С конца 2014 года петербургские предприятия сферы услуг в борьбе с кризисом поднимают цены. В то же время, курсы валют остаются нестабильными, а потребитель, в свою очередь, старается экономить. Сказывается и повсеместная тенденция к импортозамещению: в иных случаях российских аналогов западным маркам не существует, в иных — качество этих аналогов оставляет желать лучшего. Как в сложившейся ситуации балансирует рынок — выяснял «Диалог».
По данным Петростата, средняя реальная зарплата горожан в январе-марте 2014 года выросла на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила около 30,5 тысяч рублей. Однако нельзя не отметить и тот факт, что в городе впервые с 2008 года пошла на убыль численность населения. С апреля прошлого года петербуржцев стало меньше на 2,1 тысячи человек. По данным экспертов, на этот показатель повлиял отток мигрантов из-за кризиса, а также рост смертности.
Вместе с тем, неутешительным оказался индекс потребительских цен: в апреле он вырос по отношению к декабрю 2014 года на 8,9%. Пострадала и розница: оборот розничной торговли по сравнению с первым кварталом 2014 года упал на 13,4%. Петербуржцы стали на 8% меньше тратить на еду и сигареты, а на бытовую технику и прочие непродовольственные товары — на 16,3%. Если говорить о шопинге, он в северной столице стал весьма недешев — что и говорить, на скаладах до сих пор есть товары, купленные в разгар падения рубля при стоимости евро в 80-100 рублей. Наушники, которые раньше стоили полторы тысячи, теперь продаются за 2,5 тысячи рублей, а то и еще дороже. Нельзя не отметить, что повысился ценник в сетевых магазинах одежды и обуви. Впрочем, в импортных торговых точках все это было обусловлено тем же евро. С удорожанием ткани на 7% это было неизбежно и в магазинах, где продавалась лишь продукция, произведенная в России. Женские свитера подорожали на 3,5%, кроссовки из искусственной кожи — на 6%, бюстгальтеры — на 4,7%.
«Снижение цен по сравнению с декабрем 2014 года не наблюдалось ни по одному крупному виду экономической деятельности», — подытожили в Петростате.
Вдобавок, доля убыточных предприятий за первый квартал текущего года составила 26,8% — больше четверти от общего числа предприятий в городе. Происходящее хорошо иллюстрируют закрывающиеся заведения общепита и магазины: на центральных улицах прекратили работу кафе и рестораны даже некоторых крупных сетей. Так, на Малой Садовой «точку» закрыла компания Coffeeshop, а находившаяся напротив нее франшиза бургерного фастфуда Carl’s Junior вообще обанкротилась еще зимой. Кроме того, с петербургского рынка уходят и «вещевые» марки: например, финскиe Seppala и New Look, закрываются клубы и бары — в частности, Radiobaby и «Дом быта». По данным как самих компаний, так и по оценкам экспертов, в центре сети закрывают «имиджевые точки», которые и так убыточны, оптимизируя расходы.
При этом оборот рынка общественного питания за январь-апрель составил 17,7 млрд рублей, упав, по сранению с аналогичным периодом прошлого года, на 15,7%. Несладко пришлось общепиту, которы использовал ингредиенты импортного прозводства — в особенности, многострадальные сыры. И если моцареллу у нас, да и в СНГ еще кто-то делает, то особые бри, камамбер, пармезан сначала и не знали, откуда взять. Однако некоторые поставщики и производители нашли выход: тот же пармезан, по данным источников «Диалога», привозят в виде сырья, который нарезается уже в Петербурге, упаковывается тут же, а затем попадает на прилавки.
Что касается платных сервисов, они, в целом, подорожали на 3,1%. Вместе с тем, спрос на них упал. Так, в диапазоне от 5 до 10 процентов понизилась востребованность ремонта бытовой техники, автомобилей, обуви и одежды. Тем не менее, доля «починки» до сих пор составляет больше половины от общего рынка услуг. На 2,8% упал спрос на химчистку, на услуги прачечных — на 4,2%. Люди стали меньше ходить в сауны и бани — объемы доходов этих учреждений снизились за год на 7%. Однако горожане все так же любят ходить в салоны красоты и парикмахерские — здесь снижение составило чуть более одного процента. Петербуржы стали на 0,9% чаще пользоваться юридической помощью, однако образовательные услуги потеряли 8,3% от объемов прошлого года.
