Общая либерализация может создать проблемы
12 ноября 2013 | 19:55Мне невольно вспоминается случай, который произошел с моим знакомым. Это было в 2000-ых годах, когда вроде уже все нормально, это уже не 90-ые, "бандитские", годы. Пришли покупатели, изобразили, как они волнуются перед покупкой машины и попросили сначала провести регистрацию, зарегистрировать куплю-продажу. А если все в порядке, то тогда и рассчитаемся. Но после того, как провели регистрацию, они поблагодарили продавца за подаренный автомобиль и отказались рассчитываться. Машина уже оформлена, документы все на нового владельца, в МРЭО был сдан договор купли-продажи, где продавец расписался в получении денег. Получается, что продавец остался ни с чем.
Новые правила регистрации автомобилей особо нигде не обсуждали. Идея их была достаточно благая: упростить жизнь автомобилистам. Но у меня есть серьезные сомнения в том, насколько жизнь действительно упроститься.
Если мы берем ситуацию, когда один хороший, добросовестный автомобилист продает машину другому такому же человеку – два такие человека-идеала – да, тогда для них ситуация проще. Они заключили договор, подписали, рассчитались, разбежались. Один побежал тут же на учет ставить, второй – радостно тратить деньги. Но как мы понимаем: идеалов не бывает.
Самая большая проблема в первую очередь возникает у покупателя. Раньше снятие машины с учета гарантировало, что, по крайней мере, 95% всевозможных неприятностей отсутствует: машина не в розыске, не арестована. По сути, единственным, что могло пугать – это залог, что машина под залогом. А на сегодняшний момент получается, что все эти неприятности: аресты, преследования третьих лиц, бракоразводные процессы могут перелечь на плечи покупателя. Он, когда приходит в МРЭО, вдруг может узнать, что регистрационные действия с машиной сделаны быть не могут: ваш продавец, например, должен 5 миллионов государству. Вы, конечно, можете их вернуть, и тогда регистрационные действия завершат (и то не сразу, а когда судебные приставы закроют исполнительное производство).
Абсолютно очевидно, что покупатели рано или поздно начнут каким-то образом страховаться. Во-первых, прибегать к помощи посредников при оформлении, которые имеют возможность «пробить» машину, подсказать по каким-то признакам, что не надо брать этот геморрой. Вариант второй, который скорее всего будет проще: не все понимают к кому и как обратиться. Скорее всего, люди будут договариваться с продавцами: «Давайте мы сначала регистрируем машину, а после этого рассчитаемся».
И тут мне невольно вспоминается случай, который произошел с моим знакомым. Это было в 2000-ых годах, когда вроде уже все нормально, это уже не 90-ые, «бандитские», годы. Пришли покупатели, изобразили, как они волнуются перед покупкой машины и попросили сначала провести регистрацию, зарегистрировать куплю-продажу. А если все в порядке, то тогда и рассчитаемся. Но после того, как провели регистрацию, они поблагодарили продавца за подаренный автомобиль и отказались рассчитываться. Машина уже оформлена, документы все на нового владельца, в МРЭО был сдан договор купли-продажи, где продавец расписался в получении денег. Получается, что продавец остался ни с чем.
Как защитить добропорядочных покупателей и продавцов, когда одна из сторон наоборот мошенники, я честно говоря, не знаю. В обоих случаях – это проблема.
Третий момент – комиссионная продажа машин, в том числе через ломбард. Понятно, что раз машину не снять с учета, куча рисков перекладывается на эти организации. Если вдруг машину арестовали за долг государству, пошел да сдал ее в ломбард. Это соответственно, отразиться на процентах для нормальных клиентов. Общая либерализация может создать проблемы.
Александр Холодов, специально для ИА «Диалог»