92.5$ 98.9€
3.63 °С
Новости Все новости

Что нужно для экономического роста? Цитаты ПМЭФ-2017

01 июня 2017 | 16:31| ПМЭФ-2017

Рост экономических показателей остаётся одной из основных тем повестки Петербургского международного экономического форума не первый год. «Диалог» собрал идеи и предложения по этому вопросу, озвученные в четверг на площадке ПМЭФ.

Председатель совета Фонда «Центр стратегических разработок», заместитель председателя Экономического совета при президенте РФ, экс-министр финансов Алексей Кудрин

«Для 2018 года 1,5% роста ВВП будет недостаточно. Все базовые прогнозы министерства экономического развития показывают, что на ближайшие три года базовый инерционный рост составляет примерно 1,5% ежегодно. То есть мы попали в этот тренд, из которого никак не можем выйти. Не можем поднять темпы экономического роста. Поэтому и правительство, и ЦСР предлагают некий целевой вариант, связанный с реформами, которые, как раз, могут выходить за рамки – и 2%, и 3 % достигать. В чём, собственно, эти шаги, которые необходимо принять, чтобы выйти на темпы 3-3,5% роста ВВП?

На первое место поставлю рост производительности. Это как совокупная факторная производительность, так и производительность труда. Дело в том, что если трудовые ресурсы количества граждан в трудоспособном возрасте в России будут сокращаться в ближайшие 10 лет, этот фактор будет отрицательно влиять на экономический рост. Конечно, производительность становится ключевым фактором. Причём этот фактор будет нарастать шаг за шагом. Мы должны его наращивать, чтобы поднять темпы роста до 3,5-4%.

Также рост инноваций и технологий. Это настолько важный фактор в условиях промышленной революции, технологической революции… Где мы уже отстаём, а нам нужно не только догнать, нам нужно остаться в группе лидеров. Сегодня фактор технологических изменений становится и фактором нового неравенства среди стран – те, кто будет успевать, те будут увеличивать добавочную стоимость и будут зарабатывать на тех гаджетах, которые продаются у нас в России.

Уменьшение государственного сектора и увеличение частного сектора – это в наших силах, это наше родимое пятно. Мы не сократили государственную экономику, а в некоторых случаях даже стали возвращаться к ней. Например, нефтяной сектор весь должен быть приватизирован в ближайшие 7-8 лет. Всё. Там не нужно нам больше государственных компаний. Государственный статус, скорее всего, вреден этим компаниям, нежели полезен с точки зрения положительного эффекта.

Государство должно меньше вкладываться в дотации госкомпаниям и переориентировать средства на инфраструктуру. Мы тоже предлагаем на 0,8% нарастить расходы в этой сфере.

Если мы инфляцию в 4% процента выдержим хотя бы 3 года, то стоимость ресурсов во всей стране сократится. Те, кто высказывается: «Давайте 1,5 триллиона напечатаем, раздадим» — не помнят, что у нас в этом году в России 17 трлн рублей объём инвестиций прогнозируется. При более низкой инфляции. То есть в 2017 году при более низкой инфляции будет больше инвестиций. В прошлом году при более высокой инфляции инвестиции в стране падали. Вот ответ на то, какая должна быть макроэкономическая политика. Мы вступаем в новую эпоху низких кредитных ставок. Никуда ЦБ не денется, будет сокращать ставки ближайшие несколько лет. Шаг за шагом, каждые полгода мы будем видеть сокращения на 0,5% или на 1%. Если будем добиваться этих показателей инфляции.

Следующий фактор – суды и правоохранительная деятельность. Так получилось, что количество регулирующих нормативных действий и вообще государственных функций увеличиваются в последнее время. С 2003 до 2017 года они просто удвоились. В последние 7 лет они росли ещё быстрее, чем раньше. Государство, не справляясь с задачами, о которых я сказал (технологической революцией, повышением производительности), наращивало себе функции и считало, что ещё лучше надо регулировать, больше определённых требований должно быть. Ну, зарегулировались. Сегодня нужно сказать, что мы перешли все границы регулирования во многих сферах – а это основа для правоприменения. Соответственно, масштаб проверок превысил разумность, и сегодня это тормозит развитие. Поэтому раскрепощение и дебюрократизация должна быть важной сферой, ну и, конечно, справедливое правоприменение в судах.