Нельзя не отметить, что ситуация стала потихоньку меняться в апреле. С укреплением рубля вверх поползли ряд экономических показателей, начались сезонные скидки в магазинах одежды и обуви, стали падать цены на овощи и фрукты — на 1,9%, на сахар — 1,9%, на говяжью печень и курицу — на 1,5 и 0,4% соответственно. К слову, немало инвестиций в городе были направлены на сферу услуг, аренду и операции с недвижимостью — 14%. В этом плане услуги уступают только инвестированию в транспорт и связь. Однако, несмотря на инвестиционную поддежку, объем транспортных услуг также пострадал — снижение составило 7,5%.
Эксперты отмечают, что, как и в 2008 году, дополнительный шанс к развитию получают те компании, которые предлагают потребителю бюджетно поесть или постричься, поэтому они могут вырваться вперед. Однако, по мнению профессора СПбГУ, ведущего научного сотрудника Института проблем региональной экономики РАН Николая Межевича, выбирая услуги эконом-класса, люди все так же хотят развлекаться.
«Мы помним, что до кризиса можно было на Невском зайти в несколько ресторанов, но было не найти столовую. Сейчас ситуация практически обратная. Рынок найдет определенный баланс. Практически не пострадает розничная торговля, базовые медицинские платные услуги, если и будет экономия, так на небазовой косметической хирургии. Думаю, расходы на кино, клубы и дискотеки трудно собрать в подобную статистику, но, по-моему, здесь большого сокращения не произошло — во всяком случае, в экономических исследованиях я не видел, что эта индустрия существенно сократилась. Опять же, на фоне экономических сложностей, предприятия, предлагающие услуги, оптимизмруют и сокращают затраты. Происходит то, что объективно нужно — саморегуляция рынка. Хорошо, что это есть», — уверен Межевич.
Отметим, интересная ситуация складывается в сфере отдыха и туризма. Немало горожан видели, как в декабре в Петербурге появились привычные обычно летом толпы китайцев — дешевый рубль привел их в Россию, например, на шопинг. Цифр по уровню въездного туризма пока нет, однако есть вероятность, что со стороны стран Азии он повысился. Вдобавок, в настоящее время, когда в городе воцарилась теплая погода, в Петербург хлынул поток туристов из стран Запада, несмотря ни какие санкции. Учтет ли это статистика, мы еще увидим. По крайней мере, гостиницы и малые отели неплохо «поднялись» за январь-апрель — на 6,8%.
Вместе с тем экономическая ситуация в целом истощила карманы петербуржцев. Многим пришлось отказаться от зараничных поездок — особенно, в дорогую Европу. Так, по Петростату, объем туристических услуг за год снизился более чем на треть — на 35 с лишним процентов. Не такими дешевыми стали направления и Египет-Турция. Если в прошлом году, до массового закрытия туристических компаний, можно было купить горящую путевку в Грецию за 10 тысяч рублей в трехзвездочный отель, с оплатой трансфера и питания на неделю, то сейчас туроператоры не могут себе позволить так демпинговать цены. Теперь туры за 20 тысяч есть только на три дня, да и тех днем с огнем не сыщешь.
«Потребление туристических услуг очень интересно: у нас точно так же, как и у наших соседий — оно не первично. Расходы на отдых и туризм очень часто бывают отложенными, когда возникает ситуация экономических кризисов, санкционных режимов и так далее. Но мы должны четко понимать, что сегодня в ряде случаев уже произошло импортозамещение. Например, у нас на карельском перешейке есть туристические объекты, которые по классу не только не ниже, но и выше аналогичных финских. Совсем недавно их не было. Например, курорт Игора. Думаю, расходы на туризм и отдых восстановятся со средней скоростью», — комментирует Николай Межевич.
Текст подготовила Полина Полещук, инфографику — София Ламанен / ИА «Диалог»
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга