Сейчас в интернете можно найти какие угодно онлайн-курсы и дистанционно научиться чему захочешь. Ко дню юмора (и дурака) наш самый унылый и депрессивный корреспондент пытался так научиться шутить.
Плотный туман медленно наползает на город. На улице холодает. Вдалеке мрачно кричат вороны. Вечер погружает каждого забредшего на Гончарную странника в бездну отчаяния и пустоты. Ни один луч солнца не может пробиться через тягучую белую пелену.
«У меня небольшой опыт в ведении вебинаров, но этот я смогу провести», — говорит парень с печальным лицом с экрана монитора. Это ведущий одного из курсов по развитию чувства юмора. Он должен научить меня классно шутить и сделать примой и звездой любой компании. Онлайн-тренинг прошел несколько лет назад и был бесплатным, однако теперь его продают за 500 рублей.
«Я бы не сказал, что я хороший юморист. Я не умею писать стенд-апы, но на бытовом уровне в моем окружении никто не шутит лучше меня. У нас есть компания КВНщиков. С ними, честно, тягаться тяжело, но у них очень хорошая школа – они в институтском КВНе очень много тренировались. Я не думаю, что вы захотите потратить два года своей жизни на то, чтобы хорошо шутить. Не думаю, что это вам нужно», — мотивирует он участников вебинара.
Мне вообще-то не до шуток. Ведущий показывает собравшимся перед компьютерами «в прошлом» график с этапами превращения обычного человека в Юмориста. По его теории, с началом занятий чувство юмора «студентов» должно перейти первый рубеж и начать неостановимо развиваться, потом следующий, где шуток станет слишком много, и они будут «не в кассу». С третьего можно перейти обратно во второй, но со второго в первый – уже никогда.
«Из-за этого тяжело общаться с юмористами: когда ты с ними что-то серьезно обсуждаешь, а они все время хотят тебя подколоть, где-то пошутить. Начинает бесить», — объясняет тренер.
Мне не весело. Кстати, сам ведущий тренинга, кажется, пошутил единожды за все три вебинара курса. Он серьезен. Возможно, для того, чтобы не «бесить» аудиторию. Тренер рассказывает, как строятся шутки и что у любой из них есть setup (первая часть, где задается ситуация) и punchline (неожиданный поворот в конце). В моей голове мелькает мысль: «Вот сейчас-то я и разучусь шутить». В качестве примера ведущий вебинара задумчиво и медленно читает: «Человеку, потерявшему в концертном зале «Россия» золотые часы с бриллиантами, сообщаем – полвосьмого». Позже я рассказала эту шутку своему шеф-редактору с весьма недурным чувством юмора. Она улыбнулась — что меня очень и очень удивило.
«Ну я поняла, что ты мне рассказала анекдот», — объяснила она.
Ведущий тем временем не останавливается: «Могу привести в пример шутку, состоящую из одного слова: молодожелуди. То есть наш мозг уже додумал, что там будет слово «молодожены», а там – бац – и «молодожелуди».
Останавливаю видео и иду в обеденную комнату офиса. Там сидят несколько моих коллег. «Молодожелуди», — говорю я. Коллеги смотрят на меня с недоумением. Объясняю, о чем я. В комнату заходит еще один человек с едой.
— Максим, скажи смешное слово, — прошу я.
— Мне надо подумать.
Через некоторое время он возвращается.
— Я придумал. «Чидор».
— Что это?
— Это у нас так в школе обзывались. Я смотрю, вам не смешно. Я еще подумаю, — Максим уходит есть в кабинет.
Так юмор стал отпугивать от меня людей. Страх наполняет комнату. Печаль сгущается. Будущее пугает.
Я остаюсь ненадолго в обеденной, и мы придумываем другие дурацкие слова с неожиданными окончаниями. Никто не смеется. Позже этот тренинг скажется на нашей редакции пагубно: услышав шутку, мы будем говорить «Шуткааа!» и припоминать свои дурацкие или неожиданные шутки.
— Однажды в Америке я пошутила по-английски, — расскажет мне шеф-редактор.
— Как?
— Я ждала междугороднего автобуса два часа, мокла под дождем, а он так и не пришел. Пока я металась вокруг условного «автовокзала», один мужчина спросил у меня: «You don’t have a ticket?». «I don’t have a bus», — ответила я. Он посмеялся.
Я возвращаюсь из обеденной в кабинет, с экрана мне рассказывают, над чем не нужно шутить. И выясняется, что…
«Не надо шутить над религией, и последние новости это доказали (вероятно, вебинар записывался во время событий, связанных с группой Pussy Riot); весом, ростом, внешностью. Всем, что может обидеть человека. Но можно шутить, если вы знаете, что люди адекватно воспримут. Сами додумайте, над чем лучше не шутить и не шутите над этим», — говорит ведущий.
Над первыми ста шутками после этого тренинга никто смеяться не будет, говорит ведущий. Нужно их вычеркивать. Будут ли смешны двухсотая и пятисотая шутки, он не объясняет. К слову, никто так и не рассмеялся ни над одной моей фразой, сконструированной на основе почерпнутых из тренинга знаний.
