94.1$ 100.5€
-1.85 °С
Новости Все новости

Петербургские докеры добиваются внесения изменений в коллективный договор

20 ноября 2015 | 19:59

На площади Ленина у памятника вождю мирового пролетариата в пятницу собрались докеры ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Они недовольны тем, что работодатель, по их мнению, ущемляет их права при заключении нового коллективного договора. Корреспондент ИА «Диалог» разбирался в ситуации, которая осложняется конфликтом между двумя профсоюзами работников порта – официальным (который забастовщики называют «жёлтым») и тем, который был создан докерами, недовольными новыми условиями и действиями работодателя.

Согласованный с городскими властями митинг на площади Ленина собрал порядка 60 человек и продолжался около часа. На него пришли не только работники порта, но и поддержавшие их члены профсоюзов других предприятий (например, завода «Форд», находящегося во Всеволожске), и активисты левых политических движений. Соответственным был и общий посыл: необходимость противостоять давлению со стороны не только руководства ОАО «Морской порт «Санкт-Петербург», но и крупного капитала в принципе. Собравшимся, кстати, напомнили о том, что порт относится к структуре холдинга UCL, принадлежащего Владимиру Лисину – на одном из плакатов было указано, что его состояние составляет 730 миллиардов рублей. Некоторые из выступавших напоминали, что именно портовики в своё время послужили образцом для подражания другим профсоюзным активистам – и так, по их мнению, будет и впредь. «Докеры стоят за всех! No pasaran!» – заявил один из активистов.

«Напомню, что проблема, по поводу которой мы здесь собрались, началась не сейчас, а в сентябре – речь о коллективном договоре с ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга». Есть подписанные соглашения, есть устные договорённости о том, что все льготы и гарантии в новом коллективном договоре будут сохранены. Но на самом деле работодатель для того, чтобы не исполнять свои обязательства и подписанные соглашения, создал собственный, «ручной» профсоюз под названием «Портовик», и уже при его помощи отказывается от всех договорённостей. Таким образом, на сегодняшний день докеры-механизаторы организовали собрания коллективов бригад, выдвинули требования к работодателю о тех пунктах, которые необходимо внести в коллективный договор – эти требования не были рассмотрены. 17 ноября мы снова подали предложения работников в комиссию по коллективному договору и управляющему директору, а ответом на это в 16:45 того же дня было уведомление докеров, которые были освобождены от основной работы для ведения переговоров, о том, что работа комиссии прекращена», — рассказал Анзор Ломтадзе, председатель профкома докеров ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга».

«Так мы поняли, что не только не были рассмотрены предложения, но и работодатель вообще издал приказ о прекращении работы комиссии. В связи с этим 18 ноября была проведена акция – пятиминутная остановка работы, а 19 ноября докеры-механизаторы в обеденное время (обед – это личное время работника) вышли под окна администрации. Оттуда вышел только один человек – председатель того самого профсоюза «Портовик», при помощи которого руководство удачным образом не включило в коллективный договор важные для работников пункты, не рассмотрела вопрос об индексации тарифных ставок и окладов. Напомню, что сегодня у докера-механизатора тарифная ставка – 137 рублей в час, это смешные деньги. Вознаграждение за выслугу лет, которое раньше было у работников, непосредственно связанных с погрузо-разгрузочными работами, изъято – оно осталось только у старых докеров, которые работали в порту, грубо говоря, до 2015 года. В нынешнем году начали пополнять штат из кадрового агентства – и у новых людей в трудовом договоре уже нет вознаграждения за выслугу лет. И вот мы здесь», — продолжил он.

О том, как конкретно эта ситуация отразилась на жизни и работе докеров-механизаторов, рассказал один из работников предприятия, Александр Хабаров: «Сейчас у нас идёт заключение нового коллективного договора. Главное – не ухудшить положение, имевшееся при прошлом колдоговоре, но работодатель исключил из документа такой пункт как система оплаты труда. Сначала нас перевели на новую систему этой оплаты – сдельную. Когда говорят, что мы добиваемся повышения заработной платы – это не так, мы этого не требуем. Мы сами зарабатываем свои деньги, но мы хотим, чтобы этот пункт оставили в новом коллективном соглашении – тогда они [руководство компании] не смогут поменять принципы оплаты труда по своему усмотрению, без нашего согласия, ссылаясь на кризис или другие нюансы. Это и есть главный камень преткновения. На нашем заработке это пока не сказалось, но у нас сейчас идёт итальянская забастовка, мы сами идём на убытки. Зарабатываем меньше, чтобы только донести до работодателя наши требования: мы согласны получать меньше, чтобы только система оплаты была прописана в коллективном договоре. Настроение у нас боевое, но работодатель настроен на ухудшение – потихоньку отбирает у нас дни отпуска, не хотел платить за вредность (говоря, что порт – уже не вредное предприятие). Иными словами, идёт тенденция к сокращению расходов на социальные гарантии всех работников».

