В Петербурге наконец-то появится музей Бродского. Что о нём известно?
11 июля 2018 | 20:00| Что к чемуВ среду, 11 июля, стало известно, что в Петербурге всё-таки появится музей поэта Иосифа Бродского. Квартиру по соседству со знаменитыми «Полутора комнатами» в доме Мурузи на Литейном проспекте приобрёл управляющий партнёр девелоперской компании FortGroup, спонсор и председатель попечительского совета фонда музея Бродского Максим Левченко. Эта квартира примыкает к коммуналке, в которой жил поэт вместе с родителями, и где уже почти двадцать лет никак не могут открыть музей. «Диалог» восстановил долгую историю его создания и узнал дальнейшую судьбу.
Полторы комнаты
В коммунальной квартире в доме Мурузи Иосиф Бродский жил в период с 1955 по 1972 годы вместе с родителями — Александром Бродским и Марией Вольперт. Всего с одним чемоданом, в котором, помимо прочего, лежали пишущая машинка, две бутылки водки для Уинстена Хью Одена и сборник стихов Джона Донна, в июне 1972 года Бродский отправился в эмиграцию. С родителями он так больше и не встретился. Советские власти не разрешили, как им приехать к сыну, так и ему самому вернуться в страну даже на похороны родственников. Воспоминания о том времени нашли отражение в автобиографическом эссе «Полторы комнаты». Полторы — потому что, по описанию самого поэта, они были смежными, а чтобы отгородить своё пространство он поставил между проходом шкафы и постоянно «приумножал книжные полки».
О создании музея поэта в Петербурге впервые заговорили почти двадцать лет назад. Комнаты в коммуналке постепенно выкупались у их владельцев, пока не осталась одна, принадлежащая Нине Васильевне Фёдоровой. Пенсионерка, живущая в квартире с тех самых времен, наотрез отказывается продавать свою долю. И хотя министр культуры Владимир Мединский в ноябре 2012 года заявлял, что музей откроют в 2013 году, этого так и не произошло. Казалось, что к компромиссу удалось наконец прийти в 2015 году — тогда Нина Васильевна согласилась на раздел квартиры. Её комнату отгородили и отремонтировали, оставив парадный вход, в музей же предполагалось попадать с чёрного. Музей-квартиру поэта, получивший название «Полторы комнаты» открыли 24 мая 2015 года, в день рождения поэта, — но, правда, всего на один день. Тогда его успела посетить тысяча человек. На открытии присутствовала и дочь поэта — Анна Александра Мария Бродская. Впоследствии музей снова был закрыт до решения всех юридических вопросов. В частности, требовалось перевести помещение из жилого в нежилой фонд, а также выкупить квартиру этажом ниже: чтобы организовать отдельный вход, а не пропускать посетителей через общий подъезд. В январе 2018 года музей открылся снова — на этот раз, виртуальный, под названием BRODSKY.ONLINE. Там собраны архивные документы о жизни поэта, воспоминания современников и своего рода география Бродского — места, где он бывал, сопровождающиеся выдержками из его эссе и стихотворений.
Музейное пространство к 2020 году
Новую квартиру предполагается сделать не столько мемориальным, сколько интерактивным музейным пространством посвящённым, в том числе, и другим знаменитым литераторам, жившим в доме Мурузи, но с акцентом на личность Иосифа Бродского. Как рассказала «Диалогу» заместитель директора Фонда музея Бродского Арина Бедрина, концепция будущего музейного пространства будет обсуждаться на общем попечительском собрании фонда, которое состоится 1 августа.
«Задумок очень много, и пока ни о какой конкретике говорить нельзя. Главное, надо понимать, что сейчас выкуплена новая квартира, в которой уже можно запустить музейное пространство. Её очень легко можно перевести в нежилой фонд, так как под ней находятся нежилые помещения. Но объединить эту квартиру с нашей пока нельзя. Потом мы будем думать, как соединить эти квартиры, возможно ли отделить Нину Васильевну… Сейчас надо понимать, что мы говорим о разных концепциях. У нас есть «Полторы комнаты», которые принадлежат фонду — это уже исторически сложившийся факт. И там планируется полностью мемориальная зона. Там всё будет восстановлено, как это выглядело при Бродских, но с помощью современных технологий. Сохранность вещей довольно большая, в районе 70-80 процентов», — рассказывает Бедрина.
Она поясняет, что до создания мемориальной зоны ещё далеко. Реальная перспектива — это создать интерактивное музейное пространство в выкупленной новой квартире до того, как её соединят с квартирой литератора. «В этом доме жил не только Бродский, там жили Мережковский и Гиппиус, много других поэтов и писателей имели к нему отношение. Это будет центр, но, естественно, с упором на Бродского», — заключает Арина Бедрина.
Директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, где, в частности находятся вещи из американского кабинета Бродского, Нина Попова, предполагает, что музей может открыться к 2020 году, к 80-летнему юбилею поэта. Она поясняет, что решение создать частный музей было принято, в том числе, чтобы обойти трудности, с которыми организаторы сталкивались последние годы.
«Чтобы перевести площадь [квартиры] из жилого фонда в нежилой, нужно освободить всю эту площадь, получить согласие жильцов нижнего этажа, получить согласие жильцов, которые живут в этом лестничном пролёте. А живущая [в квартире Бродского] Нина Васильевна Фёдорова ставит такие условия, на которые государственных денег не хватает и не может хватить. То есть, всё очень непросто. Частному музею такое [не требуется]. Тем более, что Левченко нашёл хороший вариант, отдельный вход с улицы, со стороны улицы Короленко. Ему не нужно согласовывать вход с остальными жильцами. А в остальных случаях нужно», — говорит Попова.
По её словам, сейчас в собрании музея находится 4200 экспонатов, связанных с Бродским. Какие экспонаты и как передавать, по словам Поповой, станет понятно после обсуждения концепции нового музея.
«Сейчас у нас ещё нет концепции обсуждения. Всё начинается с концепции. [Журналисты] спрашивают, какие вещи вы будете передавать – я не знаю, какие вещи. Я должна знать концепцию. [По этому вопросу] мы встречаемся с [Максимом] Левченко на следующей неделе», — заключает Попова.
Подготовили Мария Осина и Глеб Колондо / ИА «Диалог»