«Медведь на ухо наступил» — протест и заблуждение
22 октября 2013 | 13:25Пение – одно из самых естественных видов искусства. Хоровое пение в России имеет многолетнюю историю и культуру. В 19 веке оно носило элитарный характер, в советский период стало всенародным. Именно тогда и появилось выражение «медведь на ухо наступил» как своеобразная форма протеста, в основе которой, как правило, лежали страхи публики, сцены, выступления.
Сегодня хор по-прежнему остается массовым явлением: поющие коллективы есть в вузах, организациях досуга (Домах Культуры, например). Но была без внимания широкая аудитория школьников.
Работа в хоре учит ребенка организации, коллективизму и забирает лишнюю энергию. Дает основы командной работы. Также благотворно сказывается и на здоровье. Поэтому введение урока хорового пения у деятелей культуры, учителей и родителей школьников должно вызывать только радужные эмоции. Этот предмет не стоит делать факультативным. Если вводить, то и включать в обязательную программу сразу. Конечно, среди родителей будут недовольные, как и в ситуации с теологией, что не может не удивлять: эти предметы нравственно обогащают детей.
Через народные и советские песни ребенок знакомится с культурой и историей своей страны. Происходит формирование самосознания ребенка, его самоидентификация как русского человека. Репертуар составлен не просто так, «потому что так кому-то захотелось». Большинство из предложенных песен легки для исполнения, многие входят в программы хорового пения музыкальных школ, чей опыт, полагаю, тоже учитывался.
Но проблему музыкального образования школьников нужно решать глубже. В программу стоит включать не только пение, но и знакомство ребят с музыкальными инструментами, нарабатывать слушательский опыт. «Раздвигать пространство классов»: ходить с школьниками в театры, филармонии. Совокупность этих компонентов позволит сформировать не только музыкальный вкус, но и повысить культурный уровень в целом.
Михаил Голиков, специально для ИА «Диалог»