Максим Мейксин: Вопрос перевода промышленности из центра требует крайне глубокой проработки
06 мая 2013 | 15:21Максим Мейксин — руководитель одного из ключевых комитетов экономического блока городского правительства. С главой комитета по промышленности и инновациям «Диалог» обсудил приоритетные отрасли промышленности, вопросы вывода заводов из центра города и влияние ВТО на городскую экономику.
Сейчас много говорят о создании в Петербурге Арктического кластера. Хотелось бы понять конкретно — какие это будут предприятия, чем они будут заниматься?
Так исторически сложилось, что именно в Санкт-Петербурге сформировался арктический кластер: здесь сконцентрирован целый комплекс научных, научно-исследовательских организаций и высокотехнологичных промышленных предприятий.
Это и Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового Океана имени академика И.С. Грамберга, Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского. Также в нашем городе расположена уникальная организация — Крыловский государственный научный центр, который на протяжении своего более чем векового существования является головной научно-исследовательской организацией судостроительной отрасли страны, обеспечивающей развитие военного и торгового флотов, проектирование и строительство кораблей, судов и морских сооружений, в том числе ледокольного флота, средств освоения ресурсов морей и океанов.
Из промышленных предприятий к арктическому кластеру можно отнести проектные организации СПМБМ «Малахит», ЦКБ МТ «Рубин» Северное ПКБ и верфи — Балтийский завод, Адмиралтейские верфи, Северная верфь на которых строятся ледоколы, в том числе атомные, танкеры, судна снабжения буровых платформ.
При создании этого кластера государство будет только координатором или и соинвестором тоже?
Предприятия, входящие в арктический кластер, как и любые другие субъекты промышленной деятельности, имеют право на поддержку в виде субсидий, выделяемых в рамках программы «Наука. Промышленность. Инновации». Среди основных направлений реализации Комплексной программы: содействие технологическому развитию и модернизации предприятий и организаций; развитие инновационной инфраструктуры и территорий; кадровое обеспечение инновационного развития экономики Санкт-Петербурга; содействие развитию кластеров и другие. Все десять мероприятий поддержки могут быть использованы и для развития арктического кластера. При этом и административную поддержку недооценивать нельзя.
Много говорят о необходимости вывода производственных мощностей за пределы исторического центра города. Будет ли эта политика дальше реализовываться, и если да, то где находится граница, определяющая такой вывод.
Вопрос перевода промышленности из центра города требует крайне глубокой проработки. Да, безусловно, если в центре города находится экологически вредное предприятие, его надо выводить. Но если речь идет о том, что мы всю промышленность будем выводить из города, то хочу сказать, что за последние 15 лет мы и так уже получили рост транзитно-транспортных потоков в несколько раз. Когда в Комитет поступают заявки на вывод предприятий, например, с пр. Обуховской Обороны, то это кажется странным. Мы воспринимаем это как традиционно сложившиеся зоны застройки, которые предполагают размещение как промышленных, так и жилых зон. Условно говоря, чтобы люди могли из этих жилых зон ходить пешком на работу. Если мы все предприятия выведем ближе к кольцевой дороге или еще дальше, то получим сотни тысяч горожан, выезжающих утром из города на окраины, и столько же въезжающих вечером. И неизвестно, что хуже – думаю, от автотранспорта, который будет стоять в этих пробках, экологический урон будет еще больше. Город не в состоянии будет построить инфраструктуру, которая бы обеспечивала такую многомиллионную миграцию.
Другой аспект: у многих предприятий нет средств на то, чтобы переехать, и когда в генплане, например, предусматривается, что с 2015 г. нынешняя зона промышленной застройки должна стать общественно-деловой, то мы считаем, что это не совсем правильно. Позволить себе потратить еще несколько сотен миллионов рублей на переезд на новую площадку и подготовку инфраструктуры, провести благоустройство может далеко не каждое существующее сегодня предприятие. А ведь каждое из них – это рабочие места, это налоги.
Многие предприятия в Петербурге используют труд мигрантов. Однако миграция, прежде всего нелегальная, является острейшей социальной проблемой. Как обеспечить баланс между потребностями экономики в таком труде и возможностями социальной инфраструктуры?
На этот вопрос в своем ежегодном отчете перед депутатами Законодательного Собрания четко ответил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. В ноябре Правительством была принята специализированная городская программа «Миграция», в которой затрагиваются вопросы использования национальных трудовых ресурсов, оптимизации объемов и структуры привлечения рабочей силы из-за рубежа.
Многие предприятия говорят о «кадровом голоде». Что делает город для борьбы с этим дефицитом?
