Шесть драматургов объединились и сделали «Так себе» фестиваль, чтобы доказать Петербургу — любая пьеса с художественным наполнением может обрести своё воплощение. Название события полностью соответствуют его сущности. По пьесам создадут не спектакли, а эскизы, время начала всегда с «копейками», и играться постановки будут где угодно, но только не на сцене — в прачечной, в лавке, в баре. С 27 января по 1 февраля петербургская публика увидит равное числу авторам количество постановок. Команда «Диалога» прониклась таким себе настроением фестиваля и пообщалась со всей командой драматургов.
«Про снежинки и говно»
Автор: Евгений Ионов.
О чём: место действия — баня в пермской деревне, время действия — зима. Из неочевидного (по названию) будут фигурировать в истории горячительное и бутербродики. Также на заднем фоне можно будет разглядеть фирменный знак драматурга — его шапочку.
Когда и где: 27 января, 20:07, бар «Творчество» ( Гороховая улица, 68).
Из любимого: Royal Court, Московские-Бутусовские постановки, Мартин Макдона, Марк Равенхилл, Бертольд Брехт
Чем увлекается помимо театра: ничем, кроме театра! Театр! ТЕАТР!
Источник вдохновения: жизнь (грустный смайлик).
Место вдохновения: идея пришла, когда лежал на верхней полке в вагоне поезда Пермь-Питер».
Цитата из пьесы: «Ну о покойниках не говорят правда плохо, умер он. (Смеётся) Но всё равно мудак…».
— О чём вы написали столько слов и зачем нам это смотреть?
— О страдающих людях, все же любят смотреть на страдания. Должно быть смешно.
— Почему собственно пьеса получилась «так себе»? Не хватило времени?
— Мало таланта, много мата (так бы Островский назвал пьесу со мной в главной роли).
— Долго думали над названием, и почему выбор пал именно на этот вариант?
— Долго, очень долго. Гораздо дольше, чем писалась пьеса. Но как только оно появилось в голове, я понял, что это идеальное антиафишное и идеювыражаемое название.
— Чем так страшна пермская деревня, и с какой стороны её лучше обходить — слева или справа?
— Да она идеальна! Но если вы её боитесь, то лучше всего пройти сквозь неё.
— Расскажите историю вашей шапки, которая, по слухам, будет фигурировать и в пьесе.
— У меня была любимая шапочка с пчёлочкой (лого баскетбольной команды Hornets, выступающей за город Шарлотт из Северной Каролины, США). Понятия не имею, откуда она взялась в моей пермской квартире, но я любил её, очень. Однажды она улетела, не выдержав моего алкогольного трипа. С тех пор я пытаюсь заткнуть эту зияющую дыру… на голове. Все эти шапки… Ну, вы понимаете. А события пьесы происходят зимой в деревне. Как же там без шапки?!
— Баня в вашей истории — это символ очищения России? Или не баня, а зима, или, может, водка? Там вообще есть символы?
— Оставьте символы Метерлинку (бельгийский писатель, драматург и философ — ИА «Диалог»). И никакой водки — только самогон, горящий самогон, а ещё злые собаки, утонувшие дети, снежинки и попытки поменяться местами с мертвецами.
— В каких местах Петербурга лучше с вами поговорить/выпить за искусство?
— Люблю Ваську. Жил там в общаге на Опочинина, пока учился в театральной академии. Так что с удовольствием поговорю/выпью за искусство там.
«Нога/Жуки»
Автор: Настя Фёдорова.
О чём: история повествует о девушке, которую уборка на кухне довела до пьесы. Также в сюжете есть важный поворот: у главной героини затекает нога, а и она [девушка] расскажет зрителям истории неловких свиданий из личной жизни драматургов.
Когда и где: 28 января в 20:07, «секонд-хенд «Лю» (Ковенский переулок, 14).
Что в жизни пропустили пока работали над пьесой: Ничего, писала её на работе, делая вид, что работаю.
Из любимого: Если бы я набивала себе «рукава», то на одном был бы Шекспир, а на другом — Стоппард. А на груди вместо куполов — Оскар Уайльд.
