66.5$ 75.4€
-9 °С
Новости Все новости

У кинематографа не женское лицо, а «общечеловеческое»

18 ноября 2018 | 13:30| кино

Роль женщин в создании кино обсудили на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Корреспондент ИА «Диалог» выяснил, как представительницы прекрасного пола четырёх разных стран смотрят на «женское кино» и роль женщины в современном мире и какие советы дают женщинам.

Равны ли женщины и мужчины в кинематографе?

«Население Катара очень маленькое, так что приходится работать и с мужчинами, и с женщинами, иначе у страны было бы слишком мало ресурсов. Наш Институт с самого открытия принимал всех, у кого был интерес к кинематографии. И мы получили сильную реакцию, ‒ рассказывает первый спикер ‒ Фатима Аль Ремайхи, директор Института кино в Дохе, столице Катара. ‒ В последние годы мы часто слышим: у вас такие фантастические женщины, они такие открытые, они работают с такой страстью. Почему так? Есть несколько предположений. Возможно, это потому, что женщины обычно не могут делать то, что они хотят. Зато в кинематографе у них больше свободы, они могут рассказать свои истории, и поэтому отдаются работе полностью».

«Да, сейчас женщина только начинает выдвигаться на первый план, ‒ соглашается вторая гостья ‒ Шэннон О’Доннелл, американская актриса, писательница и блогер. ‒ Даже в социальных сетях появляется всё больше женщин, которые рассказывают свои истории, пытаются найти похожих на себя».

«На самом деле, стоит уточнить, о чём мы говорим, ‒ задумывается третий спикер ‒ Магдалена Корпас, польская актриса. ‒ Будут сложности с переводом, потому что на нашем языке есть разные слова для кинематографа как кино, как искусства и для кинематографа как операторской работы. С последним всё ещё сложнее: считается, что женщина слишком слабая, чтобы работать со всей видеоаппаратурой, чтобы освоить все технические моменты. В 2014 году ‒ вроде бы так давно, но на самом деле совсем недавно ‒ мою подругу во Франции не взяли на видеооператора, хотя у неё было блестящее портфолио. Ей просто сказали: «Вы слишком хрупкая, вы не удержите даже камеру». Но на самом деле женщины уже были ведущими в сфере кино. Даже можно сказать, что начали его: первый полнометражный фильм сняла француженка Алис Ги-Блаше в 1896. В 1920-е произошёл сдвиг, центральное место заняли мужчины, и только с 60-х, когда активизировались феминистские движения, женщины начали возвращать своё место».

«Я вообще не вижу разницы между мужчинами и женщинами, важен только талант, ‒ заявляет четвёртый эксперт ‒ Ксения Зуева, российская актриса и молодой режиссёр. ‒ Есть мужчины более хрупкие, чем сотрудники-женщины. Это мой опыт, правда».

Правда ли, что женское видение истории какое-то особенное?

«Да, есть тонкости. Конечно, женщина лучше понимает внутренний мир женщины, поэтому и расскажет лучше. Но и в общем женщина хочет рассказать более тонкую, глубокую историю. И фильм затем собирает много денег, поэтому мужчины доверяют ей это дело», — считает Шэннон О’Доннелл.

«Женщины в Катаре только начали работать в этой сфере, они только ищут, что и как хотят сказать. Теперь 60% независимых режиссёров у нас ‒ женщины. Но их нужно поддержать, дать время развиться. Уже видим большие успехи, но впереди большой путь. А главное ‒ нужно показать им, что они свободны, и создать безопасные условия для работы», — рассказала Фатима Аль Ремайхи.

«Когда я снимаю свои фильмы, я не задумываюсь, что снимаю с точки зрения женщины. Вообще «женские истории» звучит как какие-то бульварные романы. Конечно, в моих героях есть моё «я», но герои ‒ это не полностью я, это что-то общечеловеческое. Но мне кажется, я не смогу изобразить какую-то сугубо мужскую профессию, например. Не потому, что я женщина, а потому, что я не была в теле такого героя, в его сознании. Каждый режиссёр, каждый автор становится немножко своим героем. Думаю, и Толстой, когда писал «Анну Каренину», был немного ею»,  — поделилась мнением Ксения Зуева.

Откуда брать уверенность для своего дела?

«В каждой истории ‒ человек, его опыт. Я полагаюсь на свой опыт, и вам советую делать то же. Тогда действительно можно создать хороший фильм, который соберёт зрителей и принесёт финансовую выгоду», — раскрыла «секрет успеха» О’Доннелл.