«Хотелось бы, чтобы о проблеме работников ОАО «Морской порт» услышали городские власти и руководство страны, чтобы рабочие города поняли, что добиться своих законных прав можно только коллективными действиями, и только при непосредственном участии тех профсоюзов, которые созданы самими работниками и которые готовы отстаивать свои интересы», — добавил Ломтадзе.

У официального (а согласно мнению тех, кто вышел на сегодняшний митинг, — «жёлтого», то есть подчинённого администрации предприятия) профсоюза – другое мнение.

«На заседании Единого представительного органа работников (ЕПОР) ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» завершено формирование Коллективного договора на 2016-2018 годы. В окончательную редакцию документа вошли все основные льготы и гарантии, которые на протяжении последних пяти лет были закреплены локальными нормативными актами предприятия, — говорит Эмиль Солодкий, председатель первичной профсоюзной «Портовик». — Коллективные переговоры о разработке нового единого Коллективного договора инициировал представительный орган работников – первичная профсоюзная организация «Портовик». Организация объединяет более 900 из почти полутора тысяч работников ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и в своей деятельности ориентирована на защиту интересов всего коллектива компании. Абсолютно по всем вопросам, в том числе и по вопросам согласования Коллективного договора, «Портовик» ведет конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами, которые этого хотят. Только за последнее время профсоюз «Портовик» смог договориться с администрацией порта о переходе на новый график сменного и диспетчерского персонала, начать реализацию комплексной программы по ремонту бытовых блоков и их обустройству (строительство помещений для досуга и приема пищи, оборудование их бытовыми приборами), договориться с работодателем об обеспечении работников сверх установленных законом норм спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Системный подход к работе помогает нам доводить все проекты до логического завершения: от стадии появления проблемы до ее успешного разрешения, включая вопросы составления сметы, составления бюджета предприятия, выбора подрядчика, контроля сроков выполнения работ с обязательным отслеживанием качества работ на всех стадиях».

В руководстве ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» корреспонденту ИА «Диалог» сообщили, что 20 ноября коллективный договор в окончательной редакции подписан. «В нём впервые закреплены единые социальные стандарты для всего коллектива МП СПб. На предприятии продолжает действовать Целевой фонд, предназначенный для адресной помощи сотрудникам: организации культурно-массовой работы, компенсации стоимости туристических путевок, санаторно-курортного лечения, посещения спортивно-оздоровительных учреждений, организации летнего детского отдыха, льготы ветеранам порта. С начала 2015 года расходы на материальную помощь работникам увеличились на 20%, отдых детей – на 35%, санаторное лечение – в два раза, — говорится в сообщении, переданном пресс-службой компании. — Коллективный договор сохраняет льготы за работу во вредных условиях труда для всех работников порта, выплаты по случаю травмы или инвалидности, а также выплаты при увольнении в связи с выходом на пенсию. В новом документе денежное поощрение работников по случаю юбилейных дат распространяется на весь коллектив порта со стажем работы от 5 лет, а за присвоение почетного звания «Ветеран Морского порта Санкт-Петербург» премирование увеличено в 4 раза. Договор сохраняет предоставление дополнительных дней отпуска за многосменный режим работы, ненормированный рабочий день и многодетность. Теперь все без исключения сотрудницы порта, имеющие двух и более детей до 14 лет, получат 3 дополнительных дня к отпуску, чего не было раньше. Среди абсолютно новых льгот работникам предложена компенсация расходов на оформление полиса добровольного медицинского страхования и покупку дорогостоящих лекарств. В коллективном договоре учтено Положение о комплексной бригаде докеров-механизаторов и сохранено присвоение класса квалификации докерам на погрузо-разгрузочных работах. На сегодняшний день средняя месячная зарплата сотрудников МП СПб – 40000 рублей, а зарплата докеров-механизаторов – 79119 рублей, то есть практически в 2 раза больше. Только за 9 месяцев 2015 года зарплата докеров увеличилась на 26 процентов, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом докеры, заработавшие выплаты за выслугу лет, сохранили эту льготу. Соответствующий пункт содержится в дополнительных соглашениях к их трудовым договорам, которые в настоящее время подписаны работниками. Также приказами сохраняется индексация заработной платы, введенная в 2013 году Положением «О повышении реального содержания заработной платы». С июля 2015 года индексационная надбавка составляет 3 711 рублей в месяц».

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!