88.2$ 94.8€
14.37 °С
Новости Все новости

Неочевидные фильмы, которые стоит посмотреть ко Дню матери

26 ноября 2021 | 19:00| Культура

Принято считать, что в международный женский день, нужно пересматривать «Красотку» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром: традицию эту внедрил «Первый канал», выкупив права на фильм и транслируя его 8 марта уже больше 10 лет подряд. Ну, а если не «Красотку», то любую другую классику голливудского романтического кино конца 90-х или начала 2000-х, либо уж советские фильмы о «сильной женщине» вроде ленты «Москва слезам не верит» или «Девчат». В новый год все мы смотрим «Иронию судьбы», кучу других советских комедий или пересматриваем «Гарри Поттера».

А вот что смотреть в День матери – это вопрос посложнее. Конечно, существует множество трогательных фильмов про мам на любой вкус и практически из любой страны мира, но «эталонного» кино про маму, кажется, пока нет. Поэтому мы подготовили список неочевидных фильмов о материнской любви и роли мамы в жизни. Тут не только милые кинокартины, после просмотра которых хочется броситься обнимать маму, но и фильм про трудного подростка, документальное кино о свинье и её маленьких поросятах и даже лента про инопланетян от режиссёра нашумевшей «Дюны». К слову, просмотр этих фильмов не должен мешать вам бросаться обнимать маму, да и вообще ничто не должно вам мешать это сделать.

«Однажды двадцать лет спустя», 1980

Классическая советская кинолента о многодетной матери-героине с Натальей Гундаревой в главной роли. Эта трогательная комедия в самой хрестоматийной форме рассказывает нам о подвигах материнства, которые можно не заметить в бытовой суете. Здесь мама – и друг, и психолог, и главный помощник в любовных вопросах, и наставник; тут мама – это всё, потому что дети – это главное, что у неё есть. Но здесь героиня Гундаревой – ещё и любимая, сильная и по-настоящему счастливая женщина.

Этот фильм – не просто трогательная комедия, а довольно философская притча с чётко сформулированными вопросами, которые задают героям – ученикам одного класса через 20 лет после выпуска: «Что было самым главным в вашей жизни?» и «Чего ещё вы от жизни ждёте?» И визуальный ответ на эти вопросы в виде воспоминаний и переживаний главной героини – одно из лучших в советском кино олицетворений сильного образа матери.

«Прибытие», 2016

Фильм Дени Вильнёва – режиссера нашумевшей «Дюны» с Тимоти Шаламе – в российском прокате оказался обделён вниманием из-за выхода в то же время «Выжившего» с Леонардо ди Каприо, зато получил 8 номинаций на «Оскар». «Прибытие» – кино тоже научно-фантастическое (как и практически все работы Вильнёва). В центре сюжета – женщина-лингвист, которую спецслужбы США отправили в один из непознанных летающих объектов внеземного происхождения, чтобы она смогла расшифровать послания пришельцев, поняв их язык.

Стоит отметит, что это совершенно нетипичный фильм о инопланетянах: здесь они не захватывают мир, не воруют людей и не выглядят омерзительно. В «Прибытии» внеземные посланники просто пытаются передать людям информацию, прибыв на Землю на 12 кораблях (очень напоминающих овсяное печенье). При чём здесь тема материнства? Сложно объяснить, не прибегая к спойлерам. Героиня фильма, пытаясь понять пришельцев, то и дело вспоминает о событиях жизни, связанных с потерей своего неизлечимо больного ребёнка. Финал фильма переворачивает всё «с ног на голову», однако от этого картина только выигрывает.

«Ма Ма», 2015

Не путать с фильмами «Мама!» Даррена Аранофски и «Мама» Андреса Мускетти. «Ма Ма» – в два слова – это потрясающее, до мурашек, испанское кино режиссёра Хулио Медема. В главной роли – Пенелопа Крус, её героиня – талантливая учительница и любящая мать по имени Магда. Однажды Магда узнаёт, что у неё рак молочной железы, и напоминание о смерти совпадает с началом её новой жизни. От героини уходит муж, она встречает мужчину, который потерял жену из-за рака, решается на операцию по удалению груди, пытается принять своё новое тело, посещая свингер-клуб вместе со своим гинекологом, а главное – решается стать матерью во второй раз.

«Я убил свою маму», 2009

Эта картина – дебютный фильм канадского режиссёра Ксавье Долана. Сценарий фильма он написал в 16 лет, а снял его – в 18, и в этом же возрасте он получил за свою работу «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Кстати, снялся в главной роли тоже сам Долан. Он, конечно, гений: сейчас Ксавье Долану – 32, а премий, побед и взятых гран-при у него около 40. «Оскар» вручать ему, видимо, рано, но в списках номинантов на эту кинонаграду он фигурирует всё с тех же 18 лет.

Вернёмся, впрочем, к его дебюту – фильму «Я убил свою маму». Название – отсылка к фразе главного героя: в школе он как-то заявляет, что его мама умерла, чтобы она туда не являлась. Несложно догадаться, что это кино о сложных взаимоотношениях между матерью и сыном. Он – яркий, талантливый художник, она – скромная женщина, замученная работой; он полон юношеского максимализма, она разочарована в жизни после ухода мужа. Вместе они то любят, то ненавидят друг друга и живут одну жизнь, в которой Юбер (герой Долана) ищет своё место в жизни, взрослеет, принимает собственную сексуальность и старается пережить одиночество, а Шанталь (его мама) учится находить общий язык с сыном, показывать свои настоящие чувства, а главное – учится выпускать его из-под своей, часто излишне плотной, опеки.

«Гунда», 2020

«Гунда» – это сложное, документальное чёрно-белое кино, в котором не произносится ни единого слова, но посмотреть его (или хотя бы попытаться) всё равно стоит. «Гунда» – имя главной героини фильма… свиньи, только что родившей нескольких поросят.

Людей часто сравнивают с животными, и иногда это случается, если речь идёт о материнских чувствах или инстинктах. Так вот, этот документальный фильм – как раз про невероятную любовь матери к своим детям, про заботу, про переживания о своём ребёнке. Только главная героиня здесь не играет – она просто мать. Хоакин Феникс назвал «Гунду» «глубоко медитативным» и «проникновенно важным» фильмом, а ведущий кинокритик The New York Times Манола Даргис включила ленту в свой список десяти лучших фильмов 2020 года. И это действительно медитативный и трогательный фильм, финал которого «разрывает сердце».

«Голос Монстра», 2016

Ещё один испанский фильм в списке, с ещё одной трогательной историей, стоящей за ним. «Голос Монстра» снят по книге писательницы Шивон Дауд, которая умерла от рака, не успев дописать книгу. Писатель Патрик Несс написал роман на основе сюжета Дауд, а также сценарий к фильму. Главный герой картины, 12-летний Конор, узнаёт о том, что его мама тяжело больна; он не может принять эту информацию и смириться с этим. Помимо этого, его отец уходит из семьи, над ним издеваются в школе, а все домашние обязанности теперь ложатся на его плечи. Конору на помощь приходит монстр из его снов – огромное тисовое дерево, которое помогает ему бороться с обидчиками, общаться с бабушкой, которую он раньше не любил, а ещё – искать лекарство для мамы.

В фильме невероятно трогательно (по-бытовому и волшебно одновременно) показывается любовь бабушки Конора к своей дочери, любовь мамы к нему, а главное – его любовь к маме: здесь она просто какая-то необъятная. А сам фильм интересно «упакован» в обложку жанра фэнтези – и, словно хорошая притча, повествует об этой безграничной любви.

Подготовил Роман Деренский / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!