Бактерии против антибиотиков: кто победит?
17 февраля 2017 | 09:00В январе 2017 года в мировых СМИ появилась новость о смерти 70-летней американки от супербактерии, устойчивой к нескольким десяткам видов антибиотиков. Незадолго до этого Минздрав РФ объявил о создании национального плана действий по сдерживанию антимикробной резистентности. «Диалог» с помощью экспертов выяснил, каким образом бактерии научились противостоять антибиотикам, создаются ли новые препараты, и как каждый из нас может помочь в решении проблемы.
Заместитель главного врача по лечебной работе петербургской Городской клинической инфекционной больницы имени Боткина Владимир Мусатов считает, что резистентность бактерий к антибиотикам действительно увеличивается. «Стоит отметить два направления. Первое — это увеличение числа вирусов, грибков, бактерий, которые становятся устойчивы к антиинфекционным препаратам. Это вызов всей медицине, «challenge», как говорят американцы. Второе направление заключается в том, что в портфеле фармацевтических компаний уменьшается число молекул, на основе которых создаются новые антиинфекционные агенты. Если 10 лет назад их было 20, сейчас — 1», — объяснил он.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) называет первой причиной устойчивости бактерий к антибиотикам чрезмерное употребление их рядовыми гражданами. Если в странах Европы соответствующие препараты выписываются строго по рецепту и назначению врача, то в России нет никакого контроля за их употреблением. «Приказ Минздрава о продаже целого ряда лекарственных средств, в том числе антибиотиков, существует уже более 10 лет, однако на деле он не исполняется. Более того, если аптеки будут продавать все лекарства по рецепту, то поликлиники не справятся с потоком пациентов. Запись к участковому часто осуществляется за две недели, а лечиться-то надо начинать раньше. В Европе это не только система, но и менталитет: человеку не придёт в голову заниматься самолечением без обращения к врачу. Наши люди часто попросту не хотят обращаться к специалисту», — рассказал «Диалогу» терапевт, врач высшей категории Александр Кричевский. В настоящее время в Петербурге купить антибиотик без рецепта можно практически в любой аптеке, хотя врачей городских поликлиник предупреждали, что с 1 января 2017 года это будет невозможно.
«Если аптеки будут продавать все лекарства по рецепту, то поликлиники не справятся с потоком пациентов»
«Я не знаю, откуда появилась именно эта дата — 1 января. Приказ существует действительно уже много лет, аптеки пытаются держать оборону и не продавать антибиотики без рецепта, но это трудно, народ в нашей стране не хочет и не любит ходить к врачу. Проблема многосторонняя: с одной стороны аптеки боятся проверок, которые проводит Росздравнадзор, с другой стороны, люди слёзно выпрашивают препараты, — и часто им просто идут навстречу. Людей тоже можно понять: не каждый готов сидеть в очереди [в поликлинике] по 2-3 часа. Ситуация должна измениться в медицине в целом в нашей стране. Возможно, в будущем станет и больше участковых, и запустят систему электронных рецептов, это всё обсуждается в Минздраве», — отметила в разговоре с «Диалогом» председатель фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада Татьяна Зайченко.
Согласно опросу ВОЗ, в Российской Федерации только 56% респондентов, принимавших антибиотики за последние полгода, получили препарат по рекомендации врача. Две трети (67%) опрошенных ошибочно полагают, что антибиотиками можно лечить простуду и грипп и более четверти (26%) считают, что с улучшением самочувствия следует прекратить приём лекарства, а не пропивать весь предписанный курс. Именно такое неправильное использование антибиотиков (вирусные заболевания ими не лечатся) фактически помогает бактериям легко приспосабливаться к противомикробным препаратам.
«В педиатрии употребление антибиотиков в России в 2-3 раза больше, чем в европейских странах и США, например. Родители дают детям антибиотики очень часто, когда это совсем не требуется. У ребёнка держится температура 2-3 дня — сразу антибиотик. А ведь, как правило, это вирус», — поделился опытом заведующий отделом молекулярной микробиологии и эпидемиологии петербургского НИИ детских инфекций, профессор Сергей Сидоренко.
В различных научных статьях публикуются оценки, что в Европейском Союзе ежегодно гибнет 25 тысяч человек от инфекций, устойчивых к антибиотикам. В мировом масштабе, согласно исследованию журнала The Economist, цифра достигает 700 тысяч в год. Однако эксперты, с которыми говорил «Диалог», сомневаются в надёжности этих оценок и в том, стоит ли на них ориентироваться. В частности, по мнению Владимира Мусатова, такие данные собрать практически невозможно, потому что никогда точно не известно, от чего именно умер пациент, и какие факторы этому способствовали.
Есть иная проблема, факт которой действительно объективно установлен. Это выход больничных штаммов бактерий за пределы стационаров. Особо «сильный» тип микроорганизмов раньше существовал исключительно в больничных условиях, но в силу развития устойчивости ко многим, даже самым сильным препаратам, не до конца вылеченные пациенты заражают своё окружение в общественном пространстве.
