Александра Трофимова: В танго главное не сексуальная принадлежность, а то, как вы исполняете роль
02 апреля 2014 | 20:59Тренер и танцовщица Александра Трофимова занимается танго девять лет: она училась у русских и аргентинских маэстро, а с 2011 года стала со-организатором танго-фестиваля "Grand-Tango-Weekend". Примечательно, что Александра преподает как для гетеросексуальных, так и для однополых пар. «Диалог» поговорил с Александрой Трофимовой о традициях аргентинского танго и о толерантности.
Почему вы решили заниматься танго?
Я с детства очень хотела танцевать, но в семейных традициях было хорошо заниматься музыкой или чем угодно другим, а танец считался чем-то поверхностным. В зрелом возрасте эта детская мечта реализовалась в непростой жизненной ситуации, когда я была в серьезном кризисе. Мой супруг предложил мне попробовать заниматься танцами вместе. Я была готова заниматься практически чем угодно, у меня была психологическая потребность. Он сказал, что хочет заниматься аргентинским танго. Меня это немножко удивило. Мне показалось, что заниматься одним направлением достаточно скучно, что мне это быстро надоест. Я глубоко ошибалась, и, начав заниматься танго 9 лет назад, я продолжаю до сих пор. Постепенно из хобби это выросло в профессиональное занятие.
Как получилось, что вы стали преподавать?
Я не хотела преподавать танго, потому что я всю свою жизнь преподаю иностранные языки, и в этой области я реализованный человек. Танго было для меня в первую очередь личным пространством, где я отдыхала, где знакомилась с новыми интересными людьми, с новой стороной самой себя. Все началось не с преподавания, а с того, что я стала путешествовать, я ездила в Аргентину. Меня заинтересовали аргентинские профессиональные танцоры танго, с которыми я познакомилась. Мне захотелось, чтобы они приехали в Россию и поделились опытом. Я стала приглашать сюда различного рода маэстро, которые приезжали с краткими семинарами. Когда накопился собственный багаж знаний и опыта, я поняла, что мне есть, что сказать. Появилось ощущение, что я чем-то могу помочь людям. Я до сих пор не воспринимаю себя как профессионального танцора или преподавателя в сфере танго. Просто я много танцую, у меня есть опыт, и я могу им поделиться. Я могу помочь войти в мир танго, приоткрыть дверь, чтобы человек чувствовал себя комфортно.
Вы занимаетесь в том числе и с гомосексуальными парами. Почему?
Для меня сексуальная ориентация человека не имеет никакого значения. Для меня танго – это территория, где правят универсальные законы человеческого общения. Они подразумевают, что я уважаю того, кто рядом со мной, и рассчитываю на такое же взаимное уважение. Поэтому я работаю как с гетеро-, так и с гомосексуальными парами. Танго – социальный танец. Я никогда не любила, когда путают понятия социального и личного пространства. Сексуальная ориентация – это личное пространство, а танго – социальное. Танго предоставляет нам некие универсальные правила поведения, благодаря которым все участники общения могут чувствовать себя спокойно, комфортно, уверенно. С одной стороны танго, как танец, обладает жестко прописанными ролями, одна роль более свойственна мужчине, другая – женщине. Но если вы, будучи женщиной, заинтересованы изучать мужскую партию и готовы тщательно над этим работать, то почему бы нет? И наоборот. Главное – не ваша сексуальная принадлежность, а то, как вы исполняете свою роль.
То есть ориентация не имеет значения?
Я всегда исповедовала толерантность и считала, что личная жизнь каждого человека касается только его. Благодаря этому, ко мне не боятся приходить гомосексуальные пары. Сейчас в социальных танцах женщин больше, чем мужчин. Если девушке хочется танцевать, но по какой-то причине ее, как партнершу, которая танцует женскую партию, не приглашают, и она принимает решение танцевать мужскую партию, я не вижу ничего, что могло бы этому помешать. Тем более в традиции аргентинского танго это всегда присутствовало. Изначально это был танец, который мужчины учили отдельно от женщин, а женщины – отдельно от мужчин. Только попрактиковавшись, они начинали танцевать вместе. То есть, здесь нет никаких отступлений от традиции.
У вас не возникало проблем, связанных с толерантностью?
