92.1$ 98.7€
6.81 °С

«Даже если человек зарабатывает 100 тысяч в месяц, он имеет право бесплатно поесть»: зачем петербурженка готовит и раздаёт еду всем желающим

03 сентября 2019 | 14:30| Общество

В самой обычной квартире у метро «Приморская» с недавних пор творятся удивительные вещи: там, по заветам фудшеринга, «спасают» продукты и бесплатно кормят всех желающих. Около месяца назад Екатерина (фамилия не указана по просьбе героини) запустила небольшой проект – и теперь дважды в неделю готовит еду для людей, которым она нужна. Куда обратиться, если нечего есть, и почему голодающие могут выглядеть представительно – узнал корреспондент «Диалога».

Семь початков кукурузы на толпу бездомных

Вторник и пятница неделя за неделей у Кати начинаются одинаково: нужно набрать продуктов из овощных лавок. Мы встречаемся с ней у метро и обходим три киоска – со всеми есть предварительная договорённость. Продавцы бесплатно отдают продукты, которые реализовать уже не получится, но есть ещё вполне можно. Улов относительно небольшой – только одна из женщин отдаёт пакет абрикосов, несколько яблок и помело. Пока идём до дома, девушка рассказывает историю своего нового дела.

Катя – из многодетной семьи. Когда-то она на собственном опыте узнала, что такое голод. Поэтому однажды, когда она увидела, сколько пригодных к употреблению продуктов выбрасывают супермаркеты, в голове у неё возник закономерный вопрос: если людям нечего есть, почему большое количество еды в нормальном состоянии гниёт на свалках?

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от История одной кухни (@istoria1kuhni)

Решив действовать, девушка наладила сотрудничество с «Ночлежкой» (благотворительным проектом, занимающимся помощью бездомным) и овощными лавками: из продуктов, которые ей отдавали, она готовила несколько десятков порций, потом их забирал Ночной автобус. Но на 50 человек из ограниченного количества продуктов готовить сложно: еда была разнородной (например, это могли быть пара порций шарлотки и несколько блинчиков с бананами), из-за этого у бездомных возникали конфликты. Тогда Катю попросили готовить что-то одно.

«После того, как у меня стали оставаться продукты, я начала писать в разные паблики. Вот, например, есть семь початков кукурузы. Я не отдам их «Ночлежке», а сварю и раздам людям, которые просто придут за едой. Бездомным вынеси эти семь початков – они же поругаются из-за них, потому что людей-то больше. Так мы стали делать около двух недель назад. И в первый день приехали, наверное, человек пять. Сегодня, думаю, человек 10-11 приедет», – рассказывает девушка уже в квартире.

В меню – хумус и болоньезе

Небольшая кухня совмещена с комнатой – тут стоит диван, на котором гордо восседает кот. Всюду лежат продукты и посуда, а холодильник забит практически под завязку готовыми блюдами. Днём царит оживление: приходят волонтёры, чтобы помочь с готовкой еды для «Ночлежки». Мне поручают чистить картошку – это моё занятие на ближайшие полтора часа.

«Что будет в меню, выясняется в последний момент, конечно. Сегодня точно перловка – её много скопилось; скорее всего, она будет с овощным соусом. Людям, которые будут приходить, раздадут остатки пиццы из хлеба, веганскую болоньезе, салат, вареньице, ещё сварим какой-нибудь суп. И через пару часов пойдём по другим точкам – посмотрим, что там сегодня отдадут», – объясняет хозяйка.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от История одной кухни (@istoria1kuhni)

Тем временем я разглядываю уже готовую еду на плите: здесь не какая-нибудь простая гречка, а довольно сложные блюда. Катя умеет готовить вкусно и не скупится на соусы, специи, и каждый раз импровизирует из тех продуктов, которые есть.

«Вот, например, готовится хумус, но он будет не скоро – ему замачиваться часов так восемь. Вот это я вчера доготавливала из остатков брокколи, кабачков, сельдерея, лука – всё это в соевом соусе. Вообще я люблю готовить веганские блюда – и уже почти полностью на веганство перешла. Мне сложно это даётся – может, всем сложно, но с моей непереносимостью глютена это жесть», – показывает на сковородки и кастрюли Катя.

«Карбонару мне приготовить проще, чем яичницу. Я, во-первых, стараюсь готовить так, чтобы было вкусно, а, во-вторых, если буду варить всё время один и тот же суп, становится скучно: мне хочется чего-то интересного, нового. Ещё есть всякие разные специфические моменты, когда продукты сами заставляют что-то выдумывать. Например, отдали нам позавчера кучу жёлтых огурцов. Они неприятные на ощупь, потому что мягкие. И плюс ещё горчат – толстокорые. И выбрасывать пять килограммов таких овощей не хочется. И вот для того, чтобы они перестали горчить, их можно в солёную воду закинуть, а чтобы были поприятнее – пожарить. Ну, и в итоге вчера пожарили огурцы в соевом соусе, добавили туда зажарку из лука и моркови, всё это дело засыпается кунжутом, добавляется немного мёда – и вот тебе салат из азиатской кухни. На вкус получается примерно как кабачки в таком интересном соусе», – делится Катя.

Кухню для готовки предоставил друг девушки, который сейчас в отъезде – на своей готовить возможности нет. Но и здесь просится расширение: в течение получаса приходят трое волонтёров, а затем – ещё несколько, и я сбиваюсь со счёта. Становится тесновато, но все с комфортом размещаются у гарнитура и на диване. Катя говорит, что уже идёт поиск нового места для работы.

«Места вообще не хватает. Если говорить про то, чего не хватает больше всего, то это вторая-третья плиты, второй-третий холодильники и морозильная камера. Иногда мне вечером привозят фрукты, но с ними не всегда сразу могу что-то сделать – бывает, нет сил. И тогда их можно в морозилку закинуть, а уже потом разбирать», – поясняет она.

Продуктов много не бывает

Работа кипит: я продолжаю страдать над картошкой, девушка-волонтёр рядом со мной обрабатывает абрикосы – моет их и обрезает помявшиеся части. Продуктов скопилось много – но в проекте по-прежнему есть то, что требуется покупать самостоятельно.

«Изначально были только овощные лавки. Плюс первые пару недель приходилось докупать, потому что отдали, например, кабачки, помидоры и перцы. Я, конечно, из них сделаю рагу, но не будет сытно. Поэтому тогда у меня стабильно так тысяч пять улетало в неделю. Готовить на десятки людей – это всегда нереальное количество растительного масла, соли и сахара», – говорит девушка.

Проект со временем стал разрастаться – и люди стали отдавать Кате свои ненужные продукты. Все волонтёры (и я в том числе) что-нибудь да принесли: кто-то – несколько пакетов круп, кто-то – варенье, кто-то – овощи и зелень. Сейчас докупать регулярно нужно только масло, сахар, яйца и муку.

«Люди находят на полках что-то ненужное, и привозят. Даже не докупая, а то, что нашли. Один раз волонтёр поставила передо мной бутылки рисового и бальзамического уксусов. И говорит: у них это не используется. А бальзамик же вообще очень дорого стоит! Я, например, его обожаю и много куда добавляю. С рисовым уксусом ту же корейскую морковь сделала. Вчера женщина привезла устричный соус. То есть приезжают какие-то продукты, которые стоят бешеных денег, но не используются. Так, у меня вообще есть 12 килограммов соуса из «Макдональдса», – смеётся Катя, демонстрируя чан со знакомой оранжевой массой, которую привычнее видеть в «Биг Маке».

Постепенно помощь начала приходить в проект не только с рынков и от горожан. Подключаются и магазины, хотя до сотрудничества с сетевыми гигантами ещё далеко.

«Сейчас у нас появился первый спонсор: одна из пекарен стала хлеб отдавать. Например, вчера мы делали пиццу из него. Можно и гренки обжаривать, и порезать на много кусочков, на дне противня с яйцами замешать – и это уже основа для несладкого пирога. Это сытно, вкусно. И несколько веганских магазинчиков сказали, что будут меня поддерживать и отдавать за 3-4 дня до просрока какие-то вещи», – делится девушка.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от История одной кухни (@istoria1kuhni)

Я разглядываю продукты, принесённые с рынка. Несмотря на то, что они уже списаны, выглядят вполне нормально: где-то что-то помялось, где-то что-то подсохло, но не более того – всё пригодно к употреблению. Тем не менее, Катя тщательно следит за качеством, чтобы никого не отравить.

«Страх есть – именно он помогает постоянно всё проверять по сто раз. Все продукты проходят термообработку. Я всегда говорю волонтёрам: если хоть немного что- то подозрительно выглядит, сразу отправляйте в мусорку; если сомневаетесь в продукте, сразу решайте в сторону выброса. А так, пока никаких плохих случаев не было», – рассказывает она.

«Если человек говорит, что ему нужна еда, значит, она нужна»

В этот раз мы готовим примерно на 70 человек – и это только для бездомных. За едой приедет Ночной автобус – её будут раздавать, а если что-то останется – отвезут в приюты.

«Я не знаю, как считать. Иногда мы супа готовим человек на 50, иногда на 40, но там и суп, и второе, и салат, и сладкое – всегда по-разному. Но пока за день больше, чем 70 порций, я приготовить не могла, но думаю, что смогу по необходимости. Просто первое время ещё все эти готовки были такие: что нам сегодня отдали, из того мы и приготовили. И была опасность, что ты придёшь к магазинам, а они ничего не отдадут: а день-то уже занят, заготовлен, обещано всё. А сейчас получается так, что приготовили, и осталось какое-нибудь рагу в морозилке, крупы. В общем, есть какая-то уверенность на будущее», – рассказывает Катя.

Тем временем я заканчиваю свою возню с картошкой, и мне дают новое задание – мыть посуду. Её, кажется, не так и много – но стоит мне закончить с тем, что есть, как тут же появляется пара новых грязных тарелок, ножей и тазиков: процесс готовки не стоит на месте.

Звонок в дверь – пришли за едой. По голосу – женщина неопределённого возраста. Катя накладывает в принесённые с собой контейнеры, кажется, всё, что есть на кухне. Женщина тихо благодарит её и уходит.

«Я накладываю много. Потому что в «Ночлежке» как: вот у человека тарелка, ему положили, он сейчас поел и всё. Люди приезжают, и я накладываю кому-то пять порций, кому-то десять, кому-то пятнадцать. Иногда приходит многодетная мама, я ей в рюкзак накладываю килограммов 10-12 еды. Потому что если человек едет ко мне через весь город, то его еда должна точно окупить проезд», – объясняет она.

«Я с собой могу давать, только если люди с собой что-то (многоразовую посуду – ИА «Диалог») приносят, в одноразовую выдавать не буду, потому что прекрасно знаю, что всё это на свалки пойдёт. И зачем тогда моя работа? Спасать продукты от свалок и добавлять пластик туда же? Лучше уж продукты выкинуть – они хотя бы не вредят среде при разложении», – считает Катя.

Один из принципов проекта – не задавать вопросов. Катя уверена, что не стоит знать, зачем людям нужна еда – и, более того, ей сложно слушать истории людей: она пока не научилась абстрагироваться и принимает всё близко к сердцу.

«Даже если человек зарабатывает 100 тысяч в месяц, он имеет право приехать за едой, потому что у меня не только про то, что это спасение от голода: мы и спасаем свалки, и вкусно готовим. Я действительно делаю некоторые вещи, как в ресторане. И даже если человек зарабатывает кучу денег, я не против, чтобы он приехал ко мне и поел. Не считаю, что он у кого-то что-то забирает. Если человек говорит, что ему нужна еда – значит, она нужна. Не важно, по каким причинам: потому что он хочет поесть моей еды, потому что он замучился готовить, потому что ему не на что есть. Надо – значит, надо», – рассказывает Катя, попутно распоряжаясь на кухне и что-то помешивая.

«Однажды приезжал мужчина очень прилично одетый: в хороших джинсах, хорошей рубашечке, весь такой видный. Зашёл, ни одного лишнего шага не сделал, всё протянул, благодарил ужасно, выглядел как человек, который зарабатывает много денег. Я ещё так посмотрела, подумала, что выглядела так же. Четыре года назад я голодала, потому что было долгов на 750 тысяч. А зарплата в месяц — тысяч 45-50, квартира стоила 13, плюс коммуналка. И всё: каждый месяц у меня зарплата уходила на долги. И я ела, только если к кому-то в гости заходила. Но при этом работала руководителем в достаточно крупной компании. Рассказать на работе, что голодаю, стрёмно было. Был представительный облик, приходилось делать вид, что всё хорошо. Поэтому прекрасно понимаю таких людей», – вспоминает девушка.

«Еда должна быть бесплатной»

Катя начала заниматься проектом около месяца назад, но уже сейчас на его Instagram-аккаунт подписаны более 700 человек, многие из которых приезжают либо помогать, либо забирать готовую еду.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от История одной кухни (@istoria1kuhni)

«Вообще, этот проект стал компенсировать мою предыдущую жизнь – было много проблем с общественностью. Всякие резонансные истории: я веду много спорных проектов и разговариваю на большое количество табуированных тем (у меня достаточно крупный канал, там в районе тысячи подписчиков в Телеграме). Про секс, смерть, какие-то вещи на уровне, например, эмоционального насилия. Я об этом много пишу, это у людей часто вызывает злость и реакцию, потому что нас воспитывают в культуре насилия: надо терпеть, надо слушать, нужно быть вежливыми. У меня есть бизнес-проект – магазин одежды, который затрагивает некие политические темы. И месяца три я находилась в состоянии, когда из-за всяких разных тем мне люди писали кучу плохих вещей: чтобы сдохла я и мои родственники, вот это вот всё. А тут появляется эта кухонька, и тут же куча людей, которые пишут: «Ты святая», – смеётся Катя.

Проект, хотя и только недавно стартовавший, стремительно развивается. На будущее –серьёзные планы.

«Я монетизацию проекта, на самом деле, вижу. Во-первых, надо на гранты подаваться. Во-вторых, всё-таки люди по чуть-чуть, но скидывают донаты – это очень помогает, потому что, мне кажется, те расходы, которые у меня были, я сама не потянула бы. В-третьих, хочется мини-столовку открыть. Чтобы было меню, которое для всех – приходите-забирайте. И были какие-то отдельные блюда, которые уже платные, причём так: по очень низкой цене, но в виде аукциона – кто больше дал, тот забрал. Какой-нибудь эксклюзивчик. Я, например, знаю, как готовить очень изысканные вещи. Могу заморочиться и сделать какой-нибудь бургиньон, который готовится 4-5 часов. И хочется оборудовать помещение так, чтобы там постоянно проводились какие-то мероприятия и лекциончики, чтобы вот это монетизировалось, а сама еда была бесплатной», – поделилась девушка.

Подготовила Дарья Тюрина / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!