Олег Иванов: У современного российского кино нет своего лица
15 декабря 2015 | 17:50О том, какие проблемы испытывает российская киноиндустрия, почему нельзя сравнивать советские и современные фильмы, и на каком уровне находится отечественная анимация - «Диалогу» в кулуарах IV Петербургского культурного форума рассказал первый зампредседателя Союза кинематографистов России Олег Иванов.
Вместе с Культурным форумом в России стартовал Год кино. Расскажите, что сейчас происходит в российской киноиндустрии? Какие тенденции, есть ли проблемы?
Нет индустрии вообще. То есть, нет ни одной компании, которая на индустриальной основе производила бы три-пять фильмов в год. Кто-то к этому приближается, но вообще такого индустриально состояния у нашего кино нет. Есть «кулибины», которые делают какие-то такие штучки. Во-вторых, в нашем кино нет современного героя. Героя нашего времени. Невозможно назвать ни одного фильма, по которому можно сказать: «Вот герой нашего времени!».
А кто этот герой? Появится ли он в ближайшее время? Кто должен его создавать?
Я думаю, общество. Состояние общества — от этого сильно зависит. Ну и художники… Все равно художники с большой буквы всегда собирают конструкцию, которую показывают всему обществу. В общем, рано или поздно это появится. И постольку, поскольку нет героя нашего времени, я считаю, что во многом у нашего современного кино нет своего лица.
Может тогда стоит вернуться к старой школе и снимать ленты наподобие тех, что были у Рязанова, раннего Михалкова? Не ограничиваемся ли мы в последнее время патриотическим кино и военной тематикой?
Да нет у нас такого. Какое вы последнее патриотическое кино смотрели?
«Сталинград» Федора Бондарчука. Разве оно не патриотическое?
Нельзя сравнивать советский кинематограф и современный. У каждого времени свое кино.
Да, и сейчас мы стремимся к каким-то голливудским канонам, мне кажется…
Нет, я думаю, что Голливуд — это, в основном, аттракцион. Нам до аттракциона далеко, потому что у нас весь бюджет поддержки кинематографии равен бюджету одного голливудского фильма. Поэтому, собственно говоря, с Голливудом совсем другая история.
А что касается анимации в России? В этой сфере дела вроде бы обстоят неплохо. Например, недавно картина Константина Бронзита попала в шорт-лист премии «Оскар».
Анимация у нас на мировом уровне. У нас есть анимация для массового зрителя, а есть анимация арт-хаусная. Последней мы славились всегда, а для массового зрителя она появилась только сейчас. Например, в СССР практически не снимали полнометражных мультфильмов. Их можно назвать единицы, например «Тайна третьей планеты». Сейчас таких фильмов выходит по нескольку штук в год и вообще они стали очень популярны.
Беседовала Екатерина Пархоменко / ИА «Диалог»