Кино сильнее огня: фильмы, сохранившие собор Нотр-Дам
16 апреля 2019 | 17:00| КультураНакануне, 15 апреля, в Париже случился пожар – загорелся собор Парижской Богоматери. К счастью, он сгорел не весь – каркас, часть реликвий и отдельные фрагменты внутреннего убранства удалось сохранить. Уже известно, что Нотр-Дам будет восстановлен – начат сбор средств. Тем не менее, в точности таким, как раньше, он уже не будет никогда – поэтому возрастает ценность фотографий, хроники и видео, сделанных до пожара. «Диалог» рассказывает, какое кино стоит посмотреть, чтобы увидеть собор таким, каким его можно было наблюдать до вечера 15 апреля 2019 года.
Экранизации Гюго
Самым известным произведением о соборе Парижской богоматери остаётся одноимённый роман Виктора Гюго 1831 года. Именно с выхода этой книги принято отсчитывать современную историю здания, которое в начале XIX века предлагали снести – слишком уж обветшало. Но роман Гюго, что называется, привлёк внимание к проблеме – будущий туристический и культурный символ города оставили на месте и как следует отреставрировали.
При этом для кино историю звонаря Квазимодо и цыганки Эсмеральды в исторических интерьерах не снимали – и теперь уже вряд ли начнут. В 1923 году студия Universal посчитала, что куда дешевле и проще будет обойтись декорациями и выстроила бутафорский собор в натуральную величину.
Их примеру последовали создатели совместного франко-итальянского проекта «Собор Парижской Богоматери» (1956) с Джиной Лоллобриджидой. Соорудили не только Нотр-Дам – в фильме видно соборную площадь, отдельные детали фасада, внутренние помещения и даже колокол. Но всё это не на «натуре» – хотя в основе был ещё не тронутый на тот момент огнём храм-памятник.
А Disney, авторы третьей из наиболее известных экранизаций «Горбун из Нотр-Дама» (1996), и вовсе нарисовали всё от начала до конца, прибегнув к анимации. Зато у них заговорили горгульи!
«Парижские» оды
Фильмы, воспевающие Париж и создающие его преломлённые в художественном ключе портреты, снимают практически с тех пор, как появилось кино. Один из первых — «Париж уснул» (1923) Рене Клера – рассказывает об учёном, что заставил парижан буквально замереть. А туристы, на которых действие усыпляющих лучей не распространилось, получили возможность гулять и наслаждаться видами в тишине и покое. Любуются они, среди прочего, и Нотр-Дамом.
В XXI веке Вуди Аллен, который с начала 2000-х периодически снимает своего рода «кинооткрытки» – ленты с незамысловатыми сюжетами и богатыми видами европейских столиц – прибыл в столицу Франции для съёмок романтической комедии «Полночь в Париже» (2011). Собор здесь появляется в экспозиции, где под лирическую музыку нас вводят в соответствующую ожиданиям атмосферу. Затем в одной из сцен герои отдыхают на скамейке неподалёку от храма – в кадре хорошо виден шпиль XIX века, который обрушился во время пожара.
Мелодрамы
Миф о Париже как центре всего романтического сформировался не вчера – кино с удовольствием его подхватило и продолжает эксплуатировать, подчас довольно удачно.
В «Горькой Луне» (1992) влюблённая пара после бессонной ночи присаживается на скамеечке у Нотр-Дама: она любуется собором, а он растирает её замёрзшие ноги. Камера делает акцент на шпиле, снимая его снизу вверх. Вкупе с рассветными небесами это даёт ощущение, что всё у них будет хорошо. Как окажется позже – напрасное.
В драматической лавстори «Перед закатом» (2004) отношения героев, едва начавшись на экране, стремятся к закату. Но пока этого не произошло, мы наблюдаем их прогулку – вот на теплоходе они проплывают Нотр-Дам.
— Это же Нотр-Дам! – восклицает герой (его играет Итан Хоук). – Я слышал историю о том, что когда немцы спешно отступали из Парижа, они собирались взорвать Нотр-Дам. Это поручили исполнить одному солдату, но он так и не смог этого сделать – он просто сидел и любовался этим местом. А когда пришли войска союзников, они нашли вокруг взрывчатку и неиспользованный детонатор.
— Это правда? – интересуется девушка (её играет Жюли Дельпи).
— Не знаю. Мне просто нравится эта история.
— Да, очень красивая. Но всё же когда-то и Нотр-Дама не станет.
Героиня вспоминает, что когда-то на месте собора стояла другая церковь – тоже очень красивая. Но её не стало – и рано или поздно не станет и Нотр-Дама. Теперь высказанная ей мысль звучит зловеще. Впрочем, она права – однажды придёт миг, когда не станет вообще всего.
Приключения «в интерьерах»
За почти девять веков существования храма в нём побывали десятки (если не сотни) исторических фигур. Здесь начался суд Жанны Д`Арк, сочеталась браком Мария Стюарт, короновался Наполеон Бонапарт, сюда возвращался с победой генерал де Голль – как не отразить это в соответствующих биографических и исторических фильмах?
А по версии 3D-боевика «Мушкетёры», здесь побывали и бравые вояки из книг Александра Дюма. На своём летающем корабле (не спрашивайте) мушкетёры приземляются на собор, частично его при этом поломав, а затем устраивают залихватское сражение на шпагах на крыше, уничтоженной теперь огнём.
Разумеется, крушить крышу киношникам никто бы не дал – вновь декорации плюс компьютерная графика. Но вид Нотр-Дама, на шпиль которого насажена летающая лодка, в общем, впечатляет.
Документальное кино
Пожалуй, это самый надёжный способ увидеть, каким был храм «до того, как». Правда, фильмы документального плана – которых после пожара наверняка станет больше – далеко не всегда художественно убедительны.
«Самсара» (2011) не только даёт редкую (теперь уже – редчайшую) возможность понаблюдать за внутренним убранством собора, но и допускает нас до обряда крещения. На детские головы льют святую воду – начинается новая жизнь.
Этой новой – а ещё долгой и счастливой – жизни мы все сейчас Нотр-Даму очень и очень желаем.
Подготовил Глеб Колондо / ИА «Диалог»