В конце января текущего года Рогозин отчитывается о ситуации на стройплощадке перед президентом Владимиром Путиным. Глава государства, посовещавшись с премьером Дмитрием Медведевым, приходит к выводу: стройка, слава Богу, идет, но вопросов много. Каких именно вопросов — Путин не уточнил. Однако быстро созрело предложение: привлекать к возведению космодрома студенческие отряды. Об этом настойчиво заявили в Спецстрое, курирующем работу подрядчиков.
Начало февраля ознаменовалось выводами Счетной палаты — глава ведомства Татьяна Голикова рассказала о перерасходе средств на строительство наземной инфраструктуры объекта. Цифры оказались немаленькие.
«Это наши оценки, и их предстоит подтвердить правоохранительным структурам, потому что все документы мы отправили в Следственный комитет. По нашим оценкам, это более 13 млрд рублей», — заявила Голикова в интервью каналу «Россия«.
На этом фоне Роскосмос поспешил успокоить всех переживающих прямой видеотрансляцией со стройки (видимо, чтобы каждый мог убедиться, что никто под покровом ночи деньги мешками с объекта не уносит). Проработала она недолго, не возымев особого эффекта.
Прошло совсем немного времени, а Следственному комитету стало известно об еще одном интересном моменте. Как полагают следователи, между филиалом «Строительное управление № 701» ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства России» и подрядчиком ООО «Добрострой» возымел место коммерческий подкуп — или, говоря простым языком, банальный «откат». В позапрошлом году организации заключили договор на выполнение строительно-монтажных работ на 20 млн рублей. За своевременные подписи под актами сдачи-приемки работ замначальника филиала Андрей Голуб якобы потребовал от представителя подрядчика «отстегивать» ему лично по 10% от переводов на счет «Добростроя» за услуги вроде первоочередного финансирования. В итоге, после того как 500 тысяч рублей оказались, по данным следователей, у Голуба, против него завели уголовное дело.
Стройка стройкой, а 25 февраля страна узнала о новых неприглядных фактах в биографии «Восточного». Региональное управление МВД России по Амурской области установило — из четырех домов городка при Углегорске, где должны будут жить с семьями работники космодрома, возвели только один. На счета подрядчика при составлении актов сдачи-приемки работ поступили все средства, но трех домов не было. Ущерб федеральному бюджету составил девять миллионов рублей.
Разумеется, все вышеперечисленные факты были лишь вершиной айсберга. Так, с октября месяца Главное следственное управление СКР изучает уголовное дело о хищении средств, выделенных из федерального бюджета на строительство объектов космодрома Восточный — почти 2 млрд ушедших в никуда рублей. По версии следствия, это произошло из-за незаконных действий экс-начальника подведомственного Спецстрою «Дальспецстроя» генерал-лейтенанта в отставке Юрия Хризмана. Фигуранту дела предъявлено обвинение в растрате, он арестован.
В середине марта вице-премьер Рогозин, осыпаемый злобными комментариями подписчиков в соцсетях, пригрозил «оторвать головы» всем повинным в проблемах космодрома.
«Саботажа я не позволю, просто голову оторву. Те, кто попытается украсть народные деньги космодрома, будут сидеть. Космодром мы построим», — подчеркнул он.
Однако угрозы ни к чему не привели. В конце марта строители стартового стола объекта начали роптать, объявив забастовку. Люди жаловались на то, что им не платили несколько месяцев деньги, а многим приходилось работать в сорокаградусные работы даже без перчаток. Начались оправдания руководства — генподрядчик ФГУП «Дальспецстрой» «перевел стрелки» — вопросами денежных выплат, дескать, должен заниматься подрядчик ООО «Идеал». Его субподрядчиком выступает компания «Стройиндустрия-С». В «Дальспецстрое» подчеркнули, что все обязательства по финансированию проекта уже выполнены им. После в ходе проверки выяснилось, что 214 строителей из более чем 300 недополучили более 14 миллионов рублей. К слову, незадолго до этого, словно предчувствуя недоброе, свой пост оставил руководитель строительства «Восточного», начальник одного из крупнейших филиалов Федерального агентства по специальному строительству — ФГУП «Дальспецстрой» Дмитрий Савин. Он переметнулся на чуть более безопасную должность — замначальника стройки.
