Губернатор Петербурга Александр Беглов потребовал от районных управ и профильных комитетов усилить проверки заведений общепита в новогодние праздники, добиваясь исполнения решения об ограничении времени работы этих заведений. «Диалог» выяснял предысторию этого решения, а также позицию бизнеса в этой связи.
К столу не просим
«Всем известно, что сейчас непростая ситуация с ростом заболеваемости. Ранее были введены ограничения по работе ресторанов – они касаются режима работы (запрещена работа ресторанов после 23:00); закрыты или серьёзно ограничены в работе заведения, действующие на фуд-кортах. Неделю назад новая редакция постановления № 121 предполагает закрытие ресторанов с 25 декабря по 10 января в другом режиме: с 25 декабря они должны закрываться в 19:00, а с 30 декабря по 3 января работа ресторанов запрещена вообще», – обрисовал ситуацию исполнительный директор объединения «Рестоград» Александр Ружинский.
В день публикации поправок в 121-е постановление – 2 декабря – «Рестоград» написал губернатору письмо, в котором предложил ввести более мягкие меры: ограничить работу предприятий общественного питания только 31 декабря и 1 января. Наблюдая за развитием событий – а заболеваемость в Петербурге всю вторую половину осени росла, к тому же на позицию городских властей повлияли резонансные нарушения ограничительных правил типа концерта Басты в Ледовом дворце 28 ноября – владельцы заведений хотели упредить действия Смольного, которые могли бы привести к серьёзным убыткам для отрасли. Но не успели.
«Мы хотели сработать на опережение, предложив ввести существенные, но не фатальные для нас ограничения. К сожалению, в тот же день губернатором было подписано постановление с более жёсткими мерами (с закрытием на 5 дней и ограничением времени работы до 19 часов в остальные дни, что равносильно для ресторанного бизнеса полному закрытию). Впрочем, реакция сообщества на наше письмо была неоднородной: кто-то воспринял эту инициативу как предложение нас же высечь, наказать… но большая часть разобралась в ситуации и поддержала нас. Необходимо найти золотую середину, прийти к компромиссу, чтобы, не рискуя жизнью и здоровьем людей, постараться сохранить отрасль, которая однозначно является важным элементом жизни города», – пояснил член координационного совета объединения «Рестоград» Сергей Симарев. По его словам, администрация заведений, входящих в эту организацию, готова увеличить частоту санитарной обработки площадей, участить термометрию сотрудников, ужесточить контролирование социальной дистанции и масочного режима.
Позиция операторов заведений общепита основывается на том, что в условиях, когда не ограничивается передвижение граждан по городу, работа общественного транспорта, закрытие ресторанов в вечерние часы (когда в обычное время и генерируется основной поток клиентов, а следовательно, и прибыль) не поможет в борьбе с распространением коронавируса, а лишь усугубит экономические потери и толкнёт часть заведений в «серую зону».
Как это: побывать на светской чайной вечеринке
«Постановление о закрытии точек общепита в торговых центрах было принято сгоряча, так как ТЦ сейчас – самое безопасное место с точки зрения принимаемых мер борьбы с распространением инфекции. При этом у меня вызывает улыбку, например, аэропорт Пулково: когда я летел в Самару, нас (пассажиров – ИА «Диалог») запихнули всех в один автобус, как килек в бочку; половина людей была без масок. И на этом фоне закрывать рестораны, наверное, немного нечестно», – указал ресторатор Алексей Фурсов.
«По данным общественности, во время прошлой волны пандемии во время действия аналогичных мер ни правоохранительные органы, ни представители исполнительной власти не были в состоянии прекратить деятельность тысяч формально закрытых предприятий, которые продолжали свою деятельность вопреки ограничениям. Предприятия в такой ситуации массово уходят в теневой сектор; контролировать соблюдение противоэпидемических мер ими при таком подходе фактически невозможно. Введённые ограничительные меры не смогут предотвратить массовое скопление горожан и гостей города в транспорте, на улицах и в доступных общественных пространствах, но спровоцирует массовое стихийное проведение торжеств, приём пищи и напитков в неприспособленных антисанитарных условиях», – заявила общественный представитель уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Анастасия Татулова.
Единства по этому вопросу нет и в публичной позиции представителей Смольного.
«Моё мнение – нет разницы, будут ли рестораны работать до 19 или до 23 часов, если они правильно относятся к мерам безопасности», – отметил специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга по взаимодействию с общественными организациями Григорий Путинцев.
