103.8$ 108.9€
3.36 °С
Новости Все новости

Виктор Минков: У «Приюта комедианта» нет конкурентов

26 августа 2013 | 12:54

Директор одного из самых популярных театров Санкт-Петербурга - "Приюта комедианта" - рассказал "Диалогу" об итогах сезона предыдущего и планах на новый. А также - о театральном пространстве Петербурга, возможной приватизации Дирекции зрелищно-театральных касс и реформе "Мюзик-Холла".

Виктор Минков

Виктор, прежде чем поговорим о новом сезоне, давайте подведем итоге предыдущего. Чтобы понять с чего театр стартует.

Мне очень приятно подводить итоги сезона. Во-первых, решением Правительства города театр «Приют комедианта» признан лучшим драматическим театром Санкт-Петербурга в 2012 году по совокупности того, что мы достигли. А именно, за те премьеры, которые мы представили, за те награды, которые мы получили: «Золотую маску» получила Роза Хайруллина за спектакль «Лир» как лучшая актриса года в России, и «Золотой софит» мы получили за «Мой уникальный путь» Григория Дитяковского. И, конечно, за все наши большие гастрольные поездки. В общем, по совокупности мы Правительством признаны лучшим драматическим, я подчеркиваю, драматическим театром Санкт-Петербурга в ведении Комитета по культуре.

Вообще был очень серьезный сезон 2012-2013. Это огромная работа «Кукольный дом» Юрия Квятковского, спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Егорова с молодыми актерами Этюд-театра, выпускниками Вениамина Фильштинского. Кроме того, спектакль Дмитрия Волкострелова «Любовная история» по Хайнеру Мюллеру, который просто взорвал театральный мир Петербурга. Ну и действительно, все наши поездки, наша выездная жизнь. Главное, что у «Приюта комедианта», как мне кажется, есть свое лицо: молодое, серьезное. Это театр, который «продвигает» ведущую молодую отечественную режиссуру, театр, который «продвигает» современную драматургию, театр, который находится в европейском контексте. И театр, который смотрит вперед.

Вот о современной драматургии и поговорим. Первая премьера, которая у вас будет это «Маскарад. Маскарад» Михаила Угарова.

Да, у нас эксклюзив на право первой постановки в Петербурге пьесы Михаила Угарова «Маскарад. Маскарад», спектакль будет ставить один из самых известных молодых российских режиссеров Семен Александровский, лауреат премии «Прорыв». Это пьеса по мотивам Лермонтовской повести «Маскарад». Это любовь, это Арбенин, это Нина, много страстей. И я понимаю, что это некая нетрадиционная история, не связанная с классическим прочтением лермонтовского произведения.

В «Театре.Doc» «Маскарад» сам Угаров раскрыл лермонтовскую историю как абсолютно мужскую. Здесь будет иная трактовка?

Этот вопрос лучше задавать, конечно, режиссеру. Но для Петербурга это будет очень откровенная, а главное – красивая история. Потому что даже если брать двух исполнителей из четырех, это – Алена Бондарчук и Максим Фомин это молодые петербургские звезды. Учитывая замечательную пьесу Михаила Угарова, талант и известность молодых артистов, думаю, это станет событием в Петербурге. Как и следующая история, которая, как мне кажется, должна стать очень громкой. Это Григорий Дитятковский, с которым у нас уже выстроились замечательные отношения, дружба, он ставит «Пигмалион» Бернарда Шоу. В этом полотне заняты такие блистательные артисты, как Сергей Дрейден, который будет играть мусорщика, замечательный артист Владимир Селезнев из МДТ-театра Европы, один из самых красивых артистов Петербурга Дмитрий Луговкин. Элизу сыграет Дарина Дружина, уже известная в Петербурге. Очень интересный состав. Кроме того, спектакль оформляет Эмиль Капелюш.

Следующая наша работа – пьеса петербургского современного драматурга Игоря Артемьева «Платье Надежды», он сам же ее и поставит. Здесь идет акцент на современную драматургию и на двух артистов, которые будут заняты в этом спектакле. Это комедия и в ней сыграют народный артист России Юрий Лазарев и наша любимая Наталья Ткаченко, Стелла в «Трамвае Желание», одна из самых талантливых актрис среднего поколения в Санкт-Петербурге.