Увлечения помимо театра: вышивание крестиком.
Источник вдохновения: полуночная тревога.
Источник дохода: проекты и официальная пятидневка — эх!
Цитата из пьесы: «йотированный ять».
— О чём вы написали столько слов? И зачем нам это смотреть?
— О бытовом безумии. Если вы хоть раз, делая уборку или распивая с кем-то чай, вдруг замирали и с удивлением обнаруживали, что перестали понимать происходящее вокруг и внутри, то вам пора к нам и жукам.
— Ваша история больше о ноге или о жуках?
— Она, скорее, о ноге, поскольку именно в ней зародился импульс написания пьесы. Однако вполне возможно, что этот импульс был вызван укусом жука. Но ведь и укус мог быть порождён, допустим, импульсом в ноге жука? Значит, история о ноге.
— Топ-3 неловких свиданий на вашей памяти, которые захотелось вписать в пьесу?
— О, эти свидания заслуживают отдельных пьес. Но из любимого, первое — юноша, который десять минут настраивал гитару, чтобы сыграть ровно три аккорда и заявить: «Это я сочинил!». Второе, когда я на протяжении полутора часов рассказывала о блокаде Ленинграда и феминизме, чтобы поддержать беседу. И, наконец, свидание, на котором я была третьей-действительно-лишней и очень увлечённо изучала весь вечер меню.
— Где вы находились, когда завязка сюжета для пьесы пришла вам в голову?
— На кухне, с тряпкой в руке, лицом к лицу с жуками.
— Какие советы по уборке вы бы дали нашим читателям, чтобы ликвидация грязи привела к созданию драматического произведения?
— Занимайтесь уборкой ночью, и пусть всё валится из рук – прямо как днём. Если встретитесь с какой-то загадочной органикой, представьте, как она может завоевать ваш дом и уничтожить вас, ну, или подружиться с вами (если душа требует пьес повеселее).
— Какую роль в создании пьесы сыграли ваши кошка, собака и улитки?
— Кошка, собака и улитки были благодарными слушателями первых набросков «Ноги». Они высказали свои комментарии, но воздержались от участия в постановке: кошка и собака считают себя недостаточно богемными для театра, а улитки просто девиантные аморалы, с ними невозможно работать.
«Тождество Эйлера»
Автор: Саша Сальникова.
О чём: Постановка, где экспериментально всё: поставил пьесу первый режиссёр-плюшевый кот, на сцене собранные по знакомым и незнакомым 11 ноутбуков, а удастся ли им всем доработать до конца эскиза постановки — это тоже эксперимент. А написал историю драматург, который не любит обращение на «Вы» с большой буквы и скучные вопросы.
Когда и где: 29 января в 19:37, бар ХВ (Кожевенная линия, 40).
Из любимого: «театр post», а вообще не люблю это всё — любимый/не любимый. Сегодня так, а завтра эдак.
Увлечения помимо театра: » увлекаетесь» звучит так, будто у нас тут кружок дилетантов. А я вообще-то магистр театрального искусства!
О заработке: плохо и мало.
— О чём вы написали столько слов? И зачем нам это смотреть?
— Зачем вам это смотреть — сами решайте. Можете посмотреть, потому что больше никаких планов в этот день нет, а можете — потому что вас подкупают современные технологии. Приходите, в общем, если придумаете зачем.
— Где вы находились, когда завязка сюжета «Тождество Эйлера» пришла вам в голову?
— В пьесе есть момент, когда героиня переходит дорогу. Она сначала долго стоит на «красный», хотя нет машин, потом все-таки решает двинуться, но «красный» сменяется на «зелёный». И этот бунт как бы не засчитывается. Вот такое приключилось и со мной. Дай, думаю, пьесу напишу.
— С какими ожиданиями идти на пьесу или лучше вообще без них?
— Приходите как дзен-лист — это отличная идея.
— Почему режиссёром вашей постановки стал плюшевый кот?
— Знаете, по-моему, этот кот просто прикидывается режиссёром.