Негативно оценивают действия городского правительства и некоторые депутаты Законодательного Собрания, не входящие во фракцию «Единая Россия».
«Наблюдая за экономическими процессами в Петербурге, приходишь к мысли, что городское правительство воспринимает наш город как некую компьютерную игру, где можно попробовать непродуманные, а порой и глупые решения. А потом сохраниться и переиграть. А расплачиваться приходится живым людям во втором по величине городе страны», – заметил депутат от КПРФ Александр Рассудов.
Флэш, моб и карта
Помимо письма губернатору, рестораторы обратились за помощью в комитет по промышленной политике, попутно организовав флэшмоб под лозунгом #скоросдуюсь, чтобы объединить профессиональное сообщество и привлечь к проблеме внимание – в первую очередь Смольного.
«Идея родилась после разговора с Виталием Свидовским – совладельцем «Теремка». Я выхватил из его эмоционального монолога такую фразу: «Сколько можно, мы же сдуемся!» У меня тут же возник в голове образ этого [сдувающегося] шарика и хэштег. Разговор происходил вечером в четверг, 3 декабря, а в пятницу мы уже раздавали шарики по всему городу, в том числе на Рубинштейна. Наша задача – в мягкой и тактичной форме продемонстрировать обществу и государству (в лице исполнительных органов власти) нашу гражданскую позицию. На баррикады мы никого не зовём; всё, что было нужно в рамках акции – надуть шарик и выложить фото в социальных сетях. Что мы получили в конечном итоге? Мы подключили к акции 570 ресторанов (на конец прошлой недели – ИА «Диалог»), собрали несколько десятков публикаций в ключевых СМИ, включая федеральные телеканалы, и более 700 публикаций в социальных сетях. Таким мирным, современным и творческим путём мы продемонстрировали позицию широкого слоя [предпринимателей]: в акции приняли участие не только заведения, входящие в «Рестоград». Наша конечная цель – сделать Петербург гастрономической столицей», – пояснил Ружинский.
Что вреднее — бургер или шаверма? Рассказывает диетолог
Напомним, что это не единственная попытка бизнеса привлечь внимание властей к проблеме (и по возможности добиться изменения политики Смольного в этой области). Ранее в Интернете была создана «карта сопротивления», на которую администраторы наносили заведения, которые собирались работать в новогодние праздники, невзирая на запреты. Вскоре сайт был закрыт, но на него успели пожаловаться в прокуратуру некоторые представители ресторанного бизнеса – выяснилось, что кто-то включал в число «сопротивленцев» и заведения, которые на деле не собирались нарушать установления Смольного и усмотрели в действиях тех, кто наносил их на карту, элемент «чёрного пиара». Позже выяснилось, что деятельность узла прекратили сами его создатели, не дожидаясь «привета» от надзорных органов.
«Данный манифест «карта сопротивления» был организован Александром Коноваловым и инициативной группой рестораторов и предпринимателей в сфере общепита не с целью «внесений раскола в наше общество», как выразился господин Елин (вице-губернатор Евгений Елин – ИА «Диалог»). Целью было лишь обратить внимание общественности и правительства на проблему, которая приведёт к гибели не одну сферу, а целую цепочку взаимосвязанных бизнесов – ресторанов, поставщиков, логистов, обслуживающих компаний и прочих – и оставит без работы и хлеба очень большое количество людей, граждан нашего города! Мы хотели бы обратиться к правительству Санкт-Петербурга с предложением: организовать рабочую группу по данному вопросу и в кратчайшие сроки приступить к обсуждению нашей общей проблемы в формате конструктивного диалога», – прокомментировали создатели «карты» последние решения Смольного.
«Ситуация стабильная. Но стабильно тяжёлая»
Последний не намерен уступать – по крайней мере, пока не будет чётких свидетельств того, что пандемия идёт на спад. «Заболеваемость высокая. Главная цель предпринимаемых мер – уменьшить риск заражения при личных контактах. Это должны понимать и все граждане, и предприниматели», – заявил губернатор Александр Беглов. В понедельник, 14 декабря, он поручил ужесточить проверки.