Не добившись желаемого, в начале апреля строители пригрозили голодовкой. Начальник «Дальспецстроя» Юрий Волкодав не растерялся и прокомментировал информацию прессе.
«Среди рабочих существует определенная группа людей, которые занимаются саботажем», — заявил он.
Несмотря на обвинения начальства, рабочие голодовку все-таки начали, заодно тоже пообщавшись с журналистов.
«На отъезд – Челябинск, Саратов, Краснодар, Крым – 56 человек, которым уже задолженность два и более месяцев. Есть читинские и амурские, у них тоже задолженность, но они местные, они особо не переживают, но им тоже не выплачивают. Есть новые люди, которые приехали, которым обещали аванс, которые отработали месяц и более и не получили ещё ни копейки. Мы ехали сюда с мыслью, что это космодром, здесь не может быть по-другому, что здесь всё нормально, всё вовремя. Полны энтузиазма были ребята», — сокрушался один из рабочих.
Как итог — Рогозин связался с голодающими по телефону. И чудесным образом уговорил людей начать принимать пищу, а деньги им пообещали выплатить до 10 апреля. Но не тут-то было. Оказалось, что, по версии СК, в истории было чересчур много вранья, а дров жадные чиновники и бизнесмены уже наломали. И как вишенка на торте, в твиттере Рогозина на днях появилась запись:
«Поручил уволить бывшего главу «Дальспецстроя» Савина. Он не только скрыл проблему рабочих, но и устроил к себе жену, выплатив ей за месяц 800 тысяч рублей», — отрезал вице-премьер.
В сухом остатке Следственный комитет выявил на космодроме внушительные растраты: во время стройки дополнительно украли 48 млн рублей. В ГСУ СК по Амурской области полагают, что эти деньги «Стройиндустрия-С» получила, но потратила вообще не по назначению. Кстати, гендиректора компании Сергея Терентьева задержали за несколько дней до обнаружения столь больших нецелевых расходов — его подозревают в невыплате зарплат нанятым специалистам.
Получается, что и подрядчики, и субподрядчики, и ведомства, и кураторы стройки совместно строили некий карточный домик, попеременно «отфутболивая» друг другу претензии вышестоящих контролирующих органов. Карточный домик с треском разваливается буквально в точке невозврата, за несколько месяцев до сдачи объекта. Вопрос: неужели это результат работы «врагов с Запада», неведомых диверсантов, террористов? В это совсем уж не верится. В очередной раз получилось, что на абсолютно русских людей с неизменной привычкой полагаться на «авось» не подействовали ни высокопарные слова руководства страны при закладке объекта, ни планы запустить «Союз» уже в декабре текущего года (а сам космодром закончить в ноябре). Видимо, айсберг уходит очень и очень глубоко под воду, где упирается в слова вроде «менталитет» и «урвать».
И дело тут вовсе не в космической державе, не в благих намерениях, которыми дорога выстлана сами знаете куда, не в импортозамещении, не в санкциях, не в масштабности проекта и во всем остальном. Выясняется, в очередной раз, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и это подтверждают эксперты в области антикоррупционных мер. Так, экс-председатель подкомитета по приватизации в Верховном Совете Петр Филиппов уверен, что проблема в законах, отсутствии гражданского общества и нежелании властей, чтобы это гражданское общество было умнее государственных деятелей. Как пояснил Филиппов «Диалогу», законы должны быть писаны для людей, а не для власти, что поможет гражданам ощутить свои силы бороться с беззаконием. Все начинается с малого — с той же покупки в магазине. Например, в Канаде, по его словам, человек, купивший некачественный товар, звонит адвокату, а потом может прийти в магазин с ним, пода в иск в защиту всех покупателей этого магазина. В таком случае тому, кто возбуждает иск, по канадским законам полагается премия в размере около 8% от суммы возможных покупок.