В целях кадрового обеспечения инновационного развития экономики Санкт-Петербурга разработана и реализована Программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для промышленности Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы. В рамках данной программы петербургские предприятия получают из бюджета города субсидии в размере 80% суммы их собственных затрат на обучение своих сотрудников.
В реализации программы в 2012 году участвовали 26 промышленных организаций, сотрудники которых обучались в более 40 петербургских учебных заведениях и центрах. Обучение прошли порядка 1700 человек.
Из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидий 19 участникам программы (субъектам промышленной деятельности) было выделено 17,62 млн. рублей.
Уже год в Санкт-Петербурге существует образовательная программа по подготовке нового поколения специалистов для российской фармацевтической отрасли. Программа, направленная на профессиональное развитие и повышение квалификации для студентов и специалистов российской фарминдустрии, была создана при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и специально разработана компаниями Pfizer, BIOCAD и Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академией (СПХФА).
Подобный опыт существует и в сфере автомобилестроения. В городе в настоящее время совместно с автопроизводителями реализуется проект по развитию центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий автомобильной промышленности.
Подготовкой кадров по рабочим специальностям занимается Профессиональный лицей № 110 «Автосервис», а Санкт-Петербургский политехнический университет готовит специалистов в области инженерии.
Перед вступлением России в ВТО у некоторых экономистов были опасения, что это ударит по отечественной промышленности. В действительности, это ударило как-то по предприятиям Петербурга?
С точки зрения макроэкономических параметров у России очередной рекорд по сальдо внешнеэкономического баланса. Мы увеличили свой экспорт. Пока вступление в ВТО положительно сказывается на экономике в целом. Это, можно сказать, международное разделение труда. С точки зрения промышленности, исходя из мониторинга, который мы осуществляем, пока несильно повлияло. Скорее экспортные возможности увеличились. Комитет еще будет курировать вопросы агропромышленного комплекса.
Сейчас темпы роста промышленного производства в Петербурге несколько снизились. Что будет город делать, чтоб этот рост «подхлестнуть»? Или это не нужно?
Темпы роста промышленного производства в Санкт-Петербурге по-прежнему превышают среднероссийские. По итогам 2012 года индекс промышленного производства по Санкт-Петербургу составил 104,3%, в среднем по России – 102,6%.
С начала 2012 года в Санкт-Петербурге отгружено промышленной продукции на общую сумму более 2,0 трлн. рублей, что на 13% превысило уровень аналогичного периода прошлого года. Пятая часть объема – продукция машиностроения (транспортные средства, машины и оборудование различного назначения).
Среди регионов России Санкт-Петербург занимает первое место по отгрузке машиностроительной продукции, обеспечивая порядка 9% общего объема по стране.
В годы правления Валентины Матвиенко значительный упор делался на автопром. Сейчас город будет продолжать развивать этот кластер или он уже сформировался и новые заводы нам не нужны?
Приоритеты не изменяются. Сегодня приоритетные кластерные направления для города – судостроительный кластер, медико-фармацевтический, медицинского оборудования, аэрокосмический, радиоэлектронной промышленности, IT-кластер и автокластер, хотя последний и не является в чистом виде кластером.
На самом деле существует масса различных образований, недавно презентовали ювелирный кластер, например. В принципе это не классический кластер: предприятия ювелирной промышленности объединились на основе образовательной тематики, чтобы готовить кадры для своей отрасли. Предприятия объединяются для того, чтобы возникла синергия развития от взаимодействия друг с другом в области производства, образования и науки. Сейчас идет строительство второй очереди завода «Ниссан», который позволит в 2,5 раза увеличить выпуск автомобилей – до 125 тыс. в год – и производить пять различных моделей одновременно. Кстати, компания «Ниссан» полностью перерегистрировалась на налоговый учет Петербурга. На данный момент они по дилерским продажам через центры и по производству полностью зарегистрированы в Санкт-Петербурге. Для нас это очень важный вопрос – локализация налогов. И локализация производства. Чем выше будут эти показатели у компаний, тем активнее город будет им помогать.
И последнее. Сейчас часто фигурирует мнение, что Петербург стал менее привлекательным для инвесторов. Это так?
Петербургская промышленность остается одной из наиболее привлекательных отраслей для инвесторов. В 2012 году объем инвестиций в промышленность составил 84 млрд. рублей, темп роста инвестиций 110%. Это и есть лучшие показатели инвестиционной привлекательности.
Лифт для автомобилей
гаражный лифт для автомобилей
ru.gidrolast.com