«Лунный заяц»
Автор: Аня Сафронова.
О чём: ироническая сказка по следам Даниеля Дефо, где вместо Робинзона — заяц, вместо острова — космос, а за Пятницу — лунная девушка. Будут и космические пираты, ведь главный герой неудачлив, и, соответственно, ему везет на неприятности, даже когда гравитация в шесть раз слабее.
Когда и где: 30 января в 19:07, в Культурной прачечной проекта «Ночлежка» (Боровая, 116).
Что в жизни пропустили пока работала над пьесой: День рождения Насти Фёдоровой (участница фестиваля, драматург — ИА «Диалог»).
Из любимого: когда-то давно симпатизировала «On.Театр», он находился в соседней парадной. С тех пор как он переехал, мне больше ничего не нравится, потому что надо же идти дальше, чем два шага. А любимый драматург — Сэм Шеппард.
Увлечения помимо театра: смотреть мультики, пить кофе и ходить по городу.
Источник дохода: делаю фестивали, работаю завлитом, веду лекции, а однажды на пьяной вечеринке продала сигарету за 100 рублей.
Цитата из пьесы: «Я не буду пить этот чай, он в неправильной кружке».
Примечание: пьеса написана для детского театра, но даже взрослым её страшновато читать.
— Какие тайны спутника Земли раскроет постановка? Узнаем мы что-то новое о темной стороне Луны?
— Ну, там скорее о тайнах космоса, космических пиратах, изгнанных с Земли людях, сражениях, о чае на спутнике, о лунной картошке. И вообще там много весёлого получилось. Если к чему-то добавить слово «лунный», уже смешно. А о тёмной стороне Луны не могу ничего рассказать, мне нельзя.
— Как главный герой — заяц — добрался до Луны, и почему его история может заинтересовать землян?
— Он добрался до Луны, потому что его там выкинули пираты из своего космического корабля. Герой был так себе зайцем. А посмотреть интересно, потому что про луну и космические путешествия. Такое всегда любопытно.
— Вы владеете семью языками, а на каком из них будут разговаривать герои?
— Персонажи в спектакле общаются при помощи шуршания фольги.
— Почему собственно пьеса получилась «так себе»: не хватило времени, бумаги, одолела лень?
— Пьеса так себе, потому что мне было лень её переписывать, чтобы получилось хорошо.
— С какими ожиданиями идти на пьесу или лучше без них?
— Не ожидайте ничего, тогда ваши ожидания оправдаются. Конечно, если мы должны оправдывать какие-то зрительские ожидания.
«Горе от ума-2»
Автор: Глеб Колондо.
О чём: история по традиции сиквелов начинается там же, где заканчивается Грибоедовское «Горе от ума». Чацкий садится в карету и уезжает. На пути ему встречаются современные прогрессивные петербургские музыканты из группы «Тема креста». Они едут вместе, говорят о разном, но главными темами станут Бог и язык. А также герои порассуждают, например, о том, что приятнее — ехать или справлять нужду?
Когда и где: 31 января 21:21, «Турбо Шаверма» (Литейный, 53).
Что в жизни пропустил из-за работы над пьесой: ничего, пьесы пишу быстро, а на вечеринки не хожу.
Из любимого: «Летающий цирк Монти Пайтона»; «Терминатор», Чарлз Б. Гриффит.
Увлечения помимо театра: кино и жуки.
Источник дохода: Журналистика и выпрашивание.
Источник вдохновения для пьесы: ранние клипы Майкла Джексона.
Цитата: «Аня: Ну, Саня!
Саня: Что Саня! Как можно не ценить красоту слова.
Аня: Ну, причём здесь красоту, не красоту, я сказала магаз, потому что так короче, и я хочу туда пойти уже.
Саня: Мне не нужны сигареты от человека, который не ценит красоту слова.
Аня: Красота субъективна. А ты сейчас тратишь время.
Саня: Время относительно!
Аня: А субъективная относительность незначима!
Саня: А субъективная красота объективно доказуема!»
Примечание: вполне мог бы заниматься скульптурой, а не драматургией, если бы всё пошло по-другому.
