Чему учили на Культурном форуме-2015?
16 декабря 2015 | 22:55На IV Петербургском международном культурном форуме не только обсуждали актуальные проблемы культуры, но и перенимали друг у друга опыт. «Диалог» посетил несколько мастер-классов известных зарубежных артистов из разных областей искусства и узнал, чему можно было научиться на ПМКФ.
Адриан Джексон: Идея театра-форума на практике
Художественный руководитель английского театра Cardboard Citizens Андриан Джексон считает себя последователем бразильского режиссера Аугусто Боаля, разработавшего модель театра, где актеры и зрители существуют на равных и время от времени меняются местами. «Театр угнетенных» Аугусто Боаля, о котором рассказывал на своем мастер-классе, прошедшем в первый день Культурного форума, Джексон, важен для мирового театрального контекста. Однако в России эта театральная форма представлена лишь теоретически. Актерам, которым удалось посетить этот мастер класс, было крайне важно практически изучить уникальный метод.
Методика театра угнетенных используется в прикладных целях, к примеру, для социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Адриан Джексон рассказал об одном из видом социального театра – театре-форуме, когда модератор вместе с группой непрофессиональных актеров готовит краткое представление по определенной проблеме, например, о мужской измене.
Участники мастер-класса выполняли простые упражнения, которые исполняют непрофессиональные актеры в социальном театре, готовясь к своему представлению. Разделившись по парам, один человек повторял звуки и ходил по залу, а за ним пытался следовать с закрытыми глазами его партнер. Участвовали в упражнении около 15 пар. Тренинг, по словам Джексона, помогает преодолеть скованность тела и тренировать чувство ритма с партнером по игре.
Джанго Эдвардс: «Клоун — это свобода и любовь»
Вечером первого дня Культурного форума свой мастер-класс в цирке Автово проводил американский клоун Джанго Эдвардс. Оказалось, что он — старый друг Вячеслава Полунина, который тоже находился в зале, а под конец вышел на арену. Когда же под самый занавес к ним присоединился Олег Попов, впервые за почти четверть века приехавший в Петербург, происходящее стало тянуть на настоящую «встречу трёх богатырей» циркового мира… Но до того Эдвардс собрал на арене три десятка российских клоунов, чтобы рассказать им о своём понимании этого дела.
«Клоун — это не национальность, не религия и даже не профессия; не костюм и не грим. Клоун — это состояние сознания, — рассказал американский гость (который, впрочем, большую часть своей карьеры выступал в Европе. — Клоун — это в первую очередь свобода. Никто из нас не может сказать, что он знает единственно верный путь: я — не путь, Слава [Полунин] – тоже не путь. Каждый из нас должен найти свой».
Впрочем, свобода, по его мнению, не отменяет необходимости постоянной работы над своим образом и представлением. Эдвардс дал собравшимся несколько уроков («Только не пытайтесь меня впечатлить. Я на арене уже 45 лет, и я видел всё», — предупредил он перед тем, как начать). Сначала — заставил собравшихся играть в детскую игру, пятнашки, а постепенно усложняя условия, сумел превратить её в по-настоящему смешное представление (участники могли спастись от «осаливания», если вовремя успевали сбиться в кучки по трое, да ещё при этом только на то время, пока хватало голоса кричать). Затем преподал урок «оркестрации» — изображения игры на воображаемом пианино и артистичного пения под фонограмму. Под конец — воспроизвёл один из своих сольных номеров, основанный как раз на этом принципе.
А завершилось представление действом под названием «проспект любви» (avenue of love): участники мастер-класса сыграли в вариант «ручейка», только проходить по живому коридору нужно было медленно, с закрытыми глазами, а стоявшие по бокам люди должны были шепнуть на ухо каждому проходящему, за что именно его любят… Напоследок хором спели битловскую «All you need is love».
