«Сезона не существует»: велотурист о своём увлечении в Петербурге и вне его
18 октября 2018 | 16:00| СпортТемпература стремительно падает, но петербургские велотуристы упорно продолжают крутить педали в поиске новых впечатлений. Николай Минкевич рассказал «Диалогу», в чём прелести и «ужасти» велотуризма, почему за вопрос, закрылся ли сезон, на вас могут наехать и в каких ёлочках искать «законсервированные» светофоры.
Как вы начали заниматься велотуризмом?
А как вообще люди приходят к велотуризму? Вы катаетесь, и постепенно рамки района надоедают. Рамки города тоже. Появляются мысли, что нужно сгонять куда-то подальше. С этого момента всё, поздравляю, вы – велотурист. Мне так в 2013 году захотелось поехать куда-нибудь за Петербург, правда, была зима, но не ждать же до лета. Съездил в Финляндию на три дня, всё прошло замечательно.
То есть достаточно велосипеда и желания?
Абсолютно верно.
Какие качества важны для велотуриста?
Выносливость и неприхотливость в быту: едешь с палаткой, холодно, дождик пошёл, ты в лужу упал, велосипед сломался… Со всем этим нужно уметь справляться, не унывать. Но, честно говоря, я и не видел, чтобы у нас кто-то унывал. Это всегда прикол, новое испытание. Поломок у всех много было, особенно у тех, кто часто гоняет и не особо парится за свой велосипед.
Что нужно всегда иметь при себе на случай таких поломок?
Минимальный набор уместится в ладони. Самая частая поломка ‒ это, конечно, прокол колеса. Поэтому всегда берём с собой набор заплаток, запасную камеру, насос, мультитул и монтажки (это такие штучки, чтобы покрышку снять и обратно поставить). Если едем далеко, стоит взять запасные колодки (они быстро стираются, особенно если часто тормозить), запасную покрышку, две-три камеры, а ещё обязательно замки цепи и тросик заднего переключателя ‒ они часто рвутся. Это не так много – сумочка небольшая. Достаточно один раз всё купить, а потом только докупать то, что закончилось. И перед тем, как поломка случится, хорошо бы знать устройство велосипеда: сесть дома, размонтировать покрышку, изучить камеру… Нужен опыт, не стоит постоянно рассчитывать на чью-то помощь. Я частенько встречаю людей по пути, которые машут мне какой-нибудь оторванной педалью: «Ой, чего-то отвалилось у меня…» Я прикрутил, но, чувак, как так можно-то?! Человеку ничего не стоит один раз научиться самому всё это делать, чтобы не попадать в такие ситуации.
Стать велотуристом можно в любом возрасте?
Если есть желание ‒ можно всё что угодно. На самом деле, на дорогах встречается довольно много возрастных велотуристов. Какие-нибудь вышедшие на пенсию товарищи, которым не сидится на месте, покупают велосипед – а ещё лучше сваривают сами – и едут куда-нибудь во Владивосток. Недавно как раз репортаж про такого путешественника видел.
Сложно совмещать поездки с работой?
У меня обычная работа, отпуск дней 30. Просто нужно думать головой. Выходные проводятся в ПВД ‒ походах выходного дня. Это покатушки с палатками чисто на выходные. А в майские праздники и на неделю уехать можно. Мы в эти майские гоняли в Латвию и Польшу сразу. Так что совмещать с любой работой можно.
Почему в первый свой поход поехали именно за границу?
На самом деле, за границу отсюда много народа гоняет, причём разного уровня подготовки. Это близко – я могу на один день сгонять, могу на два. И добраться просто: садишься на «Ласточку», доезжаешь до Выборга, а там можно докатиться до любой границы. В Финляндии больше вероятность, что всё пройдёт хорошо. Оттуда ты точно вернёшься, русско-финскую границу очень легко пройти. Там летом пробки каждые выходные, возможно, даже каждый день. Серьёзно, на таможне очереди до сотни велосипедистов бывают.
В Ленобласти кататься хуже, чем за границей?
