Подобные «столкновения» происходят в России не впервые. В 2015 году в результате скандала постановка «Тангейзер», по сюжету которой персонаж Иисус снимается в порнографии, была снята с репертуара Новосибирского театра оперы и балета. В 2012 году прокуратура проводила проверку в Эрмитаже из-за жалоб на выставку братьев Чепмен, в 2016 году аналогичная история произошла и с выставкой Яна Фабра. В сентябре выставка Джока Стерджеса в Центре фотографии братьев Люмьер в Москве была закрыта по решению организаторов. Работы экспозиции обвиняли в «провокационно-педофильском» характере.
Кинолента Алексея Учителя рассказывает о романе будущего царя Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Согласно многочисленным дневниковым записям, наследник престола действительно был увлечен танцовщицей, она отвечала ему взаимностью, однако после того, как Александр III дал согласие на брак Николая и принцессы Аликс, все отношения с Матильдой были прекращены.
На данный момент выпущен только двухминутный трейлер к фильму. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, епископ Тихон (Шевкунов) (в 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии — ИА «Диалог») в своём интервью говорит о нём так: «Трейлер озаглавлен ни больше ни меньше как «Главный исторический блокбастер года». Но после его просмотра я, честно признаюсь, не могу понять: зачем авторы сделали это именно так? <…> Зачем они заставляют зрителя поверить в историчность напридуманных ими душераздирающих сцен «любовного треугольника», в которых Николай и до, и после женитьбы мелодраматически мечется между Матильдой и Александрой. Зачем императрица Александра Федоровна изображена демонической фурией, идущей с ножом (я не шучу!) на свою соперницу? Мстительная, завистливая Александра Федоровна, несчастная, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это – авторское видение? Нет – клевета на реальных людей. Но и это еще не все. Зачем выдумывать обморок Николая во время коронации с картинно слетевшей с венценосной головы короной? Такой вот «тонкий» намек на будущие потрясения?».
Сам Алексей Учитель утверждает, что фильм не искажает историческую реальность. «Да, у него [Николая II] была невеста, тем не менее он был очень увлечён Матильдой Кшесинской до свадьбы. А после свадьбы – и у нас по фильму – они уже не общались. Они могли видеть друг друга, но никаких взаимоотношений уже не было. Наоборот, после свадьбы он для себя эту историю отрезал. Это факты истории. Какой любовный треугольник? Нет его и у нас», — говорит он в интервью «Российской газете».
«Что касается трейлера, это произведение, которое делает прокатчик. Я не открещиваюсь, к тому же он сделан неплохо. До выхода фильма в прокат будет ещё три трейлера. Да, есть один поцелуй – и что, это провокация? С точки зрения откровенных сцен у нас картина для детсада. Пошлости не может быть – гарантирую», — подчеркивает Алексей Учитель.
В Петербургской епархии «Диалогу» передали слова заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе. Он заявил, что угрозы и экстремистские заявления, прозвучавшие от ряда организаций, называющих себя православными, в связи с выходом фильма «Матильда» не имеют отношения к позиции церкви. «Разумеется, люди имеют право на выражение своей позиции в связи с ожидаемым выходом на экраны фильма «Матильда». <…> Но подобная реакция не должна выходить за рамки закона, сопровождаться какими-либо угрозами и экстремистскими призывами», — отметил Вахтанг Кипшидзе.
По его словам, организация, «Христианское государство — Святая Русь», которая предположительно распространила экстремистские призывы, не имеет права выступать от имени церкви и не представляет православную общественность. «Мы также не оспариваем право создателей фильма обратиться к закону в связи с звучащими в их адрес угрозами», — сказал представитель церкви.
После второго обращения Натальи Поклонской в Генпрокуратуру несколько десятков кинорежиссёров подписали открытое письмо Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России. «Мы, кинематографисты, особенно старшего поколения, хорошо знаем, что такое цензура, в течение нескольких десятилетий советского времени калечившая судьбы художников и препятствовавшая развитию искусства. Мы не хотим, чтобы наша культура попала под пресс новой цензуры, какие бы влиятельные силы её ни инициировали. Мы хотим жить в светской демократической стране, где не только согласно Конституции, но и на деле цензура запрещена», — говорится в нём. Среди подписавших письмо — глава Союза Андрей Прошкин, Павел Лунгин, Андрей Смирнов, Борис Хлебников и другие.
