принципом работы маршрутных такси – те самые остановки по требованию, являются причиной ДТП. Пассажир, которому приходится идти до остановки, должен понимать, что делается это ради его безопасности», – считает Кирилл Дьяковский – генеральный директор АО «Третий Парк», которое по итогам прошедших летом 2021 года получило право обслуживать 113 автобусных маршрутов.

«Более 90 процентов петербуржцев не заметят реализации новой модели, потому что для них ничего не поменяется – кроме того, что за ними вместо старого автобуса, в котором не совсем комфортно, приедет новая машина с низким полом, где можно будет заплатить всеми доступными способами оплаты и сэкономить при использовании «Подорожника». А те люди, в пределах 5 процентов, которые регулярно пользуются коммерческими маршрутками – на мой взгляд, рискуя жизнью по дороге на работу – обратят внимание, и кто-то заметит улучшение», – полагает Поляков.

Напомним, что второй и третий этапы введения НМТО намечены на 1 июня и 15 июля. С началом лета на линии выйдут автобусы 20 свежих маршрутов, с середины – оставшиеся 48. После первого этапа будет некоторое время на то, чтобы устранить возможные «детские болезни» новой модели и сделать так, чтобы горожане действительно заметили только положительные изменения от её введения.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!