Нам нужно подержать крупные города и агломерации. Об этом говорил и Максим [Орешкин]. Только в одном Максиму возражу – в отношении доли молодых и роли молодых. В ближайшие 13 лет в трудоспособном населении количество молодых сократится на 10 млн человек. Вот просто их станет меньше, в силу демографического тренда. Максим, кстати, со мной согласен, у нас общие данные по этим трендам. Просто станет меньше. Поэтому те, кто будет – нам нужно, чтобы они лучше работали. Производительность нужно создать и приложить все соответствующие усилия. Но опираться, чтобы сохранить долю труда в экономике, и чтобы у нас не уменьшилось количество трудовых ресурсов, нам придётся на старшее поколение. Никуда нам не деться, это просто арифметический факт. Но нам нужно помочь этому старшему поколению. Нужно создать программы по их переподготовке, обучению. Кстати, в основном, за счёт государства».

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин

«Понятно, что есть серьёзные ограничения для потенциального роста, и с ними надо работать. Два таких основных элемента — это поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала. Ещё одна тема, которая проходит сквозной нитью через обе эти истории, – это цифровизация экономики.

Инвестиции. Что нужно делать? Первое – это создание устойчивой среды. Это понятное, прозрачное и предсказуемое государство по всем направлениям – налоги, тарифы, контрольно-надзорная деятельность, государственные закупки, государственная поддержка. Создание этой понятной, прозрачной и доступной среды очень важно для того, чтобы бизнес понимал, что риски низкие, и что можно инвестировать.

Второе направление по части инвестиций – это снижение издержек. Здесь, конечно, по нашему мнению, цифровизация и новые технологи будут играть ключевую роль. Я бы выделил три основные сферы, но их на самом деле очень много: логистика, торговля и отчётность, связывание отношений с государством. Именно здесь новые технологии смогут серьёзно снизить издержки бизнеса и, тем самым, сделать инвестиционные проекты более рентабельными.

Третий момент – новые инструменты финансирования. Мы видим, что нам нужно выходить на качественно иной уровень инвестиционной активности. К текущему уровню инвестиций нужно прибавлять 5 триллионов рублей каждый год. Это очень большая сумма, поэтому каналы поступления финансирования в экономику должны развиваться, и мы сейчас работаем над программами стимулирования инвестиций инфраструктурой.

Четвёртый важный момент с точки зрения инвестиций – это создание рынков сбыта, развитие экспортных возможностей. Потенциальное увеличение рынков сбыта за счёт лёгкого выхода на рынки других стран – это очень важно.

Второе важное направление – это человеческий капитал. Здесь вопросы и качества, и количества. Понятно, что очень важно – повышение инвестиционной активности – то, что будет способствовать росту производительности труда и изменение структуры в более качественную.

Второй вопрос, это, конечно же – снижение структурной безработицы и повышение численности экономически активного населения. Здесь у нас есть некоторые расхождения с Центром стратегических разработок, Алексей Леонидович [Кудрин] о поступлениях говорил, что одной из главных идей здесь может выступать повышение пенсионного возраста, которое увеличит количество экономически активного населения. Наше мнение заключается в том, что нужно ориентироваться, в первую очередь, на молодое поколение, где у нас довольно высокая структурная безработица. Упрощать выход молодых специалистов на рынок, упрощать процесс найма для компаний, чтобы они лучше втягивались в рынок, и чтобы всегда новое поколение, выходящее на рынок труда, – меняло эту структуру, приходя на новые рабочие места.

Здравоохранение – это, конечно, ориентация, в первую очередь, на продолжительность активной, здоровой жизни. Это тоже, помимо позитивного эффекта для людей, очень важно и для экономики.

Образование – это развитие талантов российского государства. Очень много сделало за последние годы для уровня повышения рождаемости, который достиг минимума в 1999 году – с тех пор он постоянно рос и увеличивался очень существенно. Сейчас акцент нужно делать, в первую очередь, на то, чтобы каждый человек максимально мог развить свой потенциал, свои таланты в этой системе образования. Чтобы каждая возможность находила развитие. Ограничиваться только развитием собственных талантов мы не сможем – очень важно работать по пути привлечения новых талантов, привлечения талантов из заграницы. У нас хорошая система образования – ориентация на экспорт, привлечение людей из стран бывшего СССР, других стран в российскую систему образования, создание условий для того, чтобы люди хотели здесь остаться, хотели здесь работать – тоже очень важно для дальнейшего развития рынка труда».

Министр финансов РФ Антон Силуанов

«Бюджет является концентрированным выражением экономической политики государства. Через бюджет действительно реализуются вопросы налогов, вопросы стимулирования тех или иных отраслей, вопросы уровня изъятия через государство, вопросы структуры перераспределительных процессов – куда мы направляем? в человеческое? в оборону? В социалку? Всё – элементы экономической политики. Вы говорите, что фискальный бюджет, фискальная политика – это элемент экономической политики. Конечно. Потому что у государства это самый главный инструмент и его очень нужно тонко и чётко настроить. Чтобы те, кто хочет работать в России, прекрасно понимали, какие будут условия с точки зрения налогов, инфляции, процентных ставок. Всё это как раз реализуется, в первую очередь, через бюджетную политику, бюджетную стратегию.

Вот многие противопоставляют сбалансированность бюджета росту. Хочу сказать, что это абсолютно неправильно, потому что если мы говорим, что надо немножко расходов добавить в инфраструктуру, здравоохранение, образование – и всё вроде как пойдёт, всё начнёт расти, улучшится за счёт разбалансированности бюджета… Это абсолютно неправильно. Потому что в конечном счёте мы будем наступать на те грабли, которые мы уже проходили. Когда путём разбалансировки бюджета, казалось бы, делали благие дела – увеличивали расходы на обеспечение безопасности, что было в Советском Союзе. После чего развалилась финансовая система. Поддерживать отдельные отрасли экономики за счёт увеличения дефицита бюджета — значит, делать это и за счёт того, что в среднесрочной перспективе бюджет станет неустойчивым. Поэтому всё должно быть сбалансировано. И, на наш взгляд, нужно увеличивать расходы в человеческий капитал. Но давайте подумаем (вот Кудрин говорил) – нужно учить новым навыкам. А что нам мешает сейчас учить новым навыкам? В рамках того объёма средств, того объёма ресурсов, которые у нас есть, учить нам надо. Мы, кстати говоря, большие деньги сейчас закачиваем в образование, в здравоохранение, повышаем заработную плату. Мне кажется, здесь не вопрос исключительно денег, хотя это тоже важно. Вопрос и качества, вопрос эффективности тех, кто учит, эффективности тех, кто лечит людей. Поэтому простым увеличением финансовых ресурсов в нашей отрасли человеческого капитала, конечно, можно улучшить это направление, но, в конечном счёте, – это не самая последняя истина в данном вопросе.

Ну и вопрос конкуренции. Конечно, это тоже вопрос бюджета. Я люблю бюджет, поэтому, собственно, всё и свожу к этому. Потому что вопрос снижения теневого сектора через улучшение административных требований о налогах – это элемент конкуренции, без которой, кстати, не будет роста производительности труда. Вопрос дивидендов госкомпаний и государственного сектора, снижения государственного сектора через приватизацию – вопрос конкуренции, которая крайне сейчас необходима.