«Если бы у нас был этот закон, представляете, сколько людей бы хотели, чтобы в стране не воровали? Тех, кто мог бы заработать на борьбе с воровством! И тогда не было бы никаких инцидентов с воровством не только на космодромах — никто бы не сажал в снег розы, не продавал бы гнилые продукты, не впаривал бы людям таблетки из мела вместо лекарств. В этом случае степень соблюдения законности и интересов резко бы возросла. И тогда, представьте, сколько было бы Навальных? Это система, и чтобы ее сломать, нужно применить частное обвинение по всем статьям Уголовного кодекса. Чтобы каждый мог быть прокурором — это принято во всех англоязычных странах, в Китае и Венгрии. А также это гражданские иски в защиту неопределенного круга лиц», — подчеркнул собеседник агентства.
Учитывая то, что суммарные затраты на сам «Восточный», инфраструктуру вокруг него и все-все-все достигают 400 млрд рублей, сразу понятно — у многих просто не хватает сил устоять перед искушением вытянуть несколько миллионов себе. Фактор суммы, по мнению директора Национального исследовательского института проблем коррупции Сергея Сапронова, тоже сыграл немаловажную роль. Как и традиционное для России воспитание, когда неофициальные поборы в школах, вузах и поликлиниках уже вросли в сознание людей.
«Видимо, денег настолько много, что проверяющим дают откаты, и это безусловно. Из разряда «на тебе 800 тысяч, на тебе миллион, и иди». Знаете, коррупция остается и будет еще хоть 20 лет, пока мы не изменим саму идеологию. С детского сада, со школ, с вузов. Вдалбливать с самого детства, что подкуп — это плохо, потому что взрослых уже не перевоспитаешь. Если мы не начнем это делать сейчас, то это будет всегда. Надо начинать хоть с чего-то, а мы все ждем. И «Восточный» поэтому же ждем. Был бы частный инвестор — он не стал бы у себя деньги воровать. А если есть хоть какие-то государственные средства, то это всегда значит, что часть их будет растаскана», — заявил «Диалогу» эксперт.
По мнению Сапронова, на руку злоумышленникам сыграл и тот факт, что распределенные средства наверняка практически не контролировал федеральный центр. Из-за дальности расстояния от Москвы не было большого внимания к космодрому и со стороны СМИ, пояснил он.
«Правительство и Счетная палата запустили процесс, а дальше деньги ушли за семь тысяч километров от Москвы. И пожалуйста — делайте с деньгами что хотите. И это не в первый раз так. Было такое и при Олимпиаде. Всегда после крупной стройки остается след больших хищений бюджетных денег», — сказал собеседник агентства.
В то же, время, по мнению члена рабочей группы по борьбе с коррупцией Экспертного совета при правительстве РФ Сергея Стрельникова, корни проблем в том, что обоснованием проекта несколько лет назад занималось Министерство обороны с небезызвестным главой Анатолием Сердюковым. Начальник ушел, а кадры, назначенные еще тогда, остались прежними.
«Вся схема строительства космодрома — организации и подрядчики — все это было выстроено при прежнем министре обороны. И те же самые люди остались на своих местах. Сменили только главу Спецстроя. Других кадровых решений видно не было. Вопрос в усилении кадровой политики — нужно тщательнее проверять чиновников при назначении на высокие должности, и подрядные организации, которые строят такие стратегически важные объекты. Нужен более серьезный персональный контроль, причем за руководителями», — сказал «Диалогу» эксперт.
Действительно, очень странно получилось, особенно если вспоминать масштабы хищений и мошенничества на Дальнем Востоке во время строительства и обслуживания военных городков. Однако никто с насиженных мест не ушел.
Конечно же, вряд ли в этом, но в следующем году наверняка «Восточный» будут открывать с помпой, советскими песнями и так, словно ничего и не было. «Дело-то житейское», — пожмет плечами какой-нибудь чиновник, уходя на покой. И всем будет также радостно, как когда мы открывали самую дорогую Олимпиаду в мире. Однако есть и нечто позитивное в этой весьма позорной для страны истории: протест рабочих с «Восточного» и его результат — пример того, как люди могут принципиально добиться соблюдения своих прав, несмотря на коррупцию, откаты и распилы вокруг.
Подготовила Полина Полещук / ИА «Диалог»