Мягко говоря, не так комфортно. Главное отличие ‒ всё-таки культура водителей. Это многих наших начинающих велотуристов останавливает. Когда просто мимо проезжают, даже фуры, ‒ это ничего страшного, а вот когда проезжают впритирку, да ещё и не сбавляя скорости… Так нельзя делать. Я таких водителей, с одной стороны, понимаю: тормозить лень. Но когда мимо тебя кто-то проезжает на скорости 150 километров в час ‒ ты уже так: «Оп! Это что вообще было?» А насчёт расстояния ‒ есть такое понятие, как безопасный интервал. При обгоне нужно его обязательно соблюдать, велосипедист ведь тоже участник дорожного движения. Насколько я знаю, должен выйти новый закон, где этот интервал будет указан уже практически в сантиметрах. Так что вот две проблемы: состояние наших дорог и состояние водителей. Поэтому все ломятся за границу кататься. В той же Финляндии развитая сеть велодорожек. Это хорошо для тех, кто любит спокойно покататься, ‒ а если едешь по шоссе, тебя никто не будет обгонять впритирку. У них правила немножко другие: при обгоне выезжают на встречку, в таких случаях разрешено даже сплошную пересекать.
И всё-таки в Ленобласти есть хорошие маршруты?
Конечно, куча, на любой уровень сложности. Есть сайт «Велогид.ру». Там маршруты не первой свежести, но проверенные. Я выкладываю фотоотчёты со своих походов в альбомы «ВКонтакте», и первое фото в каждом альбоме ‒ это карта трека с отмеченными местами ночёвок. Это специально для тех, кто, возможно, захочет проехать по тому же маршруту. Я бы с удовольствием и сам пользовался чьими-нибудь готовыми треками, но ни у кого не вижу такого.
Какие маршруты можете посоветовать начинающим велотуристам?
По Карельскому перешейку идут три железные дороги ‒ новички обычно едут вдоль них. В случае чего, допустим, сломалось что-то в велосипеде, можно сесть на электричку и уехать домой чиниться. Один из самых популярных маршрутов ‒ от Выборга по берегу Финского залива до Зеленогорска. Там Приморское шоссе и много грунтовых дорог, автомобили редко встречаются, а от посёлка Чёрная Речка начинается так называемая «велодорожка» вдоль залива. Это асфальтированный тротуар, очень комфортный. Едешь прямо по берегу, вокруг красота. Этот маршрут можно проехать за два-три дня.
Вы тоже катаетесь вдоль железнодорожных путей?
Я, как и многие, люблю кататься вдоль разобранных веток, смотреть на разные оставшиеся артефакты. Например, от Выборга до Мичуринского была проложена финская железная дорога, теперь она уже нерабочая. В прошлом году я вдоль неё отличный ПВД устраивал. Там остались все станции, где-то рельсы, законсервированные светофоры, полуразрушенное паровозное депо даже есть…
«Законсервированные светофоры» ‒ это как?
Это значит, что их не демонтировали, а просто выключили. Стоят себе между ёлочек, забавно. Впрочем, в последнее время я стараюсь гонять в те направления, где ещё не был. Сделал себе карту всех моих треков, так что теперь у меня новый интерес ‒ закрашивать новые дорожки. И стирающаяся карта со странами у меня есть.
И много стран уже закрасили?
Пока 14. На днях вот ещё в три поедем: в Азербайджан, Грузию и Армению.
Какая из стран, где вы катались, была самой далёкой?
Индия. По ней две недели с товарищем катались. Порядка 900 километров отгоняли.
Велотуризмом лучше заниматься летом?
Я начинал зимой, и теперь для меня нет особой разницы. Вообще питерские велотуристы стараются кататься круглый год. Мы в последнее время постоянно поправляем окружающих: весной не просто «открытие сезона», а «открытие летнего сезона». И когда кто-то пишет про «закрытие сезона» или спрашивает: «А у вас сезон уже закрылся?», начинаются споры. Ему в ответ все начинают писать, что никто тут не закрывался, у нас вообще никакого «сезона» не существует, мы же не мотоциклисты какие-нибудь, которые привязаны к состоянию дорог.
Всё же зимой, наверное, труднее?