Дальше – не менее громкая премьера – Влад Наставшевс, латвийский режиссер, который активно завоевывает пространство «Гоголь-центра» у Кирилла Серебренникова. Он поставит «Кабаре» по лирике Михаила Кузьмина. Это будет очень красивая, стильная, светская история на подмостках «Приюта». Эта премьера должна состояться в апреле.

И пятая премьера – известный уже в Петербурге режиссер Евгения Сафонова, которая поставила у Валерия Фокина в Александринском театре «Цари» Кортасара, а у нас она поставит, скорее всего, какую-то новую пьесу Ивана Вырыпаева. Такой вот у нас будет сезон. Я думаю, вряд ли с нами кто-то сможет соперничать.

Среди запланированных спектаклей, которые Вы перечислили, какая-то провокация, вроде «Любовной истории», будет?

Я не сторонник провокаций. Я считаю, что публику нужно привлекать не провокацией, а серьезной качественной работой. Если это серьезная качественная работа, то там есть и элементы провокации, и любовной истории (как это совпало – «Любовная история» и провокация), хотя это не относится к спектаклю Волкострелова, это относится к артистам.

У театра есть единая целевая аудитория, или Вы ориентируетесь на разные сегменты аудитории (как это цинично звучит в отношении театра)?

Все правильно. Думаю, театр «Приют комедианта» это очень вкусно сделанный салат Оливье, где есть разные ингредиенты. И, в общем-то, весь кайф «Приюта» в том, что можно увидеть абсолютно разные жанры и спектакли. Мы выстраиваем каждый спектакль на определенную аудиторию, политика театра рассчитана на молодой средний класс. На людей образованных, умных, мыслящих. Не интересно делать театр по типу «Моего женатого таксиста» (пьеса Рея Куни «Слишком женатый таксист» о Джоне Смите-двоеженце???). Интересно делать театр, где можно подумать, попереживать. Не просто тупо отвлечься от современной действительности, но что-то пощекотать в себе. Театр для этого и существует. И в конечном итоге мы воспитываем людей своей эстетикой. С другой стороны, мне кажется, любой аудитории, пришедшей в театр, интересно сходить на два-три разных направления. Это подобно тому, как мы идем в Русский музей и видим залы икон, Кандинского и, например, Сальвадора Дали. И в любом случае, что-то нравится больше, но интересно и то, и другое, и третье. И в этом синтезе — политика «Приюта комедианта».

И еще о синтезе – «Приют» сотрудничает и с «Этюд-театром», помогает «On.Театру», с другими коллективами сотрудничаете. Это от скудости петербургского театрального пространства или осознанная политика театра, который хочет стать мейджером в нашем городе?

Во-первых, в самой политике театра заложено стремление объединять, соединять. Мы – собиратели хороших артистов, хороших режиссеров, хороших театров. Наша главная политика – давать им кров и приют. Я не буду отрицать того, что у нас действительно есть желание стать хедлайнером в театральной жизни Петербурга по объединению молодых и серьезных талантов. Это то, что мы и делаем, и чем дальше, тем больше мы этот процесс укрупняем.

Я бы не говорил о некой скудости в Петербурге. Ведь рождение коллективов и творческих ансамблей это случай, это судьба. Другое дело, если это родилось, то это надо поддерживать. В этом смысле не должно быть ни у кого пожизненной вотчины на помещение, например. Если мы посмотрим историю дореволюционного театра, то театры менялись в зданиях.

Если отвечать коротко, то да, мы хотим стать хедлайнером в городе по собиранию талантов.

По поводу «вотчины». В интервью «Диалогу» глава Комитета по культуре Василий Панкратов говорил о том, что в перспективе всех директоров театров переведут на срочные контракты. Вы уже на срочном контракте?

Нет, пока нет, потому что мне пока срочный контракт никто не предлагал заключать. Но я понимаю, что это неизбежный процесс, и я его очень приветствую. И совершенно не парюсь на счет того, чтобы мне перейти на срочный контракт на 3-5 лет. Меня это не волнует, не пугает, не смущает. Это правильная история, потому что это подстегивает любого человека, заставляет понимать, что государство дает время и карт-бланш на то, чтобы реализовать свою программу. Эту программу у тебя принимает государство (в данном случае – город). Если город ее принимает, то он должен и помогать в ее реализации.