«Родители дают детям антибиотики очень часто, когда это совсем не требуется»
«Некоторые штаммы действительно выходят за пределы стационаров, но в основном это касается реанимационных отделений, где лежат и лечатся особо тяжёлые больные. Сейчас и правда во многих случаях надо гораздо больше перепробовать антибиотиков, прежде чем какой-то из них поможет. Ситуация сложная, но не критическая, случаев, чтобы никакой антибиотик не помог, в нашей практике не было. Всё-таки появляются новые препараты, которые мы активно стараемся применять», — отметил заместитель главного врача Городской клинической инфекционной больницы имени Боткина Иван Федуняк.
Устойчивые к антибиотикам бактерии способны попасть в организм человека через мясо, рыбу, фрукты и овощи, выращиваемые в обогащённой «плохими» микроорганизмами почве, и воду. Поэтому ВОЗ выделяет глобальное применение антибиотиков в сельском хозяйстве в качестве ещё одного весомого фактора выработки резистентности бактериями. В 1940-ых годах антибиотиками стали лечить не только людей, но и животных. По данным ВОЗ, особенно широко антибиотики используются у молодых животных, например, у бройлерных цыплят, а также у поросят и телят, находящихся на искусственном вскармливании. Самой большой проблемой стало применение противомикробных препаратов для ускорения роста животных. Например, в США использование антибиотиков в качестве стимуляторов роста в период с 1951 года по 1978 год возросло в 50 раз, при том что масштабы применения антибиотиков для лечения заболеваний у людей и животных увеличились только в 10 раз. За это время многие штаммы бактерий, выделенные от людей и животных и бывшие ранее чувствительными к антибиотикам, стали резистентными. Угрожающая статистика вынудила страны ЕС отказаться от применения соответствующих лекарств для стимуляции роста животных. Согласно проведенному в Дании научному исследованию, это, как ни странно, лишь положительно отразилось на объемах животноводческой продукции.
«Это один из самых серьезных факторов. Антибиотики бесконтрольно употребляются не только людьми, но их в огромном количестве дают животным. Ситуация скоро может стать критической, и мы просто-напросто можем вернуться в эру «до антибиотиков», — высказал мнение ректор Северо-Западного Государственного медицинского университета имени Мечникова Отари Хурцилава.
Обозначенные факторы ставят перед учёными и фармацевтическими компаниями задачу изобретения новых антибиотиков, которые бы победили устойчивость бактерий. «Дело в том, что в период с 50-ых до 80-ых годов появлялось много новых препаратов, затем произошёл резкий спад, и резистентность бактерий перестала преодолеваться. Разработка нового антибиотика требует огромных финансовых вложений, фармацевтическим компаниям не хочется вкладывать в это деньги, жизнь антибиотика непредсказуема и может не окупить себя. Гораздо проще делать ставку на препараты сердечно-сосудистые, например. Поэтому государство, конечно, должно здесь помогать в финансовом плане», — объяснил Сергей Сидоренко.
«Ситуация скоро может стать критической, и мы просто-напросто можем вернуться в эру «до антибиотиков»
При этом он считает, что процесс развития устойчивости бактерий к антибиотикам является нормальным явлением. «Фактически устойчивость получается вместе с антибиотиком, если говорить о природных антибиотиках. Но при правильном применении новый препарат может жить 10 и 20 лет. Проблемы изобретения новых соединений нет — в каждом научном журнале рассказывается об одном-двух. Однако, чтобы это соединение прошло путь до таблетки, требуется много усилий, это длительный и затратный процесс. Но если посмотреть динамику изобретений новых антибиотиков, то можно понять, что процесс волнообразный. Сейчас просто как раз назрело время, когда нужно что-то делать», — рассуждает профессор.
«Проблема устойчивости бактерий к антибиотикам всё же не упирается только в экономический и финансовый вопрос. Чтоб продлить жизнь существующих препаратов, необходимо разумно их применять», — добавляет Сергей Сидоренко.
Пока фармацевтические компании и государство договариваются о финансировании изготовления новых препаратов, а Минздрав решает, как обеспечить продажу антибиотиков по рецепту и стоит ли для этого увеличить количество участковых врачей, каждый из нас может внести свою лепту в борьбу с бактериями. Четкие рекомендации выпустила ВОЗ, пытаясь привлечь внимание к проблеме. Во-первых, необходимо применять только те антибиотики, которые назначены дипломированном врачом. Во-вторых, всегда доводить до конца назначенный курс, даже если вы чувствуете себя лучше. Сам Александр Флеминг, британский бактериолог, изобретший первый в мире антибиотик, заметил, что бактерии обладали устойчивостью, если на них действовали малым количеством пенициллина, либо если антибиотик употреблялся слишком короткое время. ВОЗ также призывает не использовать оставшиеся лекарства и не делиться ими с другими людьми. Кроме того, стоит регулярно мыть руки, избегать контактов с больными людьми и своевременно вакцинироваться.
Подготовила Ольга Арешкина / ИА «Диалог»