Нет, никогда. Я никогда не сталкивалась ни с какой проблемой. Я никогда не спрашиваю человека, который приходит ко мне, какую религию он исповедует. Я считаю этот вопрос бестактным. Есть нормы социального поведения. Все люди, которые приходили ко мне учиться, идеально вписывались в эти нормы. Если человек достойно танцует, внимательно и уважительно относится к партнеру, то его сексуальная ориентация для танго не имеет никакого значения.
Почему не возникает разногласий или даже ненависти на почве сексуальной ориентации?
А почему должна возникать ненависть?
Потому что сейчас такое положение вещей.
Мало ли какое положение вещей! Мордобой в семье у моих соседей – не повод устраивать мордобой в моей семье. Дурное поведение окружающих и неуважительное отношение друг к другу – плохой пример, ему не нужно подражать. Мне даже в голову не приходит, что люди, которые приходят на мои занятия могут конфликтовать на почве сексуальной ориентации. Наша сфера интересов – это танец с многолетней традицией, с богатой историей, с прекрасной музыкой. Основной принцип танго – это уважение по отношению к тому, кто стоит напротив тебя, его пространства. Этим мы и занимаемся. У нас нет повода обсуждать сексуальную ориентацию. В танго приходят и остаются люди, которым близка эта идея.
Какая именно?
Идея общения с другим человеком через тело, через движение, через жест, через прикосновение, передача информации на базовом уровне. Это очень увлекательно. Это возможность не быть одиноким. Человек может делиться впечатлениями от услышанной музыки, причем в процессе танца. Ведь людям очень не хватает общения. К сожалению, слово себя в последнее время дискредитировало: мы перестали верить словам. Люди, сами того не желая, окружают себя стеной, а человек – социальное животное, он не может жить один, ему одному плохо. В больших городах люди особенно разобщены. Они строят стены друг от друга. Танго дает возможность общения через объятия, контакт. Пока мы не научились врать телом. Оно очень правдивое. Танго – возможность общаться честно, находиться в социуме, где есть уважительные и доброжелательные правила, возможность не отвечать на бестактные вопросы. Танго во многом анонимно: вас принимают, потому что вы любите танго, а не потому что у вас есть высшее образование, вы говорите на нескольких иностранных языках или владеете заводами, газетами, пароходами.
Кажется ли вам, что в России сейчас есть проблемы с толерантностью?
Я не встречала их в своей группе. Безусловно, я знаю массу примеров в танго-сообществе, когда люди относятся к инакомыслию с нетерпимостью. Все, что связано с уважением и терпимостью, напрямую связано с уровнем культуры и образования. Танго в первую очередь учит тому, что надо уметь стоять на собственных ногах. С физической точки зрения – это значит развить определенные навыки, развить определенные группы мышц, а с точки зрения интеллекта – находиться в балансе. Это значит, что у танцовщика должно быть сформировано собственное независимое мнение, умение критически и аналитически мыслить, и прежде, чем принимать факты на веру, обдумывать их. Это дает возможность принимать самостоятельные взвешенные решения и не бояться нового.
Агрессия и нетерпимость связаны только со страхом неизвестного. Я часто вижу, что агрессия исходит от людей, у которых нет ощущения внутренней гармонии, собственного мнения, умения анализировать ситуацию. Когда они видят что-то новое, это вводит их в еще больший дисбаланс. С этой точки зрения наше общество сейчас находится не в самом лучшем своем состоянии, оно разбалансировано, ему не хватает умения сосредоточиться, проанализировать.
Что объединяет людей, которые учатся у вас танго?
Они способны к обучению. Это очень важная черта. Умение обучаться – это способность к восприятию чего-то нового, а это требует изменения установок. Мои ученики не боятся нового. Это люди со здоровой психикой, здоровым организмом, способные к саморазвитию. Я их так вижу. Они все очень разные, по-разному двигаются, с разной скоростью. Здесь не важно, с какой скоростью вы движетесь к поставленной цели. Важно то, что вы это делаете и не боитесь этого. Некоторые учатся танцевать за несколько месяцев, у некоторых уходит несколько лет, некоторые считают, что они так никогда и не научатся, некоторые переполнены уверенности, что у них все получится. Главное, чтобы им хватило мужества учиться. И не забывайте, что это взрослые люди. Это не дети, над которыми довлеет обязательность образования. Во взрослом возрасте далеко не все обладают гибкостью мышления и способностью воспринимать новое, особенно на уровне тела.
Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»