92.5$ 98.9€
3.63 °С
Новости Все новости

Как приватизировать жильё

25 февраля 2017 | 12:00| Что к чему

На этой неделе президент России Владимир Путин подписал закон, фактически дающий гражданам РФ бессрочное право на приватизацию жилья. «Диалог» составил подробную инструкцию о том, как приватизировать квартиру — для тех, кто ещё этого не сделал.

Что такое приватизация?

Приватизация жилья — это бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Соответствующий закон был принят 4 июля 1991 года. Сроки реализации права на приватизацию с тех пор и до последнего времени продлевались много раз.

А разве ещё не всё приватизировано?

Согласно последним публиковавшимся данным Росстата, на 1 января 2015 года в России приватизировано 30 млн 158 тысяч жилых помещений общей площадью 1 млрд 489 млн квадратных метров — это около 79% от всей подлежащей приватизации недвижимости в стране.

Зачем приватизировать жильё?

Приватизированной квартирой собственник вправе распоряжаться. Он может её продать, подарить, сдать в аренду без согласования с чиновниками. В случае социального найма (то есть, когда квадратные метры не приватизированы и находятся в госсобственности) квартиру продать нельзя, а для сдачи её в аренду потребуется разрешение властей.

Выселить собственника жилья можно только по решению суда, а если дом признан аварийным, власти обязаны предоставить ему полноценную альтернативу или выплатить рыночную стоимость жилья. А вот договор социального найма может быть расторгнут, если жилец не платит коммунальные платежи или на него поступают жалобы от соседей, при признании дома аварийным предоставляется жилплощадь только по определённым социальным нормам.

Собственник может в любой момент прописать в своё жилье кого угодно. Если же квартира не приватизирована, то для регистрации новых граждан потребуется согласие чиновников. Приватизированная квартира может использоваться для получения кредита, но за неё нужно платить налог и взносы на капремонт. От последнего жилец государственного помещения освобождается, но сделать квартиру залогом по кредиту он не в праве.

Что можно приватизировать и кто имеет такое право?

Приватизировать можно отдельные квартиры и комнаты в коммунальных квартирах. Невозможно получить в собственность жилые помещения в аварийном состоянии, в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Передача гражданам в собственность жилья производится только с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи или семей, даже если они временно отсутствуют, но сохраняют при этом право на жилую площадь. Соответственно, в некоторых случаях жильцы не могут договориться между собой и принять единое решение, и квартира остается неприватизированной.

Правом приобретения жилого помещения в собственность обладают граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства, а также временно отсутствующие, но сохранившие право на жилплощадь. Каждый может сделать это бесплатно, но только один раз. Несовершеннолетние, уже ставшие собственниками жилья, сохраняют право на ещё одну бесплатную приватизацию другого жилого помещения после достижения ими 18 лет.

Как оформить приватизацию

Если все проживающие в квартире люди приняли единое решение о приватизации, то, как правило, оформляется нотариальная доверенность на одного из жильцов, чтобы по инстанциям не пришлось ходить всем вместе.

Все документы в Санкт-Петербурге можно подать в районный отдел Горжилобмена или в любой МФЦ (многофункциональный центр). Здесь же заполняется необходимое заявление. Специалист проверяет, соответствуют ли документы всем требованиям и выдает расписку в приеме документов. Чиновник Горжилобмена регистрирует представленные бумаги и формирует персональное дело заявителя, дополняя его документами, полученными после направления межведомственного запроса. Все документы проверяются на предмет наличия или отсутствия правовых оснований для проведения приватизации, подготавливается проект распоряжения Жилищного комитета. Он пройдёт через юридический отдел ведомства, заместителя председателя и чиновника, курирующего вопросы приватизации, и только потом вернется в Горжилобмен и далее в МФЦ.

Весь процесс оформления приватизации занимает два месяца. О принятом решении заявителю сообщают по телефону. В случае положительного решения заявитель получает договор приватизации жилья. Если же заявителю отказали, ему выдают документ, разъясняющий причины такого решения.

После подписания договора приватизации право собственности необходимо зарегистрировать. Это можно также сделать через МФЦ. Регистрация займет ещё две недели.

Какие документы потребуются

В перечень обязательных документов, которые надо принести, входят заявление о передаче жилья в собственность, паспорт гражданина РФ, сведения о составе семьи (свидетельства о рождении, заключении брака и его расторжении), кадастровый паспорт занимаемого помещения (проверить наличие сведений о недвижимости в государственном кадастре можно с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн» на сайте Росреестра).

Кроме того, понадобятся договор социального найма жилья или копия ордера на занимаемое помещение, форма №9, разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию (если в помещении проживают только несовершеннолетние до 14 лет), согласие родителей, попечителей и органов опеки в случаях, когда право пользования приватизируемым помещением имеет ребенок, и он не участвует в приватизации.

Если один из членов семьи не хочет приватизировать жилье, но согласен, чтобы это сделали другие члены семьи, он должен написать соответствующее заявление. Понадобится также документ, подтверждающий причины временного отсутствия какого-либо из членов семьи, если, например, он проходит военную службу или отбывает наказание в тюрьме. Помнить стоит и о нотариальной доверенности, если кого-то из заявителей представляет доверенное лицо. В этом случае также потребуется паспорт последнего.

Если гражданин сменил место жительства после 1 января 1992 года, необходимо будет также предоставить справки о регистрации со всех предыдущих мест проживания и справки о неучастии в приватизации.

На бланке по образцу при подаче документов на приватизацию также заполняется заявление на имя председателя Жилищного комитета о передаче жилого помещения в собственность граждан.

Для регистрации права собственности потребуется оформить нотариальную доверенность на сотрудников Горжилобмена и оплатить госпошлину в размере 1 тысячи рублей.

Если что-то пошло «не так»…

В ряде случаев заявитель имеет право в досудебном порядке обжаловать решения и действия чиновников. Это касается нарушения сроков исполнения услуги, требования документов, которые не нужны. Гражданин вправе пожаловаться на отказ в приёме документов и безосновательный отказ в предоставлении услуги, исправлении ошибок и опечаток в документах, а также если с него потребовали непредусмотренную законодательством плату. Жалоба направляется губернатору, правительству или вице-губернатору Санкт-Петербурга.

Подготовила Ольга Арешкина / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!