«Нет ничего прекраснее, чем когда ты воплотил то, что задумал, то, что для тебя важно, что тревожит, и получил отклик. Негативный он или позитивный, но этот обмен энергиями со зрителями ‒ это несравнимо ни с чем. Ради этого хочется снова и снова работать, несмотря на все сложности», — поделилась российская актриса и режиссёр.

«Мне кажется, если есть история, которую вы хотите рассказать, если есть потребность создать что-то, чем-то поделиться, вас вообще ничего не должно останавливать. Идите вперёд. Если кому-то не нравится ‒ пусть, это ваша история. Конечно, если критика конструктивна, она должна приниматься, а в остальных случаях просто не сдавайтесь», — советует Магдалена Корпас.

«Никому не легко. Даже великие кинорежиссёры поначалу сталкивались с трудностями. Верьте в себя, верьте в свой голос. Но я тоже считаю, что нужно слушать других. Если человек хочет помочь вам улучшить ваши навыки, нужно прислушиваться к такому человеку», — считает Фатима Аль Ремайхи.

С рождением ребёнка работу придётся оставить?

«Пока я не мать, но возможно когда-то буду, так что этот вопрос очень интересен и для меня, — говорит американская актриса. — Сейчас на съёмочной площадке всё выстроено определённым образом. Мы привыкли: мужчина нанял рабочих, мужчина спроектировал здание. Но потом приходит женщина, и ей нужна комната для грудного вскармливания, а её там нет. Женщина-директор это не упустит. Мне кажется, следующие лет десять у нас будут появляться новые нормы, новые стандарты. Конечно, быть на работе, вдали от дома, по 16 часов в день ‒ это не нормально, так не должно быть, и никто не должен этого требовать. Так что нам нужны новые решения».

«Это вопрос выбора, — считает представительница России. — Насколько вам важна работа, сможете ли вы её оставить? Решение можно найти всегда. У меня четырёхлетний ребёнок. Когда он родился, это не помешало мне снять диплом, а через полгода я начала снимать свою следующую картину. Моя подруга, прекрасный молодой режиссёр Мария Фомина, родила только что и уже снимает. Мне кажется, это выбор женщины и вопрос того, насколько её понимает семья, мужчина».

Свою позицию высказала и Фатима Аль Ремайхи. «Здесь приходится рассчитывать на поддержку родных, близких. У меня у самой четыре ребёнка. И в то же время я стараюсь развивать кинематограф у нас в Катаре. Я понимаю, что это огромная ответственность. И иногда понимаю, что я дома не на 100%, но и на работе не на 100% выкладываюсь. Но это нормально. Конечно, где-то будешь не успевать, никто не ждёт, что во всех областях ты будешь идеальна. Всё успеть невозможно. Я просто отказалась от стремления к идеалу, когда появились дети, и на самом деле только лучше начала себя от этого чувствовать. Надо найти баланс, он необходим в жизни каждого человека. Вы не раз ошибётесь, зато потом будет легче. Женщине вообще надо освободиться от чувства вины, оно сопровождает нас всю жизнь. Что бы мы ни делали, всё время думаем: «Этого недостаточно». Нам просто нужно себе сказать, что это неправда. Мы столько всего добиваемся! Мы создаём жизнь, мы создаём дом, и вне дома делаем многое. Надо изменить отношение к себе, не требуйте от себя невозможного», — считает она.

«Женщины сейчас неплохо справляются, хватит плакаться, что женщинам плохо, ‒ говорит мужчина из зала. ‒ Мне кажется, эти вопросы ‒ сталкиваетесь ли вы с сексизмом, сложно ли вам работать и так далее ‒ повсюду обсуждаются. Но это неправильные вопросы. Все докладчицы сегодня говорят: мы наравне с мужчинами. И кажется, что мы задаём эти вопросы, будто пытаемся показать, что это не так, что на самом деле мы не равны. Это неправильно. Нужно изменить вопрос, спросить, кто запрещает женщинам работать кинорежиссёрами? Кто запрещает им руководить мужчинами? Кто говорит, что она должна быть только матерью?»

Дважды уточнив вопрос, спикеры отвечают единогласно. По их мнению, «нет конкретного человека, на которого можно указать пальцем и сказать, что он вот виноват», а «так сложилась история». Женщину изначально воспринимали как хранительницу семейного очага, говорят гостьи, и только сейчас общество начинает признавать её и в других ролях, в том числе ‒ в кинематографе.

Подготовила Маргарита Воротникова / ИА «Диалог»

Все материалы, касающиеся Культурного форума-2018, доступны по ссылке.

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!