— Кого бы вы пригласили на роль Чацкого, если бы могли?
— Сергея Курёхина. Если бы он был жив, его должно было быть как можно больше, как и при его жизни. Может, это читерство, ведь он мог из плохой программы и плохого текста сделать что-то интересное, а это удобно. Да и вообще он мне очень нравится.
— А это не обидно, когда все лавры достаются ярким актёрам, а драматургу ничего?
— Всегда есть момент, когда хорошие режиссёры и исполнители добавляют своё в пьесу, и становится лучше. Но, с другой стороны, если бы я чего-то не дописал, они бы чего-то не сделали. Понятно, что, если текст плохой, и его вытянул актёр, например, Роберт Дауни-младший, то останется ощущение неловкости. С другой стороны, если после этого нам с Робертом дадут по 300 миллионов долларов каждому — это будет очень удобно. Как получится — так получится. Главное, конечно, чтобы все были здоровы, а остальное — штрихи.
— Кто он — ваш зритель? В каком настроении и с какими ожиданиями идти на так себе пьесу или лучше без них?
— В любое место лучше идти с хорошим настроением и с заниженными ожиданиями. А идеальный зритель для меня — это Наталья Скороход, мастер курса, мой преподаватель. Школу Скороход каждый проходил по-разному, я прошёл по методу отрицания. Но когда научился спорить с Натальей Степановной, то научился сочинять то, что мне хочется и как мне хочется. И даже если всё это в итоге приведёт меня к тотальной нищете, я всё равно очень благодарен главному педагогу моего сердца. Знаю, что она читала пьесу, и ей в основном понравилось. А так, понятия не имею, кому она [пьеса] может быть интересна, и ни в какого зрителя не мечу. Мои зрители — это мои друзья. Главное, чтобы они получили хоть немного удовольствия и были здоровы.
— Если бы у Грибоедова был гроб, он бы переворачивался в нём после вашей пьесы?
— Думаю не поворачивался бы, он нормальный, спокойный человек. Вообще мне нравится эпатировать использованием откровенно коммерческих ходов, таких как ремейк, хотя «Горе от ума-2» это не совсем продолжение. Это способ выкаблучиваться, выкобениваться, тем более эпатаж будет не только в названии.
— Что современный зритель сможет понять?
— Пусть понимает, что ему нравится — смыслы в глазах трактующего.
«Воздушный зелёный змей»
Автор: Аня Агапова.
О чём: драма про водку и пакет с выдержками из тщательно законспектированной драматургом жизни.
Когда и где: 1 февраля в 19:07, бар «Спрей» (Ломоносова 11/13).
Что пропустила из-за работы над пьесой: ничего, всё впитала.
Из любимого: от всего этого (любимые театры, постановки, авторы) меня тошнит. В театры ходить дорого. Мой драматург — Саша Сальникова, я тащусь от её «таких картинок…».
Источник дохода: живу в долгах, беру взятки у вечности.
— Почему решили написать про водку в драматическом ключе, а не в стиле фильма «Горько»?
— Я просто законспектировала свою жизу. Торчала под дождём в лесу и наблюдала. Это ведь невесёлая пьеса, над чем хихикать? И она не про водку, а, пожалуй, о вытеснении, о медленном самоубийстве, об адептах забытия.
— Сколько будет выпито за время действия, и сколько было выпито за время написания пьесы?
— Агитирую бросать пить. Бывает, сама срываюсь. Устраиваюсь волонтёром в сообщество помощи наркозависимым. А «Змей» — это мой первый шаг на пути к большому произведению о рабстве.
— Чем заинтересует постановка ярых трезвенников?
— Думаю, они … обалдеют. Ну и «ярые трезвенники» — это ведь тоже болезнь.
— Вы уже подобрали наряды для себя, режиссёра и актёров к премьере?
— Не видела режиссёра, не знаю, что за актёры будут представлять мой текст. Сама постараюсь выглядеть как успешный драматург. Приду в розовых очках — это моя гражданская позиция и способ выживания в РФ.
Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»