Конечно, холодно, мокро… Но главная зимняя проблема в Петербурге ‒ плохо убирают обочины дорог. Летом спокойно едешь, никому не мешаешь, а когда на твоём пути сугроб, приходится смещаться ближе к центру дороги, ужиматься теснее с автомобилями. Но это не значит, что нужно оставаться дома. Вот, например, этот Новый год я встречал в финском лааву.
Что такое «лааву»?
«Лааву» переводится как «укрытие», это такие места для отдыха, обычно с очагом внутри. На самом деле они есть по всей Скандинавии – называются, правда, в разных странах по-разному. Но мы уже по инерции называем «лааву», в основном это всё-таки финская тема. Они прямо помешаны на этом. Не все лааву, конечно, обустроены, иногда это может быть просто навес с тремя стенами где-то на горе ‒ и всё.
А в России есть что-то подобное?
Нет, в России пока таких нет, по крайней мере, официальных. Без поддержки государства дело не движется. У нас довольно сложная система согласования, например, с экологами. Комиссию нужно собирать… Думаю, это будет просто какое-то бюрократическое безумие и распил. В Финляндии строительство лааву ‒ что-то вроде повинности. Как раз в этот Новый год в лааву встретился с финнами, которые его строили. Они мне рассказывали, как это всё происходит. Муниципалитеты (а они там маленькие, это несколько объединённых хуторов) строят сами для себя, поэтому – на совесть, и никто потом не мусорит. Даётся разнарядка, они сами выбирают место, привозят материалы, своими силами собирают ‒ и вот готово лааву. У меня есть знакомые ребята, у них в последнее время новая забава ‒ объезжать свежепостроенные лааву. А они, правда, как грибы растут. Новые лааву клёвые, большие. Это очень странно. Думаю, тут не только желание улучшить эту тему, должна быть какая-то экономическая мотивация. Может, налоги так уменьшают. В следующий раз встречу финнов в лесу ‒ обязательно уточню.
В жизни велотуриста много плюсов?
Знаете, частенько едешь вот так под дождём в какой-нибудь грязище и сам себя спрашиваешь: «Ну зачем? Вот почему не на машине, не на мотоцикле хотя бы?» Конечно, плюсы есть. Во-первых, есть физическая нагрузка. Не могу сказать, что безумная, речь не о спортивном каком-нибудь велотуризме, но всё же велосипедист волей-неволей становится подготовленным. К тому же я начал ездить ‒ и стал меньше болеть. За исключением случаев, когда я забываю палатку и сплю в лесу: про экипировку всё-таки забывать не стоит. А в целом ‒ ездишь по миру, смотришь, как, где, что происходит. Это очень круто. Из окна машины ты такого не увидишь. Это абсолютно точно. А с мотоциклом не везде проедешь, каким бы навороченным он ни был. Так что велосипед ‒ это хороший промежуточный вариант. Как пешком, то есть замечаешь всё вокруг, но скорости и расстояния гораздо больше. Плюс это относительно недорогой вариант, конечно.
А какие минусы?
Да какие минусы… Не знаю. Нет минусов! Хотя окей, это опасно. Серьёзно. Это действительно опасно. К сожалению, если часто катаешься, то уже выезжаешь с мыслью, что есть немаленький шанс не вернуться. И грустно, что это может зависеть даже не от тебя, не от твоей неосторожности, а от водителей. На машине, конечно, безопаснее. Ещё куча денег уходит ‒ но так с любым хобби, которое занимает значительную часть жизни. А главный вопрос ‒ непонятно, как заводить семью. Это у многих так. Не шучу: вот если найдёшь жену, которая не очень в этой теме, – и чего? Ты перестанешь кататься? Да ну, нет! А если оба гоняете ‒ как потом с детьми? Такие вопросы, насколько я знаю, часто обсуждаются. Некоторые мои знакомые возят детей с собой чуть ли не с их рождения ‒ знаете, есть такие прицепы специальные на велосипед. А некоторые ждут, пока дети подрастут. Часто вижу у знакомых, у которых детям уже лет по десять, посты вроде: «Вот, мы опять начинаем ездить, давно ждали». Так что обычно всё равно к этому возвращаются.
Подготовила Маргарита Воротникова / ИА «Диалог»