Кинорежиссер Алексей Герман-младший поделился с «Диалогом» своим мнением о скандале. «Надо вводить какую-то систему психической оценки чиновников и депутатов, чтобы выявлять болезни и фобии. Вся эта ситуация — наполовину анекдот, наполовину Северная Корея. По такой логике можно пересмотреть много советских фильмов об Иване Грозном или Петре I. Кроме того, фильм ещё не вышел: о чём тут говорить? Нет никаких юридических оснований проводить проверки, люди просто пытаются создать себе пиар на этом», — подчеркнул он.
Председатель комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник крайне негативно оценивает жалобы Натальи Поклонской. «Всё смешалось в голове у Поклонской. Когда она уже отстанет от Учителя? Даже после выхода фильма можно лишь говорить о том, нравится он или нет. Не смотрите, если не хотите. Я же не смотрю Киселёва и Соловьёва! Поклонской же надо не писать жалобы в прокуратуру, а читать книжки», — заявил он «Диалогу».
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, актриса Анастасия Мельникова высказалась категорически против подобных скандалов. «Я категорически против скандалов, я ненавижу конфликты. Фильм ещё не вышел, я его не видела. Когда я его посмотрю, я выскажу свою мнение… Мы начинаем превращаться в склочное сообщество, очень бы хотелось, чтобы эта бурная энергия была направлена на что-то хорошее, доброе, светлое. Защищая свои чувства, нужно обязательно думать и о чувствах других людей», — подчеркнула она в разговоре с «Диалогом».
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в начале февраля прокомментировал ажиотаж вокруг фильма в телеэфире канала «Санкт-Петербург». «Я думаю, что это признак провинциализации не только Петербурга, но и целой страны. Никто фильма не видел, а уже все возмущаются тем, что просто снята картина о царе. Это полное безобразие, потому что снимать фильм о святом можно. Фильм «Викинг» не меньше может считаться оскорбительным», — отметил он.
Декан факультета россиеведения Института социальных наук, доктор философских наук Игорь Чубайс сравнил в разговоре с «Диалогом» ситуацию вокруг фильма «Матильда» с советским периодом осуждения Пастернака, когда в обиход вошла знаменитая фраза «Я Пастернака не читал, но осуждаю».
«Нравится — не нравится — это не то, что решает цензура. Цензура в искусстве — это абсурд. Решает зритель, кинокритики и так далее. Аудитория идёт на фильм и говорит, что этот фильм смотреть нельзя, или наоборот. Цензура в советском смысле — это катастрофа, в сегодняшнем смысле — это дикость. Цензоры — это недоумки, если они существуют, это деградация культурной жизни. Цензура — это всегда признак болезни государства, она может существовать только в авторитарном обществе», — рассуждает учёный.
Обращать внимание на экстремистов, угрожающих режиссерам, музеям и гражданам, обязано государство, считает тележурналист, историк, профессор Николай Сванидзе. «С одной стороны, в подобных ситуациях лучше всего не реагировать на скандал и не обращать внимания. С другой стороны, нужно, чтобы государство следило за подобными экстремистами, потому что иначе они возьмут власть. Может, они подожгут кинотеатр или опять плеснут в кого-то мочой, или ещё что — за ними в последнее время тянется шлейф побед. Государство должно действовать с точки зрения закона Российской Федерации и ограждать общество от этого», — сказал он.
Он назвал депутата Наталью Поклонскую «наконечником копья» экстремистов. «Я не знаю, экстремист она или нет. Но она действует по их обращениям, она наконечник их копья», — добавил Николай Сванидзе.
Премьера фильма «Матильда» была назначена на 30 марта, однако полтора месяца назад прокатчики перенесли её на 25 октября для «уменьшения конкуренции с голливудскими картинами». В этот день, кстати, исполнится 100 лет Октябрьской революции.
Ольга Арешкина / ИА «Диалог»