Site icon ИА «Диалог»

Ковид всемогущий: как прошла большая пресс-конференция Путина

В четверг, 17 декабря, состоялась традиционная ежегодная пресс-конференция президента. Корреспонденты «Диалога» следили за ней по мере её движения, а теперь подводят итоговые впечатления. Неудивительно, что тема пандемии чёрной тенью нависала над всем этим действом.

«Мы белые и пушистые. Ну, или хотя бы благообразные»

Форму нынешней большой пресс-конференции Владимира Путина диктовали обстоятельства: из-за коронавирусных ограничений она по сути оказалась скрещенной с «прямой линией» (президент находился в Ново-Огарёво вместе с журналистами «кремлёвского пула», часть прессы – в Москве, другие же были рассеяны по центрам в нескольких регионах страны, по одному такому центру на каждый федеральный округ). Суть происходящего также была в значительной мере обусловлена пандемией, поскольку связанные с ней проблемы успели, так или иначе, затронуть каждого. Причём, что не так часто случается, проблемы на этот раз не только у России, но и у всего мира.

Собственно, это Путин подчеркнул в ответе на самый первый вопрос (в Приморье спросили про хорошее и плохое в 2020 году), сказав, что «море – целый океан – проблем разлилось по всей планете». На этом фоне, по данным Путина, ситуация даже не так уж плоха, а спад экономики в 3,6 процента – цифра чуть ли не катастрофическая в любой иной год – на фоне пандемии превратилась в неприятный, но умеренный результат. Как ещё пару лет назад – признание того факта, что экономический рост составил, скажем, полтора процента: лишнее доказательство того, что всё в мире относительно. Для сравнения президент привёл показатели некоторых европейских стран (не уточняя, каких), где спад дошёл до 9 процентов. С одной стороны, сравнения с Европой и США уже едва ли не набили оскомину, с другой – Путин не перестаёт при всяком удобном случае намекать на то, что не против дружить, но каждый раз что-то мешает… На этот раз он даже прямо процитировал знаменитое изречение мультяшного кота-пацифиста Леопольда, развёрнуто отвечая на вопрос журналиста BBC….

С этой беседой вообще был связан один из самых занятных моментов пресс-конференции: британец предъявил достаточно привычный список претензий (Крым, Сирия, Скрипали) и спросил, может ли Россия считать себя «белой и пушистой», на что Путин прямо ответил: «По сравнению с вами – да, мы белые и пушистые». После продолжительного отступления добавил: «Ну, или, по крайней мере, благообразные». Понятно, что в этом вопросе рассчитывать на консенсус не приходится. Вообще же международным вопросам было уделено довольно немного времени – меньше, чем в иные прошлые годы.

Президент, кстати, был без маски. Да и его пресс-секретарь Дмитрий Песков – модератор встречи – тоже не часто её надевал.

Бои местного значения

В целом, по экономике, считает Путин, всё неплохо: валютные резервы и ФНБ растут, госдолг уменьшается, сальдо торгового баланса положительное… В частностях, как водится, всё не так благостно, и услышать про это можно как раз в вопросах журналистов из регионов. Примерно на четверть или треть пресс-конференция как раз и состояла из таких вопросов про «бои местного значения».

Один из таких вопросов задала главе государства журналистка из Ростова-на-Дону, вступившаяся за коллег из Батайска, города областного подчинения в том же регионе. «Разберёмся», «учтём» – таковы были ответы. Возможно, где-то покрываются холодным потом или начинают строчить заявления об увольнении по собственному желанию некие чиновники. А может, и нет.

Нельзя не отметить, что конкретных вопросов было много, а вот конкретных ответов – на удивление… меньше. Среди повода для жалоб – и дистанционное образование, и недостаток общежитий для студентов, слишком медленная газификация, экологические проблемы, перебои с водоснабжением в Крыму и на Кубани… На вопрос о том, когда вернут индексацию пенсий работающим пенсионерам, президент «в лоб» ответил: когда будет бюджетная обеспеченность.

Коронавирус, впрочем, всё равно довлеет над всем: ему была посвящена, наверное, добрая четверть, а то и треть, остальных вопросов. Машин и врачей не хватает, лекарства выделят с опозданием, экономически всё далеко не так уж радужно… В этой связи прозвучала интересная цифра: на поддержку граждан правительство, по словам Путина, направило 838 млрд рублей (это без учёта помощи определённым отраслям экономики). Кстати, зараза сезона повлияла и на происходившее непосредственно в зале московского Центра международной торговли, где разместился самый обширный контингент журналистов: после первых двух часов Дмитрий Песков предложил собравшимся сменить маски.

Берлинский пациент и все-все-все

До того Сергей Шнуров в амплуа корреспондента международного телеканала RTVI – должность генерального продюсера которого он занимает на протяжении последнего полугода – спросил про «русских хакеров» на американских выборах, а потом из регионов пришли вопросы и про Навального, и про деловые «моменты», связанные с близкими президента… В общем, деликатесный (для кого-то) набор, который не часто появляется в дискурсе государственных СМИ. Ответы, впрочем, были предсказуемыми: разговоры про хакеров – провокация (прелесть этих обвинений, разумеется, в том, что их достаточно трудно подтвердить, зато на таинственных, на могучих и злонамеренных рыцарей мыши и клавиатуры можно списать вообще всё, что угодно), дело Навального – игры спецслужб, а Кирилл Шамалов – уже не действующий, а бывший зять президента. Кстати, Навального президент так ни разу и не назвал по имени-фамилии – это уже привычно. Вместо этого мы слышали про «блогера» и «пациента из берлинской клиники».

«Я всегда исхожу из того, что я должен делать то, что считаю нужным для нашей страны. А не для того, чтобы хорошо выглядеть для кого-то за бугром», — заметил Путин, развивая тему «информационных вбросов», связанных с его именем.

Совсем коротко – по одному вопросу – упомянули и поправки в Конституцию (основа ответа на вопрос журналистки из «Российской газеты» свелась к тому, что парламент теперь имеет больше полномочий для назначения министров), и предстоящие в 2021 году парламентские выборы («В выборной кампании 2021 года могут принимать участие, не собирая подписи, 16 партий, так как они получили представительство в регионах. Я желаю им всем удачи», — сказал Путин). Были вопросы и про «мягкую силу» страны – культуру (в том числе, внезапно, мультфильмы), и про Карабах – ещё одну историю, в которую России пришлось ввязаться, чтобы по мере возможности помирить переругавшихся между собой бывших «коллег» по СССР…

Кстати, с драматургической точки зрения жаль, что не последним, а предпоследним был вопрос про то, какие тосты президент будет поднимать в новогоднюю ночь. «За Россию!» — таков, по его словам, главный тост (при этом, уточнил Путин, главное – не переусердствовать с горячительным). Но поскольку, как говорится в известном анекдоте, «запоминается последнее слово», президент объявил, что договорился с правительством сделать российским детям подарок к Новому году – вместо отменённых из-за коронавируса ёлок и утренников – и выплатить семьям, где есть дети в возрасте до 7 лет, по 5000 рублей.

Добавим, что в этом году на пресс-конференцию аккредитовалось около 800 журналистов – это намного меньше, чем в прошлом году (тогда представителей прессы было 1895). В Центре международной торговли разместились 237. Впрочем, совсем недалеко было до рекорда по продолжительности пресс-конференции: она длилась 4 часа 34 минуты (против 4:40 в 2008 году). А если учесть пресс-подход после её окончания для счастливчиков из пула, обретавшихся в Ново-Огарёво, то можно говорить и о рекорде.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»