Городские власти, тем временем, и так усиливают контроль, проводят рейды (в том числе – ночные) по соблюдению положений 121-го постановления, санитарных требований, наличия QR-кодов. С начала месяца было проверено 561 заведение торговли, общепита, бытовых, косметических и гостиничных услуг. Например, в ночь на 12 декабря сотрудники комитета по контролю за имуществом, полиция и Роспотребнадзор проверяли бары в четырёх районах города и нашли ряд заведений, открытых ночью. Работа 9 предприятий приостановлена, помещения опечатаны, составлены протоколы (в том числе – в отношении посетителей) общим числом более 150. Нарушения, впрочем – как указали и в Смольном, и в Роспотребнадзоре – связаны не только с попранием норм, призванных остановить распространение коронавируса. В одном из случаев дошло до задержаний, а также применения полицией дубинок в отношении персонала и гостей заведения.
Впрочем, только на «кнут» в Смольном не полагаются: профильные ведомства демонстрируют готовность к обсуждению проблемы. Правда, только в порядке помощи уже post factum.
«Мы находимся даже не в ежедневном, а в ежечасном диалоге [с бизнесом] – мы как комитет, и другие профильные ведомства, организуем общение (живое, через чаты и пресс-конференции). Также по распоряжению губернатора создан ситуационный штаб по соблюдению стандартов безопасности. Здесь я хочу поблагодарить коллег из «Рестограда», которые в это сложное время смогли объединиться – это сейчас самое большое объединение рестораторов города. В диалоге они предоставляют нам достаточно большое число лучших практик о внедрении новых стандартов безопасной деятельности, и мы эти практики тиражируем среди всего сообщества. Но нельзя не отметить, что ситуация в городе тяжёлая, и решения принимались в свете событий, которые мы видели – все видели эту «свечку» заболеваемости, которая у нас возникла в осенние месяцы. Решения принимались тяжёлые, и все понимали, что предстоит достаточно серьёзный вызов: новогодние, предпраздничные дни – это всегда увеличение активности населения», – заявил заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александр Ситов.
По его словам, активность в городе удаётся снизить, чему свидетельством – сокращение пассажиропотока в общественном транспорте. Принятые Смольным решения он назвал уже компромиссными и напомнил об «уникальных» – дополнительных к федеральным – мерах поддержки, принятых для отрасли общепита.
«Ситуация стабильная – но стабильно тяжёлая, к сожалению. Ограничительные меры мы вводим только в виде компромисса, чтобы разгрузить систему здравоохранения, снизить контактность, уменьшить число заболевших. Дальнейшие решения зависят от состояния медицинской системы, количества госпитализаций. Рассматриваются любые варианты, которые будут приниматься с чёткими рекомендациями Роспотребнадзора, эпидемиологов – собственно говоря, и экономического блока. Конечно, мы слышим уважаемых рестораторов – их волнует время работы с 19 до 23 часов и, конечно же, возможность открыться 2-3 января. Мы, поверьте, прекрасно понимаем сложности бизнеса», – уверил Ситов.
«Губернатором дано поручение финансово-экономическому блоку правительства: рассмотреть [вопрос об] экономической поддержке. Но, естественно, лояльным организациям», – добавил Путинцев. Позже он уточнил, что речь идёт о предприятиях, которые «действуют в правовом поле», а не лояльным лично кому бы то ни было.
Перелома требуют наши сердца
Ограничения, по словам Ситова, ещё могут быть ослаблены до 25 декабря – если в борьбе против коронавируса наступит «коренной перелом». Сейчас, однако, в комитете не могут сказать, когда и в каком порядке будут отменять запретительные меры, и произойдёт ли это вообще до начала фактического новогоднего сезона.
«Стабилизация достигнута – давайте отметим этот факт. Как и то, что у нас ещё есть время на то, чтобы принять необходимые решения. Это будет делаться в контакте с бизнесом», – пояснил чиновник.
Представители вышеназванного бизнеса демонстрируют осторожный оптимизм, но готовятся считать потери. Ружинский от лица коллег обрисовал оптимальное, по его словам, в сложившихся условиях решение. Оно соответствует предложению, которое было отправлено в Смольный 2 декабря: держать рестораны закрытыми 31 декабря и 1 января, а в остальное время – ужесточить санитарные меры, но всё же работать. Если заведения общепита переживут вторую волну коронавируса, можно будет и о проекте «гастрономической столицы» подумать.
«Вся наша жизнь неразрывно связана с Санкт-Петербургом. Здесь живём мы, наши родители, наши дети. Мы никуда отсюда не уезжаем, не эмигрируем. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы наш любимый город становился лучше – и мы сделаем всё для того, чтобы это реализовать», – подытожил Симарев.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»