93.4$ 99.6€
-3.2 °С
Новости Все новости

Светлана Бень: Слушатели «Серебряной свадьбы» — нация «прекрасных сумасшедших»

03 июня 2014 | 19:27

В мае минский кабаре-бэнд «Серебряная свадьба» выступил в петербургском клубе DA:DA. «Диалог» поговорил с солисткой группы Светланой Бень о любви к городу на Неве, кукольному театру и о поклонниках творческого коллектива.

Как вам прошедший концерт?
Восхитительно! Он прошел замечательно, был очень бодрым. Мы сознательно провели концерт в таком небольшом клубе, желая собрать очень тесную, почти семейную компанию. Хотелось, чтобы публика была очень близко, чтобы нас не разделяла высокая дистанцирующая сцена, чтобы можно было прижиматься друг к другу, обниматься, радоваться.

Вы часто бываете в Петербурге?

Мы стараемся не переусердствовать в частоте, чтобы не надоедать, но раз в 3-4 месяца обязательно приезжаем. Принято петь дифирамбы Петербургу, потому что это действительно уникальный город. Именно в Петербурге у «Серебряной свадьбы» больше всего друзей. Невозможно отсюда уехать, потому что всех хочется навестить. В этом городе рождается больше всего творческих проектов, совместных фантазий, постоянно есть желание провести здесь как можно больше времени. Не в обиду другим городам.

Что вы встретили в Петербурге, чего нет в других городах?

Это удивительное место. Сейчас здесь сосредоточились очень правильные творческие силы. Например, в Петербурге теперь живет и работает Слава Полунин, здесь есть замечательный Упсала-цирк и студия детской анимации «Да!». Это все люди, которые мне очень близки душевно, духовно, человечески и творчески. Я перечислила только тех, с кем знакома и взаимодействую. Уверена, что есть огромное количество людей, которые делают реальные шаги к тому, чтобы пространство вокруг них изменилось в лучшую сторону. В Петербурге сейчас происходит настоящий творческий взрыв.

Какой проект вы готовите с Упсала-цирком?

Это будет совместный спектакль, чистой воды эксперимент. Мы не знаем, во что он выльется. Мы работаем удаленно, живем в разных городах, даже в разных странах. Спектакль готовим по переписке, и репетиций у нас будет не так-то много. Нам предстоит справиться с этими сложностями. Мы не готовы сейчас заявить, что мы точно покажем нечто головокружительное, но мы настроены именно на головокружительное. Даже если не получится с первого раза, мы доведем спектакль до перфектного состояния усердной работой. Это будет спектакль о чудаке, который мечтает о настоящем цирке, куда хотел бы попасть каждый человек. И этот чудак в результате создает свой цирк. Это будет спектакль о мечте и о том, что если мечта хорошая, то она обязательно должна сбыться.

Как будет задействована в спектакле «Серебряная свадьба»?

«Серебряная свадьба» будет одним из участников представления, которое инициирует Упсала-цирк. Кроме нас в нем примут участие различные актеры, музыканты. Мы лишь одна из деталей этого масштабного проекта. Спектакль уникален тем, что в России подобное делается впервые. Это и спектакль, и настоящее цирковое представление. В то же время будет объединено большое количество различных музыкальных и театральных коллективов. Спектакль будет интерактивным, зритель сможет передвигаться с площадки на площадку, но будет держаться одна линия действия. То есть это не отдельные представления в разных местах, не фестиваль, а один спектакль, который перетекает с одной площадки на другую. В то же время, это социальный проект, в котором участвуют удивительные дети. Все эти компоненты говорят о необычности и уникальности проекта.

В Минске вы тоже занимаетесь театром и организовали свой театр «Картонка». Что он из себя представляет?

По образованию я режиссер театра кукол. Я большой фанат этого вида театра. Наш театр не имеет статусности или стационарности. Там, где есть я, там он и существует. У нас есть сообщество друзей: художников, актеров, которые собираются и делают спектакли. Я ставлю спектакль, и потом мы с ним путешествуем.

Если вы по образованию режиссер театра кукол, то почему тогда решили заниматься музыкой?

Решения не принимались. Это произошло совершенно органично. Я пела и плясала всю жизнь от самого рождения. Потом это начало быть востребовано все больше, а дальше получилось, что театр оказался немножко вытеснен, и музыка заняла большее пространство моей жизни. Но иногда это меняется: то театра больше, то музыки, то они сливаются в порыве.

«Серебряная свадьба» работает в не особо распространенном сегодня жанре кабаре. Каких своих коллег по этому жанру вы можете назвать?

Их целая армия! Жанр сильно распространен в европейской культуре. Этих групп в каждом городе по десятку. Набрав в поисковике слова «дарк кабаре» или «кабаре», без труда можно выйти на огромные списки таких групп. В России тоже много коллективов, которые делают нечто подобное. Можно привести в пример «Billy’s band», «Хоронько-оркестр», Ирину Богушевскую, Елену Камбурову, «Колибри» и «Ива Нова». Это группы и исполнители, которые работают в той или иной степени в жанре музыкальной эксцентрики, где музыка сливается с театром. В Украине появилось замечательное кабаре «Dakh Daughters», которое создали артисты театра «Дах». Это удивительный коллектив, который работает в духе такого сумрачного альтернативного странного кабаре. Этот список может длиться бесконечно. Я назвала только те коллективы, что пришли на ум из славянского пространства, а в Европе и Америке всего этого еще больше.