Поэтому, резюмируя, для нас сейчас самое главное – выстроить долгосрочный тренд на обеспечение стабильности бюджетной системы государства. Потому что мы сейчас по сути дела живём в долг, проживая ещё те резервы, которые были созданы при Алексее Леонидовиче (Кудрине, бывшем министре финансов — ИА «Диалог»). И только когда мы перестанем жить в долг, когда мы сбалансируем бюджет, тогда мы сможем выстраивать стабильную финансовую, бюджетную и экономическую политику. Считаю, что именно через бюджет мы сможем и должны обеспечивать те задачи экономического роста, о которых мы все здесь говорим».

Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина

«Я не согласна с противопоставлением молодых и не очень молодых. Я думаю, что в нашей экономике найдётся место всем, главное – повышать производительность труда».

«Первое, о чём я хотела бы сказать, несмотря на то, что, действительно, инфляция серьёзно снизилась, мы не считаем, что добились своей цели. Потому что наша цель – не в один месяц получить 4%, не во второй месяц получить 4%, а обеспечить среднесрочную стабильность низкой инфляции. И мы сможем сказать о том, что мы добились низкой стабильной инфляции и добились своей цели только года через 2-3 (когда именно это обеспечим). Я думаю, что как раз через 2-3 года более выраженными будут эффекты низкой инфляции, о которых, кстати, говорил Алексей Леонидович [Кудрин] – будут снижаться ставки, будет более доступным кредит, а главное – расширится горизонт планирования, и это будет способствовать росту инвестиций и росту конкурентоспособности. Конечно, в определённой степени, уже сейчас фокус нашей унитарной политики немного сместился. В прошлые два года, когда мы снижали инфляцию почти с 17 % до 4%, главный фокус был – дезинфляция. Сейчас для нас очень важно обеспечить и удержать стабильно низкую инфляцию.

Да, говорят, что низкая инфляция сейчас – это, во многом, результат повышения цен на нефть и укрепления рубля. Да, определённым образом этот фактор сыграл положительную роль в снижении инфляции. Мы это признаём. Поэтому, кстати, и не спешим так резко и быстро смягчать денежно-кредитную политику. Потому что в низкой инфляции нам нужно быть уверенными, что мы опираемся на фундаментальные факторы, такие, как склонность к потреблению, склонность к сбережению – основанные на инфляционных ожиданиях. При этом мы понимаем, что динамика цен на нефть может быть абсолютно разной – они могут и дальше расти, могут остаться на этом уровне, могут упасть и понимаем озабоченность участников рынка – что будет, если упадут цены нефть? Будет ли тогда ЦБ опять повышать ставки? А предсказуемость ставок очень важна для бизнеса. Многое будет зависеть от того, как, к этому времени, если это произойдёт, если произойдёт снижение цен на нефть – как устойчивы будут инфляционные ожидания».

«Сейчас потенциальный потолок – 1,5-2%. Но что может сделать инфляционное таргетирование для экономического роста ещё, и мы должны также понимать эти эффекты (они пока не проявились, но, я думаю, что, возможно, они проявятся, и они будут положительными для нашего экономического роста)? Инфляционное таргетирование может стабилизировать экономический рост вокруг потенциального роста – то есть будут меньше отклонения экономического роста от потенциального. И когда говорят о двойном мандате некоторых ЦБ ведущих стран – там как раз речь идёт об экономическом росте именно как отклонении от потенциального роста. Денежно-кредитная политика не способна пробить потолок потенциального роста – это могут сделать только структурные реформы».

«Меня очень радует, что мы эту сессию начали с обсуждения вопросов структурных реформ, роста производительности труда, а не макроэкономической стабильности, как это было многие предыдущие дискуссии. И, в отличие от Антона Германовича [Силуанова], я, к примеру, согласна и приветствую, что в общественных дискуссиях вопросы, например, унитарной политики ушли на второй план. На первом плане были вопросы структурных изменений.

Наш приоритет, приоритет денежно-кредитной политики, в том числе – ценовая и финансовая стабильность – это основа роста. Это то, что позволяют делать структурные реформы и мы, конечно, будем всей своей политикой поддерживать эту макроэкономическую стабильность».

Подготовила Анна Сазонова / ИА «Диалог»

За событиями ПМЭФ-2017 следите в нашем спецразделе

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!