Шусаку Такеучи: Медитация и танец
В секции «Цирк и уличный театр» во второй день форума проходил мастер-класс японского хореографа, живущего в Амстердаме, Шусаку Такеучи. Во время тренинга мастер не сказал ни слова. Такеучи танцует в стиле буто, где атрибутами внешнего вида танцовщика чаще всего становятся белый грим на лице и бритая голова. Однако облик артиста может быть иным: все зависит от идеи танца. В буто нет прыжков, подскоков и вращений. Зачастую вообще нет никаких движений — артист просто переходит из одного положения в другое. Философия буто, как утверждает сам Такеучи, связана с направлениями буддизма, и истинный смысл танца всегда будет скрыт от непосвященных.
Как только Шусаку Такеучи исполнил свой танец, он пригласил посетителей мастер-класса научится медитации, которая помогает сконцентрироваться, слушать, чувствовать и смотреть. Эти умения, по словам Такеучи пригодятся как на сцене, так и в жизни.
«Дыхание проходит через стопы в центральную нервную систему. Этот традиционный метод я подглядел ещё у российской балерины Анны Павловой во время её гастролей в Японии. Она говорила, что, танцуя, всю окружающую энергию необходимо пропускать через себя от стоп к мозгу, тогда ты становишься более чувствительным и невесомым на сцене», — пояснил Такеучи.
С первого раза участникам мастер-класса взлететь, конечно, не удалось. Но они пообещали продолжить тренировки и достичь мастерства буто.
Йос Стеллинг: Свет и тень Рембрандта
В третий день форума прошел мастер-класс нидерландского режиссёра Йоса Стеллинга. Кинематографист объяснил гостям, среди которых был и корреспондент «Диалога», почему для европейской культуры так важен Рембрандт, но при этом собственный взгляд человека — и автора — важнее всего.
«Для начала напомню вам об истории: в XVI веке Нидерланды находились под властью католической Испании, пока не началось протестантское восстание. Протестанты в своей вере были сосредоточены на тексте, а католиков обвиняли в том, что для них святыми являются изображения. В Голландии прошла волна уничтожения таких изображений. Но после этого, в XVII веке, и расцвело великое нидерландское искусство, в котором изображали уже не святых, а совсем другие сюжеты, которые до того не имели широкого распространения: интерьеры, цветы, пейзажи, птиц… И портреты. Всё это было очень характерно для нидерландского школы, которая была полностью направлена на человека. В то же время благодаря Спинозе и другим мыслителям в Европе началось движение Просвещения, для которого в центре стоял уже не Бог, а Человек», — начал свой рассказ режиссер.
Почему же именно Рембрандт Харменс Ван Рейн стал для него так важен? Среди многих тогдашних мастеров портрета, рисовавших на заказ, он стоял особняком, указывает Стеллинг, и искал что-то новое. Этим новым стали новые принципы работы с композицией и светом. От простого копирования человеческого образа — к постижениию души, движению и рассказу истории, и всё это он показывал при помощи света. По сути, он рассказывает нам, в каком порядке смотреть картину, и это, по словам режиссёра, настоящая 3D-живопись. Ради своих представлений о композиции он шёл даже на конфликт с заказчиками, делая одни фигуры на картинах (скажем, знаменитом «Ночном дозоре») светлее, другие — темнее, хотя все заплатили одинаковые деньги. Посыл тем, кто пришёл на мастер-класс, вполне ясен: уроки Рембрандта в работе со светом, сюжетом и композицией никогда не потеряют актуальности.
Наконец, Стеллинг рассказал личную историю, связанную со съёмками фильма про последний автопортрет художника.
«Я специально приехал в Лондон, чтобы увидеть эту картину вживую. Сначала гулял вокруг Национальной галереи, потом вошёл в музей, смотрел и другие работы Рембрандта, и других художников — особенно Караваджо, который очень важен для творчества Рембрандта. И только в заранее условленное время — в воскресенье, в четыре часа — отправился смотреть заветный портрет. Мне показалось, что это самая прекрасная картина в мире. А когда вышел, то решил, что всё это придумал. Зачем я это всё рассказываю? Чтобы показать: то, как мы всё воспринимаем, зависит от нас самих. Вы и есть художник. Как говорят англичане, красота — во взгляде смотрящего», — сказал он.
Подготовили Илья Снопченко и Кристина Колесникова / ИА «Диалог»