Порой кажется, что современная музыка, — кроме, пожалуй, «попсы», — о том, что «все умерли, боль, страдания». В ваших песнях все радостно в целом. Почему вы выбрали такой способ подачи?

Это очень спорный вопрос. Просто у нас такой подход, преломление жизненных событий в сторону ироничной философии, не «саможалетельной». Мы смотрим на мир с позиции сражающегося человека. Преимущественно мы играем печальные песни, но в большинстве своем они содержат надежду на чудо.

А почему? Это ваше личное качество?

Думаю, да. Кабаре вообще авторский жанр. Ближе всего он к бардовской песне, как ни крути. С другой стороны, есть общие черты с некоммерческими, малоформатными театриками. Истоки кабаре — в маленьких артистических кабачках Франции, где происходили такие европейские «квартирники», где собирались родственные души, друзья, знакомые, которые, не стесняясь друг друга, могли делиться творческими находками, стихами, песнями. И сейчас кабаре продолжает эту традицию. Есть некий человек, который стоит во главе. Человек, который вдохновляет, дает основной творческий толчок. У этого человека, как и у каждого, есть своя жизненная позиция. Все, что кабаре делает, — субъективное отражение его восприятия мира. Этим отражением он делится с теми, кому оно интересно, никому ничего не навязывая. Поэтому каждый кабаре-коллектив транслирует свою мысль, личную, индивидуальную, лишенную пафоса и уверенности в том, что человек прав. Это полное сомнений ироничное утверждение.

Почему вы выбрали именно кабаре, как способ выражения?

Мы ничего не выбирали, а играли то, что нам было симпатично. Потом, пытаясь это классифицировать, мы наткнулись на то, что один за другим журналисты, критики, друзья говорят, что наш жанр близок к кабаре. Мы не пытались влезть в определенный жанр, просто наше творчество было облечено в некую форму, которая, как оказалось, уже существует. Мы пришли в нее органично и нечаянно.

Тогда расскажите, почему вы выбрали те или иные образы?

Никаких образов нет. Они создаются в процессе песни. Я выхожу на сцену такая, как я есть в жизни, просто в сценическом костюме. Он более яркий, чем бытовая одежда, но в принципе близок к тому, как я одеваюсь в жизни. Когда я исполняю конкретную песню, то максимально перевоплощаюсь в лирического героя этой песни.

То есть каждая песня – мини-спектакль?

Да. Одного конкретного образа в моем творчестве нет. Может быть, если подсчитать , сколько среди них растерянных женщин, злобных стерв или доверчивых инфантильных созданий, то найдется наиболее часто повторяющийся образ. А может быть, и нет. Я это не анализировала.

Что «Серебряная свадьба» планирует делать в ближайшем будущем?

Мы готовим программу песен, которые предназначены и для взрослых, и для детей в равной степени. Мы очень давно хотели сделать программу, на которую можно придти с детьми, не подвергая их риску услышать что-то, чего детям лучше не слышать. В то же время хотелось, чтобы программа была достаточно интересна и для взрослого человека, не была чрезмерно сентиментальной, слюнявой, сюсюкающей. Она по сути уже создана. Сейчас нам хочется облечь ее в более яркую и выразительную форму, решить кое-какие визуальные вопросы. Также в эту программу мы хотим ввести много самодельных и самоизобретенных инструментов, сделанных из самоваров, швабр и стаканов, ложек, чашек и бензопилы.

А как родилась программа песен для детей?

Наши концерты , как и свойственно кабаре, содержат в себе элемент порочности, хулиганства и разнузданности. Хотя бы в каких-то частях концерта эти состояния обязательно приходят. Мне кажется, придти на такой концерт с ребенком довольно трудно, а многие из наших слушателей и друзей – это как раз люди, у которых уже есть маленькие дети. Мне всегда казалось ужасно несправедливым, что дети не могут попасть к нам на концерт, и скучают без родителей. Во-вторых, у меня появилось несколько особенных песен. Я написала их исключительно для себя, не для детей. Они просто отражают мое внутреннее состояние, радуют меня, смешат, веселят, поддерживают. И выяснилось, что эти очень уместны в концерте для детей. Так и появилась программа, которую мы условно называем детской, но на самом деле она для всех, для меня прежде всего.

Кто ваши постоянные слушатели?

Мне кажется, что те люди, с которыми я потенциально могу подружиться. Те, с которыми я бы пошла, например, выпить пива или чаю. Каждого из них я вполне могла бы пригласить в гости, и мы бы провели прекрасный вечер. В большинстве своем это смешные интересные люди, не лишенные разноцветных букашек в голове. Они ироничные, умные или безумные, очень симпатичные и оптимистичные или просто стоически переносящие трудности жизни. Мы встречаем таких людей в разных городах и странах. И всегда в них есть что то объединяющее и родственное. Мне кажется это отдельная нация, которая есть в любой народности. Это нация прекрасных сумасшедших!

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!