И еще вопрос по поводу помещений. «Приюту» тесно. У вас есть какие-то резервы для расширения?

Резервов у нас нет, мы исчерпаны абсолютно. У нас жуткая, катастрофическая ситуация: при репертуаре в 26 названий, при объединении 122 артистов, при объединении лучшей отечественной режиссуры, и не только отечественной (например, Явор Гырдев из Болгарии), при этом мы храним декорации в 4-х местах в городе, потому что у нас нет места. У нас очень много проблем. Но я думаю, это самый серьезный вопрос, которым живет «Приют комедианта» и варианта тут два: либо «Приюту комедианта» город найдет новое помещение, либо будет решаться моя судьба индивидуально, чтобы где-то продолжить ту политику «Приюта», которую я провожу здесь.

Вы не исключаете, что смените место работы в ближайшее время?

Я ничего вообще не исключаю в своей жизни.

ОК. В Вашей жизни был и такой момент недавно: Вы подписали письмо с призывом не торопиться с продажей Дирекции зрелищно-театральных касс. Чего опасаетесь?

Я далеко не ретроград и очень свободный человек. Но я считаю, что перед тем как что-то сильно менять, надо просчитать все риски, просчитать «за» и «против», которые принесет эта ситуация. На данный момент я не вижу четкого понимания ситуации, просчета того, что может дать продажа Дирекции зрелищно-театральных касс. Мне это напоминает «до основания мы разрушим».

На данный момент ДЗТК – крупнейший продавец билетов. Не секрет ни для кого, что практически 50% билетов, а то и больше, во все театры Петербурга продает Дирекция. Все остальные операторы, такие как «Софит», «Ваш билет», «МузБилет» имеют гораздо меньшую долю в продаже билетов, чем Дирекция. Будет ли интересным новому владельцу Дирекции продавать билеты? Сохранится ли сеть киосков, не будут ли они перепрофилированы под сосисочные, газетные киоски, авиакассы? Я не вижу внятного ответа. Я не понимаю, зачем городу терять такой актив. Мне никто это не объясняет, а я хотел бы услышать это. Я руковожу 17 лет театром, система ДЗТК складывалась годами. Давайте сначала проведем анализ и посмотрим, а кто на нее претендует.

Я вижу очень большие риски в данной ситуации. Мы знаем, что разрушить можно быстро, создать тяжело. И мне кажется, что на данный момент Дирекция работает очень профессионально. А у нас тоже не так много профессионалов на этом рынке. И все-таки, там работают кассиры, многие годы и они реально знают театр. Это не просто продавцы овощей или секонд-хенд, нет, они образованные люди. Поэтому я совершенно не против преобразований, но если они просчитаны, логичны и пойдут на пользу петербургскому театру.

И еще о преобразованиях: сейчас будет реформирован Мюзик-Холл, там новый директор. Труппа, видимо, будет ликвидирована, а театр станет площадкой для совершенно разных спектаклей, шоу. На Ваш взгляд, как эксперта, театрального менеджера, это правильная стратегия?

Я совершенно не могу оценивать нынешнюю ситуацию в Мюзик-Холле. Я прекрасно знаком с Фабио (Мастранжело, новый директор Мюзик-Холла – ИА «Диалог»). Мне кажется, по работе любого человекам нужно судить спустя какое-то время. Для меня работа это звучание площадки, реноме, позиции театра в городе. Назначен Фабио Мастранжело – замечательно. Дайте ему поработать. Наверняка у него срочный контракт, давайте посмотрим спустя какое-то время, что он сделает и уже потом будем судить. Есть разные модели театров. Если на данный момент Фабио видит модель без труппы и некую прокатную площадку с привлечением чего-то талантливого и с собственной продукцией , значит, у него такое видение. А результат посмотрим через какое-то время.

И последнее: кто главный конкурент Вашего театра?

У «Приюта комедианта» нет конкурента. У нас очень четко выстроена программа. Конечно, есть конкуренция за зрителя, это нормально. Но вот чтобы сказать, что кто-то в Петербурге идет той же дорогой, что и «Приют комедианта», такого я не вижу. Поэтому я считаю, что у нас нет конкурентов. Мы идем своей дорогой и главное, добиваться того, чего мы хотим.

Беседовал Василий Романов, ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!