Ведущий предлагает задание. Нужно придумать складное предложение, в котором все слова будут начинаться с одной и той же буквы. Я придумываю: «Сказочный Саша стал синим, смотрит — слева свистит свиристель, судачит с соловьем». Участники вебинара из прошлого пишут в чат свои варианты, но я не могу поделиться своей придумкой. Они – за несколько лет от меня.
«Молодцы. Прямо продвинутые какие-то собрались! Может у вас и так уже хорошо с чувством юмора? Я не знаю, зачем вам все это», — комментирует действия участников ведущий.
Между онлайн-занятиями, к слову, он дает текстовые задания, среди которых, например, «Чем будильник похож на медведя?». Выполняя это задание, нужно сравнивать несравнимые вещи. Получается не смешно. Еще нужно было научиться говорить без пауз в течение двух минут, дать нереальное определение реальным словам (в качестве примера предлагается: «Чашка – атласная лента, которой обвязывают крылья мечты, чтобы та не стала врачом»), написать ассоциации и антиассоциации к слову, а также (ну как без этого) написать отзыв о курсе.
«Прохожу его ежедневно, прикололо, не думал, что это отслеживается и столь важно, у меня был творческий застой (пописываю песни), вы мне помогли его преодолеть, далее правка текста и доводка техники исполнения до приемлемого звучания и ресурс времени», — гласит один из таких отзывов от некоего Константина.
Следующий вебинар ведущий начинает с формулы юмора. Он показывает слайд с набором букв.
«Вот она. Вы хотели формулу юмора — я вам ее показал. Пошли дальше», – говорит тренер и листает презентацию дальше. Потом возвращается, смягчаясь: «шучу-шучу». «Тошнота все-таки настигла меня», — вспоминаю я дневник Антуана Рокантена.
Согласно формуле, эффект юмора равен удовольствию от решения загадки, умноженному на личную сопричастность и на подачу, и сложенному с фоновым настроением. Формула раскладывается на еще более мелкие составляющие, но мне становится неинтересно, и я проматываю видео.
Дальше начинается рассказ о приемах юмора. Один из них называется «Мне на а?». Шутка заключается в том, что когда вам что-то говорят, нужно притвориться, что вы играете в слова.
— Пойдешь курить?
— Мне на «Т»?
На улице начинается дождь. Он размеренно стучит по пластиковым окнам. Собирается гроза.
«Подойдите с этим к человеку. Если человек не догоняет юмор, то извините, больно слышать <…> Главное, чтобы человек вам подыгрывал. С унылыми не прокатит», – этот вердикт падает камнем. Вокруг меня слишком, слишком много унылых.
Ведущий перечисляет другие приемы для создания шуток: гипербола («Ты ультрапостоянно опаздываешь»), заезженная пластинка («Пошли в кино через полчаса» — «Нет, давай лучше через полчаса» — «А может через полчаса?»). Думаю: «Если бы со мной кто-то так шутил, то, пожалуй, в кино с ним я бы уже не пошла».
«Сейчас шутки должны быть не смешные, потому что мы пытаемся их разложить в голове», — повторяет тренер.
Кроме того, он рассказывает о других техниках юмора: говорить очевидное («Как говорил Конфуций, через 200 лет мы все останемся в прошлом»), прицепиться не туда («Это ты вчера курицу доел?» — «Я сначала думал ее выкурить, но потом решил съесть»).
Подробно ведущий вебинара останавливается на приеме «Ирония». Подразумевается, что нужно дать противоположную оценку событию или явлению. По отношению к человеку (а именно такие примеры приводятся в тренинге) мне кажется это обидным. Также он рассказывает о приеме «Двусмысленность» и приводит такой пример: «Первый канал имеет огромную аудиторию. Хотя по идее должен ее развлекать» и добавляет какие-то известные анекдоты про Штирлица и печь, убеждая слушателей, что красть шутки у других юмористов – более чем нормально.
Он объясняет, как работают приемы в шутках. Например, прием «Скачок» — это «хорошая машина должна быть комфортная, быстрая и иномарка». Здесь последнее слово – мало того, что существительное, так еще и далекое по смыслу от предыдущих слов. Также тренер рассказывает о приеме «Сравнение несравнимого». И здесь пример, как говорит ведущий, из его жизни: «У меня ребенок как театр. Мы с женой как-то купали его, а он раз пукнул, два пукнул, три пукнул и покакал в ванну». Апогей. Я выключаю видео. Внутри меня зияющая пустота.
Итого: Шутить, как кажется мне после прослушивания трех вебинаров, таким путем не научиться. Юмор – это мгновение и воздух. Он рождается в настоящем моменте и не по шаблону. И кажется: либо чувство юмора у тебя есть, либо нет. Но если нет, то зачем начинать? Сейчас миллионы однотипных пабликов «ВКонтакте» плодят всем надоевшие шутки, сделанные по шаблонам. Но это уже не смешно. Если вы не смешной, то вам ничто не поможет. Темнота окутывает, туман сгущается, мгла поглощает.
Подготовила Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»